Об учебном кино в 1930-80-ые годы по материалам газеты «Правда» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мальцев, Д. В. Об учебном кино в 1930-80-ые годы по материалам газеты «Правда» / Д. В. Мальцев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1152/ (дата обращения: 19.12.2024).

Учебные фильмы в нашей стране имеют богатую историю. В советские годы существовала целая индустрия по созданию учебных и научно-популярных фильмов. В данном направлении работали специализированные киностудии: Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов «ЦентрНаучФильм», «КиевНаучФильм», кинолаборатории «Школфильм» и «Вузфильм», центральная кинолаборатория «Союзвузфильм», Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов «Леннаучфильм», Свердловская киностудия, Днепропетровская лаборатория по производству технических средств обучения, киностудия учебных фильмов Киевского университета им. Т.Г. Шевченко и др.

В статье осуществлен краткий экскурс в историю учебного кино во времена СССР по материалам газеты «Правда». Данная газета в рассматриваемый период времени являлась по настоящему массовым средством информации. Опираясь на ее материалы, сделана попытка показать, какие проблемы в области учебного и научно-популярного кино выносились на всеобщее обозрение, волновали преподавателей, режиссеров и насколько они актуальны в настоящее время.

Уже в 30-ые годы прошлого века учебное кино активно способствовало развитию медицины как науки, помогало совершенствованию врачей. Так, в 1935 году путем удачного присоединения микроскопа к киноаппарату впервые в истории медицины удалось воспроизвести на экране работу элементов сердца [1]. Фильм произвел сильный эффект. Внимание уделялось и учебным фильмам о физиологии нервной системы [2]. Следует сказать, что в эти годы интерес к советскому учебному кино был действительно сильный. Об этом свидетельствует заключение соглашения с итальянским национальным институтом воспитательной кинематографии «Люче» о взаимном обмене хроникальными и научными фильмами [3]. Ежемесячно планировалось поставлять по 5-6 новых сюжетов. За выходом новых учебных фильмов следили даже Чешские газеты. Кино не просто производилось, а подчеркивалось, что активное использование учебного и научно-популярного кино в учебном процессе положительно сказывается на успеваемости школьников[14].

В 30-ые – 70-ые годы учебные фильмы не только прославляются, но и подвергаются обоснованной критики учителей практиков[3]. Критикуются даже планы министерства просвещения по созданию учебного кино. Поднимается вопрос отсутствия методических указаний по использованию кинопродукции на уроке, отсутствию удобного компактного киноаппарата, отсутствие школьных фильмов на языках коренного населения. Поднимаемые в прессе вопросы свидетельствуют об активном интересе общественности к учебному кино. В 1959 году проходит всесоюзное совещание по вопросам учебного кино[5]. Уже тогда звучат высказывания об эффективности учебных фильмов в заочной форме обучения, о необходимости создания специализированных киностудий для более массового производства данной кинопродукции. В статьях приводятся конкретные цифры. Так в 50-ых годах для использования на уроках было доступно около 400 учебных фильмов[4], в 60-ых около 800[6]. C 1955 по 1962 выпущено всего 359 кинокартин[6]. По каждому предмету не более 5-6 картин. Подчеркивается, что этого явно недостаточно. Это во многом связано с проблемой заказа учебных фильмов[8]. Критикуются комиссии по отбору проектов учебных фильмов. Имеют место необоснованные претензии к сценариям. Для решения проблем предлагается введение должности научного консультанта для конкретного фильма, который будет фактически членом съемочной группы и сопровождать все этапы создания кинокартины [8]. Так, в статье Кинорежиссера В. Лопатина от 1973 года говориться о проблеме недостаточного производства именно учебных картин, об отсутствии по всем предметам именно законченных циклов учебных фильмов. А только цикл позволяет обеспечить выполнение принципов систематичности и последовательности [10]. Отсутствие таковых затрудняет оценку эффективности применения учебного кино в образовании. При этом слишком много снимается технико-пропагандистских лент, создаваемых по заказу многочисленных министерств и ведомств с ограниченным тиражом. Система заказов учебных фильмов, ориентированна на единичные работы по разрозненным темам. Так же предлагается интересная идея задействования выпускников Всесоюзного института кинематографии в производстве школьных фильмов на этапе дипломных работ [6].

Министерство высшего и среднего специального образования СССР реагирует на замечания[12]. Пытается решить проблемы, поручая распространение и тиражирование специализированной организации «Союзвузфильм». Также обещает улучшить и методическую поддержку педагогов.

В настоящее время все вопросы в принципе остались актуальными. По прежнему нет законченных циклов учебных фильмов для школы и вуза. Система производства фильмов стала еще менее понятной. Фактически, крупные киностудии только восстанавливают силы в данном направлении. Зато появляется большое количество полулюбительских в кинематографическом плане видеофильмов, видеолекций. Среди некоторых можно встретить и очень качественные работы. Возможно, развитие мини студий при вузах с ведущими педагогами-практиками будет одним из путей насыщения образования данной видеопродукцией.

Сейчас почти также актуально звучит фраза о перспективности учебных фильмов в заочной форме обучения. Заочная форма начинает переживать бум, опираясь на развитие коммуникационных технологий. Здесь чувствуется сильная необходимость в разработке конкретных методик уже с учетом новых технологий.

В 60-ые годы происходит активное развитие космонавтики. Научно-популярное кино не остается в стороне и появляется картина П. Клушанцева «Луна»[7]. Картины данного режиссера опережают по используемым спецэффектам зарубежные фантастические фильмы. К сожалению, в настоящее время по качеству специальных эффектов даже художественное Российское кино пока отстает от западного. Но бурное развитие киноиндустрии дает надежду на перелом ситуации.

В рассматриваемую эпоху часто обсуждается проблема, почему учебное кино плохо внедряется в школу и вуз[8]. Одной из причин считают плохую кинофикацию школ, причем техникой как компактной узкопленочной, так и широкоформатной, рассчитанной для больших аудиторий[6]. В частности, отмечается, что в Киеве только треть школ снабжена киноустановками по состоянию на 1969 год [8]. Это мало. Но работников образования волнует не только техническая сторона вопроса. Для повышения качества фильмов необходимы научные исследования по психологии восприятия информации, по эффективности различных типов учебных фильмов [10].

В наше время учебные учреждения снабжаются мультимедиа проекторами. Техника стала компактной, менее шумной. Тем не менее, существует один нюанс, на который практически не обращают внимание. Приобретаемые в школы мультимедиа проекторы, как правило, рассчитаны в основном на демонстрацию статических слайдов. Для качественного показа кино требуются более дорогие устройства, особенно для больших аудиторий. Демонстрация фильмов на неприспособленных для этого мультимедиа проекторах не приведет к желаемому эффекту и может даже создать нежелательную нагрузку на зрение учащихся. В наше время, безусловно, ведутся и работы по изучению восприятия информации с экрана. Они, правда, больше востребованы индустрией рекламы. Кроме того, здесь накладывается и технологический аспект. Нас ожидают работы по возможностям учебных фильмов в 3D.

В 60-ые годы обсуждается и проблема «художественности» учебного кино [8]. Говориться, что фильмы не должны быть сухими и скучными [6]. Фильмы должны быть увлекательными и создаваться художниками, любящими детей. Настаивается на участии в создании фильмов экспертов, мастеров кинематографа [6]. В частности, кинодраматург Б.Винницкий считает, что фильмы не должны быть беспристрастными [8]. Правильно введенная эмоциональная составляющая будет только способствовать восприятию учебного материала. В качестве положительного примера с эмоциональным воздействием упоминается фильм о природе старейшего режиссера научно-популярного кино Михаила Каростина «Истоки жизни»[9].

Как говорилось выше, в настоящее время создается довольно много учебного видео. Но оно не соответствует кинематографическим критериям качества. Это связано с тем, что видеопродукция в основном производиться не специализированными студиями, а педагогами-новаторами. А педагог может просто не обладать нужной аппаратурой, помощниками и кинематографическими знаниями. Проблема повышения качества не может быть решена разом. Должны возобновить активную работу специализированные кино-видео студии, развиться студии при учебных заведениях.

В рассматриваемое время не забывают размышлять и о проблемах выбора сюжетов для научно-популярных фильмов. Считают, что они должны создавать впечатление о генеральном пути развития науки [13]. В настоящее время научно-популярные фильмы более освещают псевдо науку. В частности, предположения о конце света. Конечно, это соответствует тематике данного жанра. Но желательно более широко освещать достижения реальной науки, тем более, что они действительно имеют место. И здесь научно-популярный жанр чаще представлен небольшими телевизионными сюжетами в познавательных и новостных передачах каналов «СТС», «Россия 24». Большой вклад в данном направлении принадлежит и каналу «Культура».

Также в рассматриваемый период активно обсуждается проблема учебного телевидения в России и союзных республиках [8] [11]. Говориться, что телевизионные учебные передачи редко включаются в содержание школьного урока. Это связано с реальными сложностями создания таких передач. Одна из причин - недостаточное взаимопонимание педагогов и телевизионных работников [11]. Очевидна и сложность подгона уроков под учебные телепередачи [14].

В настоящее время проблема учебного телевидения так и не решена. Более того, в том понимании она уже и не актуальна. Проблему с подгонкой времени урока под трансляцию решает Интернет трансляция в удобное время. Необходимо только создать банк учебного видео и предоставить скоростной Интернет канал. И это конечно большая отдельная работа. В качестве примеров ведущейся работы в этом направлении можно упомянуть видеохостинги: http://interneturok.ru, http://univertv.ru/ и сайт http://www.intuit.ru/.

В семидесятые годы телевидение не считают альтернативой кино[14]. Существуют планы ввести в программу пединститутов факультативный курс основ теории и истории кино и создать фонд фильмов для школ в каждом городе. В настоящее время граница между телевидением и кино становиться очень узкой. Это связано с внедрением телевидения высокой четкости. Качество изображения вплотную приближается к кинотеатральному. При этом, в педагогических вузах так и не введены курсы по теории кино. Более того, близкий по содержанию предмет «Аудиовизуальные технологии обучения» в бакалавриате вовсе не присутствует. Возможно, подразумевается, что данные темы будут рассматриваться в курсе «Информационно коммуникационные технологии обучения».

Интересно, что в 80-е годы вручаются Государственные премии РСФСР за научно популярные фильмы и это освещается в прессе [15]. Сейчас поощрение и признание может выражаться премиями кинофестивалей. К счастью такие фестивали проводятся. Например, международный фестиваль документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Вузовское кино»; международный байкальский фестиваль документальных научно-популярных и учебных фильмов "Человек и природа" и др. При этом, важную роль в оценке учебных фильмов должны играть учителя-практики. Информацию о подобных конференциях и конечно теоретические изыскания в области учебного кинематографа было бы полезно публиковать в специализированном издании. К сожалению, в настоящее время нет узкоспециализированного издания по вопросам учебного кино.

В заключении следует сказать, что хотя многие проблемы и остаются нерешенными, все-таки педагоги-новаторы продолжают работать в рассматриваемом направлении, постепенно продвигая теорию и практику учебного кино вперед. Хорошим подспорьем здесь выступает сам технический прогресс. Развитие техники дает новые большие возможности, просто недоступные в прошлом веке.


Литература:

  1. Советские научные фильмы и кинохроника за границей // Правда. 1935. 17 сент. №257

  2. Фильм о работах академика Павлова // Правда. 1935. 28 июля. № 206.

  3. Работа сердца на экране // Правда.1935. 28 мая. № 145.

  4. Симанчук О. Кино-важное учебное пособие // Правда 1956. 28 дек. № 363.

  5. Кино в школе и вузе // Правда. 1959. 11 июня. № 162.

  6. Брусничкина Р. Добрый спутник учителя // Правда, 1964. 7 янв. № 7.

  7. Луна_//Правда. 1965. 24 марта. № 83.

  8. Винницкий Б. ЭКРАН НА ПУТИ К ШКОЛЕ // Правда. 1969. 1 апр. № 91.

  9. Маркова Ф. В защиту лесов и долин // Правда, 1972. 30 марта. № 90.

  10. Лопатин В. Как учит учебный фильм // Правда 1973. 30 янв. № 30

  11. Рейди И. Кино на уроке // 1974. 7 дек. № 341.

  12. Будет больше учебных фильмов // Правда. 1976. 9 февр. №40.

  13. Головань И. Поиск ведет кинокамера // Правда. 1976. 14 сент. №258.

  14. Давиденко Н. Киноурок по расписанию // Правда. 1978. 28 мая. № 148.

  15. Лауреаты России // Правда. 1987. 22 дек. № 356.

Основные термины (генерируются автоматически): фильм, кино, время, настоящее, проблема, заочная форма обучения, прошлый век, работа, Россия, учебное телевидение.

Похожие статьи

Внешняя политика европейских государств в Северо-Восточной Азии в первые послевоенные годы (по материалам газеты «Сталинский Комсомольск»)

Настроения крестьянства Ишимского округа Уральской области в 20-е годы XX века (по материалам сводок ОГПУ)

Взгляды губернских журналистов на российскую повседневность конца XIX — начала XX века (на материалах Владимирской губернии)

Демографическая ситуация в 1920–1930-е годы (на примере малых городов Поволжья)

Особенности изображения крепостничества в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Соседи»: к проблеме развития культуры в России первой половины XIX века

Исторический контекст трансформации татарской прозы и поэзии (1930–1953 годы)

Особенности презентации информационного противоборства СССР и Германии в 1941–1945 гг. классическим научно-популярным журналом «Историк»

Деятельность крупнейших библиотек системы высшего образования Узбекистана: исторический аспект (1960–1990 гг.)

Повседневность 1920–1950-х годов (на примере малого города Сызрани)

Развитие терминологии физики в татарском языке в послеоктябрьский период

Похожие статьи

Внешняя политика европейских государств в Северо-Восточной Азии в первые послевоенные годы (по материалам газеты «Сталинский Комсомольск»)

Настроения крестьянства Ишимского округа Уральской области в 20-е годы XX века (по материалам сводок ОГПУ)

Взгляды губернских журналистов на российскую повседневность конца XIX — начала XX века (на материалах Владимирской губернии)

Демографическая ситуация в 1920–1930-е годы (на примере малых городов Поволжья)

Особенности изображения крепостничества в рассказе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Соседи»: к проблеме развития культуры в России первой половины XIX века

Исторический контекст трансформации татарской прозы и поэзии (1930–1953 годы)

Особенности презентации информационного противоборства СССР и Германии в 1941–1945 гг. классическим научно-популярным журналом «Историк»

Деятельность крупнейших библиотек системы высшего образования Узбекистана: исторический аспект (1960–1990 гг.)

Повседневность 1920–1950-х годов (на примере малого города Сызрани)

Развитие терминологии физики в татарском языке в послеоктябрьский период