Актуальные проблемы развития правовой компетентности современных специалистов в области здравоохранения в условиях послевузовского образования
Авторы: Морозов Александр Владимирович, Анучкин Вячеслав Анатольевич
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 423 раза
Библиографическое описание:
Морозов, А. В. Актуальные проблемы развития правовой компетентности современных специалистов в области здравоохранения в условиях послевузовского образования / А. В. Морозов, В. А. Анучкин. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1146/ (дата обращения: 16.11.2024).
Происходящие в нашем обществе сложные социально-экономические процессы: формирование рыночных отношений, часто на криминальном уровне; тяжёлое экономическое положение большинства населения страны и резкое расслоение общества; отказ от классовых и связанных с бытом духовных и идеологических ценностей бывшего советского общества, породили новые учебно-воспитательные проблемы.
Высшая школа всегда являлась важнейшей составной частью единого хозяйственного комплекса страны, перед которой стояли и стоят задачи подготовки высококвалифицированных кадров специалистов. Но сегодня необходимо не только совершенствовать их профессиональные качества, но и учить быть психологически готовыми к новому виду профессиональной деятельности. Настоящее время выдвигает принципиально новую систему ценностей, основу которой составляет общая компетентность, одной из составляющих является правовая компетентность.
Правовая компетентность специалиста, как и любого гражданина, подразумевает собой знание и выполнение им социальных норм и правил поведения людей, которые устанавливаются или санкционируются государством, естественно в соответствии с его полномочиями, правами и обязанностями.
Анализ и обобщение специальной литературы по проблемам обучения взрослых и повышения квалификации специалистов позволили установить, что в настоящий момент отсутствует четкая единая государственная политика, которая бы стимулировала правовое обучение специалистов в области здравоохранения; недостаточно осуществляется государственное регулирование и контроль за процессом повышения нормативно-правовых знаний у медицинского персонала; организация и содержание процесса обучения взрослых в условиях послевузовского образования во многом слепо копирует обучение, существующее в средних и высших учебных заведениях, где обучается совершенно иной контингент учащихся; процесс профессионального совершенствования специалистов в области здравоохранения недостаточно учитывает их индивидуальные, социально-психологические особенности.
Основными причинами сложившегося положения, на наш взгляд, являются:
Недооценка значимости правовой подготовленности медицинского персонала со стороны руководителей соответствующих образовательных учреждений и ведомств.
Отсутствие должного научно-теоретического обоснования содержания и организационно-дидактических форм правовой подготовки специалистов в условиях послевузовской профессиональной деятельности.
Ограниченность возможностей для эффективного правового самообразования различных категорий специалистов в области здравоохранения.
Стремление развить уровень правовой компетентности специалистов в области здравоохранения ставит задачу поиска новых, перспективных средств, способов и подходов к ее организации. Механизм развития правовой компетентности специалистов в области здравоохранения должен представлять собой четко отлаженную систему учебно-организационных мероприятий, реализуемых в системе дополнительного послевузовского профессионального образования, основанных на комплексных, интегральных акмеологических подходах, позволяющих учитывать всю совокупность критериев, факторов и возможных последствий.
Одним из возможных путей решения этой важной задачи является, по нашему мнению, эргономичное построение цикла правовой подготовки специалистов в области здравоохранения на принципах концепции планомерного формирования умственных действий с использованием активных форм обучения и современных информационных технологий.
Правовая компетентность, являясь неотъемлемой составляющей общей культуры специалиста в области здравоохранения, позволяет ему успешно участвовать в профессиональной деятельности. По всей видимости, совсем не случайно Президент РФ, выступая на конгрессе по правовым реформам, одной из основных задач назвал правовое воспитание.
В юриспруденции используется такое понятие: правовая инфляция, то есть обесценивание нормативных актов в силу их непомерного количества. В настоящее время как раз и наблюдается этот поразительный инфляционный процесс, касающийся законотворчества в нашей стране. Низкая профессиональная квалификация законодателей привела к тому, что подготовленные ими законы, нормативные акты и постановления бессистемны, а часто и противоречивы. Во многом именно поэтому они не исполняются теми, кто должен их исполнять и соблюдать, т.е. гражданами. А ведь от правового воспитания отдельной личности зависит состояние законности и правопорядка в государстве.
Таким образом, действенность права, прочность законности зависят не только от степени развития законодательства, совершенства юридической практики, но и в большей мере от правосознания, правовой воспитанности, от общей правовой культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.
В праве воплощаются великие ценности общества за многие годы его существования. Стало быть, воспитывать в правовом духе - значит через нормы права утверждать великие ценности (демократические завоевания граждан России, экономические преобразования, предельную организованность во всех сферах жизни общества, четкий общественный порядок, дисциплинированность и ответственность и др.).
Этому и должно придаваться повышенное внимание со стороны государственных органов, которые при помощи системы средств правового воспитания должны обеспечивать высокую правовую культуру всех граждан, включая и обучающихся в различных образовательных учреждениях.
В психологической и педагогической литературе ситуация применения знаний для решения профессиональных задач, в данном случае, задач, связанных с формированием правовой компетентности, трактуется как определенный уровень усвоения этих задач, а также учений и навыков. Важнейший психологический акт, задающий специфические требования к формированию личности профессионала, заключается в том, что усвоенные в процессе обучении знания, умения, навыки выступают в профессиональной деятельности уже не в качестве того предмета, на который направлена их активность, а в качестве средства решения принципиально иных, чем в обучении, задач и проблем [1].
Формирование правовой компетентности требует разработки и применения соответствующей технологии обучения. При этом знания являются не главной, но промежуточной целью правовой компетентности. Для того, чтобы сформировалась правовая компетентность, право должно перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, закрепиться в навыках нормативно-правового поведения, стать внутренним убеждением, приобрести смысл для личности. Действительно компетентным лицом станет тот, кто сможет объединить знания и навыки для решения конкретной проблемы в сфере права.
Для этого необходимы: ценностно-ориентационная компетентность; регулятивно-поведенческая компетентность; коммуникативная компетентность.
В последнее время термин «компетентность» приобрел особый смысл в понятийном аппарате профессиональной педагогики, и причиной тому - целый ряд достоинств.
Во-первых, термин «компетентность», одним словом выражая значение традиционной триады «знания, умения, навыки», служит связующим звеном между ее компонентами. Само определение, согласно которому «компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение», уже как бы аннулирует саму возможность противопоставить компетентность знаниям, умениям или навыкам. При этом, что особенно важно для педагогики, компетентность предполагает опыт самостоятельного получения универсальных знаний [2].
Во-вторых - и это главное - он наиболее целесообразен для описания реального уровня подготовки специалиста - выпускника высшей школы. «На наш взгляд, целевая установка на подготовку высококвалифицированных специалистов, в совершенстве владеющих избранной профессией, в реальных условиях средней или даже высшей профессиональной школы является не чем иным, как благим пожеланием. В этом смысле компетентность - более приземленная и реальная цель, так как имеется определенная разница между компетентностью и совершенством... Компетентность отличается от совершенства по своему характеру и уровню. Компетентность - это состояние адекватного выполнения задачи. Она обычно не поддается сравнению. Человек либо компетентен, либо не компетентен по отношению к требуемому уровню исполнения, а не по отношению к достижениям других. Совершенство - это одновременно и абсолютное состояние достижения, и высший уровень функционирования, достигаемый немногими по отношению к большинству» [4, с. 6].
В-третьих, компетентного специалиста отличает способность действовать в условиях выбора, среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения - словом, обладать критическим мышлением.
В-четвертых, компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. Иными словами, компетентность - это способность к актуальному выполнению деятельности.
В-пятых - и это вытекает из предыдущих пунктов - компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты. Иными словами, компетентный человек должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решить ее практически, т.е. обладать методом («знание плюс умение») решения.
В педагогической науке под правовой компетентностью понимают способность человека эффективно решать возникающие в жизни проблемы правовыми способами.
Отсюда следует, что правовая компетентность врача, как и любого специалиста, как и любого гражданина, подразумевает знание им социальных норм и правил поведения людей, которые устанавливаются или санкционируются государством, естественно в соответствии с его полномочиями, правами и обязанностями, а также сформированность необходимых навыков и умений.
Анализируя факторы, составляющие правовую компетентность, следует отметить, что, хотя навыки, необходимые для приобретения компетентности, всеобъемлющи и могут быть применены в различных обстоятельствах, компетентность в такой сфере как право, требует также специальных знаний:
человек со сформированной правовой компетентностью должен иметь систематические знания по основам права и быть способным самоопределяться и самореализовываться в типовых правовых ситуациях, определять собственную позицию на основе принципа неразрывности прав и обязанностей;
иметь систематические фундаментальные знания по общим и профильным разделам права, быть способным определять адекватные модели поведения и/или принимать решения в типовых и нестандартных правовых ситуациях;
иметь глубокие системно-организованные знания по общим и профильным разделам права (на профессиональном уровне), быть способным к применению правовых норм в сложных неоднозначных правовых ситуациях.
Таким образом, знания, будучи важным условием, предпосылкой правовой компетентности, являются лишь промежуточной, а не конечной целью. Наличие знаний специалисты относят к информационно-познавательной компетентности. Действительно компетентным лицом является тот, кто может объединить знания и навыки для решения конкретной проблемы. Во многих исследованиях отмечаются следующие факторы:
ценностно-ориентационная компетентность, состоящая в осознании и принятии основных правовых принципов, действующих в демократическом обществе, осознание ценности права как способа согласования интересов людей и поддержания стабильности
общества, правопорядка и законности; осознание необходимости правомерного поведения, неприятия асоциального поведения как фактора разрушения общества; формирование собственных установок и ценностных ориентации;регулятивно-поведенческая компетентность: наличие позитивных правовых установок, готовность следовать общепринятым нормам, умение принимать самостоятельные решения, прогнозировать их последствия, нести ответственность за свои действия, наличие навыков разрешения конфликтов правовыми средствами, обращение за квалифицированной юридической помощью;
коммуникативная компетентность, которая включает приобретение готовности к конструктивному правовому взаимодействию, ведение переговорного диалога, аргументацию и презентацию собственной точки зрения, достижение договоренностей.
Результатом полученных знаний и навыков должно стать появление у специалиста в области здравоохранения правового мышления, позволяющего осуществлять правовой анализ складывающихся ситуаций и происходящих событий; управленческие решения должны приниматься на основе такого мышления.
-
- Литература:
Вербицкий А.А. Познавательная активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект) // Сборник научных трудов. - М., 1986.
Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы: вопросы образования. - 1988. - № 1. - С. 32.
Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996.