Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гусарова, Н. С. Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики) / Н. С. Гусарова, Е. Ю. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/855/ (дата обращения: 19.12.2024).

Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» – это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию новшеств в практике обучения и воспитания, распространения и обмена педагогическим опытом, освоение новых форм взаимодействия с социумом. Деятельность предполагает наличие локальных, модульных, системных изменений, создание в образовательном учреждении инновационной среды. Для реализации данной стратегии создана модель управления деятельностью МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» в условиях инновационного развития, охватывающая все направления инновационной деятельности учреждения.

Модель управления деятельностью МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» в условиях инновационного развития разрабатывается и утверждается Советом ДОУ при активном участии всех субъектов образовательного процесса. Технология управления инновационной деятельностью МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» представляет совокупность человеческих, материальных, технологических, информационно-правовых и других взаимосвязанных компонентов и включает три уровня управления: управление муниципальной образовательной системой, внутрисадовое управление, а также уровень регулирования, на котором осуществляется диалог между этими системами. Технология циклически реализует шесть последовательных шагов, ресурсно и организационно поддерживающих инновационную деятельность образовательного учреждения: изучение потребностей ДОУ в инновационной деятельности; проектирование этой деятельности и оснащение её ресурсами; разработка программы развития по реализации инновационной деятельности; мониторинг инновационной деятельности и образовательной политики ДОУ; сбор и анализ информации об эффективности деятельности ДОУ; регулирование инновационной деятельности образовательного учреждения на основе результатов анализа.

В нашем городе создана сетевая многовекторная структура взаимосвязей между администрацией города, отделом образования и субъектами методической службы, обеспечивающая ее вариативность и гибкость. Специфика структуры - возникновение, развитие, трансформация новых – непостоянных – субъектов методического пространства (опорного, базового дошкольного образовательного учреждения, городских и республиканских экспериментальных площадок, стажерских площадок, ресурсного центра на базе образовательного учреждения) для решения конкретных педагогических или управленческих задач и занимающих, таким образом, свою нишу в системе методической работы. МДОУ «ЦРР – Д/с № 50 «Непоседа» является базовым учреждением, осуществляющим организационно-методическую и техническую поддержку проведения муниципальных мероприятий. Как опорное образовательное учреждение по методической работе - МДОУ «ЦРР – д/с № 50 «Непоседа» имеет эффективный опыт работы по одному из направлений методической работы (авторская программа коллектива ДОУ по приобщению дошкольников к истокам русской и чувашской национальной культуры – «Мы – Россияне» и авторская педагогическая технология «Волшебный мир театра»). Наше дошкольное учреждение – это еще и ресурсный центр, имеющий опыт и ресурсы (кадровые, научно-методические, материально-технические) для реализации одного из перспективных направлений развития муниципальной системы образования. Также МДОУ «ЦРР – Д/с № 50 «Непоседа» - это модель распространения эффективного педагогического и управленческого опыта образовательного учреждения как 2-х кратного победителя конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы на грант президента Чувашской Республики.

Мы определили главные принципы взаимодействия в рамках новых структур: паритетность (взаимодействие на основе равенства), приоритетность (взаимодействие по приоритетным направлениям деятельности), коллегиальность (взаимодействие на основе уважения опыта и мнения каждого), проектирование (взаимодействие на основе проектной деятельности), научность (взаимодействие с научными заведениями, учеными), целесообразность (взаимодействие в соответствии с целями).

Условия успешной реализации модели управления инновационной деятельностью МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа»: оснащение технологии управления инновационной деятельностью ДОУ ресурсами; сбор и анализ информации об эффективности инновационной деятельности ДОУ; владение методологией педагогических исследований всеми участниками инновационных проектов; актуализация мотивационных ресурсов; включение педагогов в деятельность по реализации инновационных проектов, позволяющую вывести каждого на индивидуальную траекторию развития, обеспечить развитие субъектного опыта педагога, осуществить индивидуальную и коллективную рефлексию собственной деятельности всеми участниками инновационного процесса; эффективная система информационного обеспечения и коммуникаций, позволяющая управлять инновационной деятельностью ДОУ.

Результативность модели управления инновационной деятельностью МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» определяется следующими показателями: позитивными изменениями во внутренней и внешней среде ДОУ; степенью согласованности и единством действий управления всех участников образовательного процесса; инновационным режимом развития ДОУ; уровнем развития воспитанников, уровнем профессионального развития педагогических кадров; позитивным отношением родительской общественности, педагогических коллективов к результатам инновационной деятельности образовательного учреждения; целостностью системы управления инновационной деятельностью образовательного учреждения. Яркий показатель успешности инновационной деятельности – победы сотрудников и воспитанников в разнообразных конкурсах всероссийского, республиканского и муниципального уровня:

  • Заведующий дошкольного учреждения победитель городского конкурса «Человек года - 2006», присвоено звание «Работник образования года – 2006 города Новочебоксарска», 2006г.

  • МДОУ «ЦРР – д/с № 50 «Непоседа» победитель конкурса Кабинета Министров Чувашской Республики на лучшее озеленение и благоустройство учреждений социальной сферы, 2007г.; победитель республиканского конкурса «За здоровьем в детский сад» в номинации «Лучшая медицинская сестра», 2007г.; победитель республиканских спортивных игр «Малышиада – 2007»; победитель в республиканском конкурсе по дорожному движению «Светофорик» в номинации «Лучшая агитбригада», 2008г; призер Всероссийского конкурса «Детские сады – детям», 2010г.; 2-х кратный Обладатель гранта Президента Чувашской Республики за внедрение инновационных проектов и программ – 2007г. и 2010г.

  • Инструктор по физической культуре (2010г.) и старший воспитатель (2011г.) победители республиканского конкурса лучших педагогических работников дошкольных учреждений на получение денежного поощрения Президента Чувашской Республики. Старший воспитатель - лауреат Всероссийского конкурса на лучшую разработку комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников, 2010г.

  • Воспитанники ДОУ победители Республиканского конкурса детских научных работ для дошкольников и младших школьников «Мой первый эксперимент», 2011г.; победители и призеры Республиканского конкурса стихотворений «Сохраним природу», 2011г.; лауреаты III степени Всероссийского музыкально-художественного фестиваля-конкурса «Созвездие талантов», 2010г; победители и призеры Всероссийских конкурсов детских рисунков «Моя родина», 2010г. и «Кузнечик», 2010г.; лауреаты II степени Международного вокально-хореографического конкурса «Созвездие талантов», 2011г.

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» является городской экспериментальной площадкой по внедрению и апробации одной из вариативных форм работы ДОУ «Группы по интересам: развитие через сотрудничество», разработанной коллективом дошкольного учреждения. Педагогами детского сада разработаны и реализуются проекты: по внедрению эффективных моделей организации предшкольного образования «Лицей для малышей» (1 место) - 2008г. и «Компьютерные игры в детском саду» (1 место) - 2009г, по внедрению в дошкольную среду национальных культурных традиций «Мы – Россияне» (1 место) - 2008г; по установлению партнерства родителей и педагогов «Детский сад – семье, семья – детскому саду» (1 место)- 2009г., по использованию инноваций при создании предметно-развивающей среды «К познанию окружающего мира через органы чувств» (2 место) – 2011г.

Рефлексивный стиль руководства ДОУ предполагает введение таких ценностей, как понимание потребности воспитателей в творчестве, соуправление процессом воспитания, стимулирование педагогической инициативы, овладение методами нелинейного управления сложной системой, требующими глубокого понимания важнейшей ценности рефлексивного управления — педагогической поддержки и стимулирования перехода объектов управления в статус его субъектов. Суть самоорганизационного управления состоит не в развитии традиционных форм демократизации (коллективное принятие решений, участие членов трудового коллектива в управлении и т. п.), а в передаче полномочий принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности. Управлять творчески, значит инициировать самопроизвольное достраивание, используя внутренний потенциал управляемой структуры. В аспекте самоорганизационного управления на первом плане выдвинуты ценностно-смысловой и креативный компоненты содержания управления, где сотрудничество, сотворчество, самоуправление и соуправление рассматриваются как основа развития образовательного учреждения.

Реорганизация системы управления дошкольным учреждением осуществляется по следующим направлениям: организация работы методической, психологической, медицинской служб в соответствии с инновационной деятельностью ДОУ, оптимизация деятельности дошкольного учреждения; создание советов, обеспечивающих реализацию задач совершенствования деятельности детского сада в единстве управленческого, хозяйственного, научно-исследовательского аспектов (совет педагогов, совет ДОУ, научно-методический совет); установление связей с научными, культурными и методическими центрами республики и города; использование различных форм стимулирования деятельности сотрудников: повышение квалификационных категорий участникам эксперимента, трансляция передового педагогического опыта (участие педагогов в республиканских и городских конференциях, открытых мероприятиях для педагогов республики и города; публикация опыта работы в педагогических сборниках); материальное поощрение (разработаны Положения о доплатах и премировании, о расходовании внебюджетных средств); привлечение и рациональное использование всех форм финансирования: внебюджетных, спонсорских.

Одним из условий инновационного управления является совершенствование материально-технической базы. За последние два года приобретено оборудование в физиотерапевтический кабинет, компьютерно-игровой комплекс укомплектован современным оборудованием и множительной техникой; пополнено оборудование физкультурного зала, мини-лаборатории (микроскопы, центры игры с водой и песком), игровое оборудование музыкальных залов и групповых комнат.

В условиях применения новых информационных технологий естественным становится выполнение целого ряда работ по управлению дошкольным образовательным учреждением с использованием компьютера. При этом информация нормативного характера составляет базу для выработки оптимальных тактических, стратегических решений, связанных с регулированием финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов. Решения, принимаемые с учетом таких данных, ведут к улучшению организационной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, а в конечном итоге служат повышению качества образования и условий жизни детей в детском саду. Автоматизация электронного документооборота является важным шагом в повышении конкурентоспособности дошкольного учреждения. Внедрение системы электронного документооборота (СЭД) позволяет нам существенно упростить проблемы, связанные с поиском, доступом и хранением документов, и как следствие избежать многих проблем, возникающих в процессе ведения документооборота.

В ДОУ созданы предпосылки для решения проблемы преемственности в работе детского сада и школы: проводятся совместные культурные мероприятия, организуется работа кружков и секций для учащихся на базе ДОУ. Воспитанники ДОУ активно участвуют в праздниках микрорайона и города, организовано сотрудничество с ЦРТДЮ, ДК "Химик", музыкальной школой, спортивной школой, клубом "Росток", библиотекой семейного чтения, ТОС «Интернационалист». В рамках экспериментальной работы осуществляется взаимодействие с экспериментальными педагогическими площадками города и республики.

Реализация полисубъектного подхода позволяет осуществить вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе является важным условием развития ребенка. Детский сад решает следующие задачи сотрудничества с родителями: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Выработанная стратегия, заложенная в Программе развития, укрепляет уверенность в работе по совершенствованию качества образовательного процесса, дает хороший старт воспитанникам в дальнейшую жизнь.


Литература:

1. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: концептуальное, программное и методическое обеспечение: Практическое пособие / Т.П. Колодяжная - Ростов-н/Д.: Учитель, 2002.- Часть 1. - 128с.

2. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер - М.: Сфера, 2008.- 128с.

3. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект / Л.И.Фалюшина - М.: Педагогическое общество России, 2003.-80с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, инновационная деятельность, образовательное учреждение, дошкольное учреждение, Центр развития ребенка, методическая работа, Непоседа, образовательный процесс, инновационное развитие, Чувашская Республика.

Похожие статьи

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Мотивация как средство для совершенствования управления коллективом в государственном учреждении (на примере ГОБУДОД ДЮСШ № 2 Калининского района Санкт-Петербурга)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14»

Похожие статьи

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Мотивация как средство для совершенствования управления коллективом в государственном учреждении (на примере ГОБУДОД ДЮСШ № 2 Калининского района Санкт-Петербурга)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»

Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14»