Формирование нравственно-волевых качеств через труд детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Замятина, В. В. Формирование нравственно-волевых качеств через труд детей / В. В. Замятина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/881/ (дата обращения: 16.11.2024).

Информация об опыте.

Условия возникновения опыта. Свою педагогическую деятельность педагог осуществляет муниципальном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребёнка – детском саду №.72 «Акварель», расположенном в микрорайоне Лесной. В учреждении функционирует 13 групп, которые посещают дети в возрасте от 2до 7 лет. Среди учреждений социального окружения рядом детским садом находится: МОУ «СОШ №33»,что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Проведенные педагогические и психологические исследования позволили выделить основные показатели готовности ребенка к школе, из которых наиболее важными является общая нравственность, т.е. достижение определенного уровня сформированности нравственно-волевых качеств через труд детей необходимых в учебной деятельности.

Чтобы выявить уровень нравственно-трудовых умений и навыков старших дошкольников на начальном этапе, проведена диагностика. Результаты показали следующие уровни развития: высокий - 20 %, средний - 70 %, низкий - 10%. На основании полученных данных педагогом был сделан вывод, что необходима планомерная систематическая работа по созданию условий для самостоятельной трудовой деятельности каждого ребенка, поиск различных форм, методов, приемов для овладения разнообразных практических трудовых навыков и умений на протяжении всего пребывания детей в детском саду.

Актуальность опыта очевидна, так как формирование нравственно – волевой сферы важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но формирование жизненной позиции. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована довольно устойчивая привычка к труду. Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности труда.

Согласно исследованиям 70 % качеств взрослых заложены в детстве.

За последнее десятилетие учителя начальной школы констатируют снижение уровня подготовки детей к школе и отмечают неудовлетворительно протекающую адаптацию таких детей к систематическому обучению.

В ходе описания опыта педагогом выявлены следующие противоречия:

  • между присущей дошкольнику ориентацией на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами с одной стороны, а с другой стороны преобладание недооценки в современной образовательной практике значимости самостоятельной, трудовой деятельности ребенка;

- между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок дошкольников и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Таким образом, встала проблема выбора технологии обучения, позволяющей практически разрешить эти противоречия и создать образовательную среду для развития личности каждого ребенка.

Ведущая педагогическая идея опыта - целенаправленное развитие личности ребенка направленное на развитие нравственно-волевых качеств через трудовую деятельность детей в процессе воспитания и обучения в детском саду.

Длительность работы над опытом. Исследование проводилось три года с 2007 г по 2010 г.

Первый этап - аналитико-диагностический с сентября 2007г. по январь 2008г. Проведен анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика. Исходя из данных диагностики, был составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Второй этап - практический с сентября 2008 г. по 2009 г. На этом этапе проходила апробация и внедрение подобранных для трудового воспитания методов и приемов.

Третий этап - аналитико-обобщающий с 2009г. по 2010 г. Подводился итог работы с детьми, результаты. На данном этапе обобщен опыт работы педагога.

Диапазон опыта включает: занятия, наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, индивидуальную работу с детьми, продуктивную деятельность детей, дидактические игры и упражнения, праздники.

Теоретическая база опыта. Работая над проблемой трудовое воспитание и его роли на формирование нравственно-волевых качеств через труд детей, педагог обратился к трудам известных отечественных психологов, педагогов, методистов: А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, Т.Н. Годиной, В.И. Логиновой, Р.С. Буре, Д.В. Сергеева, З.Н. Борисова и других.

За основу своей работы педагог взял исследование А.С. Макаренко, Н.К. Крупской. Крупская сыграла большую роль в определении цели, задач, путей трудового воспитания для детей дошкольного возраста, своеобразие их труда, содержание и форм его организации и т.п. Во всех работах Н.К. Крупской красной нитью проходит мысль о необходимости и возможности вовлечения детей в трудовую деятельность с самых ранних лет. Она резко выступала против тех, кто пытается оберегать детей от трудовых усилий, кто считает несовместимым такие понятия как «счастливое детство» и «воспитание в труде». Новое поколение детей нужно воспитывать способными к труду. В этом и заключается первейшая цель приобщения детей к труду.

Технология опыта

Главная цель педагогической деятельности по нравственно-трудовому воспитанию прививать детям навыки умения, необходимые для подготовки их к школе, способствующие развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач работы педагога:

1.Воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбия и самостоятельности, умение трудиться в коллективе.

2.Формировать у детей практические и трудовые навыки и умения;

3. Развивать положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, заботу, т.е. стремление выполнять работу для других;

4.Закреплять нравственные отношения к предметам, как к результатам человеческого труда.

Приобщение дошкольника к сфере человеческого труда в условиях детского сада педагог осуществляет:

  1. Через раскрытие ребенку смысла труда.

  2. Знакомство с процессом труда.

  3. Возникновение психологических предпосылок труда (доводить начатое дело до конца, делать его хорошо, планировать свои действия).

  4. Совместная работа со взрослыми (в семье).

Чтобы раскрыть детям основные черты всякого труда педагог предлагает:

  1. Вызвать у детей желание выполнить работу;

  2. Раскрыть детям ценность, важность и серьезность трудовых усилий;

  3. Развивать способность заранее представлять конечный результат своего труда;

  4. Обучать планированию своих действий.

Добиваясь успеха в решении сложных поставленных задач только вербальными методами, педагог считает невозможным понадобиться активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими примерами. В связи с этим педагог наметил работу с родителями - собеседование и анкетирование.

Педагог провел анкетирование родителей по теме «Трудовое воспитание детей». Некоторые семьи все же недооценивают роль трудового воспитания формирования личности ребенка, а это значит, что с этими родителями необходимо проводить целенаправленную работу. Заинтересовав родителей, педагог провел повторное анкетирование по теме «Нравственно-волевая подготовка детей к школе». Получил положительные отзывы.

Родители считают, что эта тема важна для подготовки их детей к школе потому, что достижения определенного уровня сформированности нравственно-волевых качеств необходимы в учебной деятельности детей.

Чтобы выявить уровень трудовых умений и навыков у детей педагог провел диагностику. Были выявлены следующие результаты усвоения программы: из 20 воспитанников на начало учебного года 20% детей имело высокий уровень усвоения программы, а 70% - средний уровень, низкий уровень 10%. Из диагностики видно, что в основном у детей средний уровень развития.

Для того чтобы работа приняла целенаправленный, систематический характер, был составлен перспективный план работы и кружковой работы «Мой город». В группе созданы все условия необходимые для трудового воспитания. Зона трудового воспитания оснащена всем необходимым инвентарем для трудового процесса. Для ручного труда отведен шкаф, где весь материал рассортирован по коробкам, ящикам, пакетам.

Для формирования нравственно-волевых качеств детей через их труд педагог использует три формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд.

Большое воспитательное значение имеет коллективный труд. К нему подготавливают детей постепенно. В своей работе педагог использует такие приемы, как дополнительный показ, контроль за трудовым процессом, помощь, поддержка.

По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками, происходит переход к более сложной задаче, обучение детей трудиться вместе, помогать друг другу.

В старшей и подготовительной к школе группах педагог систематически организовывала общую трудовую деятельность, объединяющую сразу всех детей группы, например: уборка участка во время листопада.

В организации коллективного труда педагог выделил три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками; выполнение детьми разных заданий; обсуждение результатов трудовой деятельности. Распределение заданий между детьми проводится в определенной последовательности. Детям дается разъяснение о пользе труда, насколько он нужен и важен для коллектива (убрать участок от мусора, камней, чтобы детям было удобно играть на чистой и ровной площадке), перечисляются объёмы предстоящего труда как одно общее задание для всех детей.

В период распределения работы педагог формировал у детей представление о значимости труда, который они будут выполнять; рассказывал о содержании общей работы и задания для каждой отдельной группы; показывал возможные способы распределения работы внутри группы (дети заранее договариваются, кто какое задание будет выполнять, распределять работу поровну, справедливо, уступать друг другу, чтобы самое интересное задание выполнили по очереди, тогда никому не будет обидно); вводил правила регулирующие взаимоотношения между детьми.

Постепенно дети научились самостоятельно распределять работу между собой.

Следующий этап работы - выполнение детьми трудовых заданий. При выполнении заданий дети рационально организовывали свою деятельность (имели все необходимое для труда, предусмотрели последовательность работы). Обсуждение результатов детского труда - последний этап в организации коллективного труда. Оценивая совместный труд, особенно на первых парах, педагог уточняет, кто что сделал, а затем обобщается работа и проводится подведение итогов, подчеркивается, что от хорошей работы каждой группы зависит качество конечного результата. В средней группе постоянно углублял и расширял знания о труде взрослых. С детьми в старшей группе педагог продолжил эту работу на занятиях, экскурсиях во время прогулок, большое значение педагог уделяет воспитанию бережного отношения к хлебу. Знакомя детей с трудом взрослых, используется разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, плакаты, открытки, фотографии, видеоматериалы. Наглядный материал помогает закреплять и уточнять представление детей, полученных знаний в ходе познавательных занятий. На занятиях и в свободное время с помощью художественной литературы расширяются знания детей. Дети знают стихи, пословицы, поговорки о труде, о хлебе, понимают их смысл.

Много художественной литературы по трудовому воспитанию было прочитано детям: Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», М. Маяковского «Кем быть?», С. Михалкова «А что у вас?», В. Н. Крупин «Отцовское поле» и др. При знакомстве детей с трудом взрослых «Откуда хлеб пришел?» использовалась целая цепочка взаимосвязи труда людей разных профессий. Например, ребенок узнает, что булочки, которые они с мамой покупали в магазине, являются результатом труда многих людей: колхозники пашут поля, засевают пшеницей, собирают урожай, отвозят на мукомольный комбинат, превращают зерно в муку, в пекарнях пекари замешивают тесто и выпекают хлеб, вкусные булочки и т.д., грузчики загружают хлебобулочные изделия в машины, а шоферы отвозят их по магазинам, где потом их продают продавцы. На основе этих представлений у детей начинают формироваться понятия о том, что всякий труд почетен и необходим, что человек красив своим трудом.

После ознакомления детей с трудом взрослых совместно с музыкальным руководителем провели музыкально-литературный концерт «Хвала рукам, что пахнут хлебом!». Театральное представление по сказке «Колосок». Для закрепления занятий и представления о труде используется комплексное занятие: «Все работы хороши, выбирай на вкус». Чтобы выразить свое отношение к разным видам труда, используются разные виды материалов: пластилин, карандаши, краски, цветная бумага, восковые мелки.

Нравственно-трудовое воспитание детей осуществляется успешнее, если используется нетрадиционные формы работы: викторины, занятия-путешествия, занятия- сказки, опыты, КВН, развлечения, дни открытых дверей, тематические выставки.

Свои знания и представления дети реализуют в дидактических играх: «Угадай профессию», «Кем я буду?», «Что нужно для работы?», «Узнай, где растет?». В группе оформлен уголок «Маленькие помощники». Созданию уголка предшествовал подбор игрового материала соответственно возрастным возможностям и уровню развития детей. Все работы в уголке организованны с учетом индивидуальных особенностей детей, учитывая их интересы и потребности. Ребенку предлагаются игры, ориентируясь на уровень знаний и умений. Особое внимание уделяется замкнутым и пассивным детям, их заинтересовываем и помогаем освоить игру, используя наглядные, словесные и практические методы.

Наблюдения педагога показали, что трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи.

Цель работы педагога в семьях, убедить родителей в важнейшем значении трудового воспитания для формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка, помочь им осмыслить психологическую роль трудовой деятельности в их подготовке к школе.

Работа с родителями начинается с посещения педагогом семей своих воспитанников. Изучаются условия, которые созданы в семьях для детского домашнего труда, выясняется как ребенок трудится вместе со взрослыми и к каким видам работы их привлекают родители. Выяснив, как осуществляется нравственно-волевая и трудовая подготовка детей к школе; на что необходимо обратить внимание в первую очередь; как объясняют ребенку необходимость обучения в школе; какие трудности испытывают родители в воспитании детей (как выработать у ребенка умение сосредоточенно заниматься дома, выполнять не отвлекаясь порученное дело); какую помощь от детского сада они хотели бы получить. Провел беседы «О воспитании любознательности», «О трудолюбии и лености», «Воспитание усидчивости», «Ваш ребенок в детском саду. А каков он дома?». В группе имеется библиотека для родителей по пропаганде педагогических знаний. Была оформлена папка «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста», где педагог обобщила необходимый материал. Была составлена консультация для родителей: «Организация совместной трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», «Трудиться - всегда пригодиться».

На родительском собрании на тему «Как мы воспитываем у своего ребенка самостоятельность в труде», педагог познакомила родителей с опытом трудового воспитания в семье. Одни родители рассказывали об условиях, способствующих охотному включению ребенка в самостоятельный труд (ребенок самостоятельно приносит хлеб из магазина, моет посуду, вытирает пыль, работает с пылесосом, поливает цветы и т.д.) другие - о единстве требований всех членов семьи в организации трудовой деятельности. На родительских собраниях педагог разъяснил то новое, что вносится в работу с детьми 7-го года жизни, как меняются задачи содержания и методы воспитания в связи с возрастными особенностями детей, что могут и должны сделать взрослые, чтобы и в домашних условиях подготовка детей к школе шла успешно. К собранию устроил выставку детских работ, а так же показал родителям, какое оборудование по труду можно иметь для ребенка дома, дала рекомендации по отношению размеров, объемов, веса оборудования.

Опытом трудового воспитания в семье поделилась многодетная мама. Она рассказала о том, что дети в их семье любят трудиться на огороде. И взрослые, видя это, выделили на своем огороде небольшой участок, где трудились дети. Ребята под их руководством проводили посадки, ухаживали за тем, что посадили, и радовались выращенному своими руками урожаю.

Педагог обратил внимание родителей на приемы руководства трудом детей, поместил стенд «Что может сделать дома ребенок 5-6 лет», предложил соответствующую литературу.

Подводя итоги учебного года, педагог познакомил родителей с достижениями детей к концу шестого года жизни; подчеркнул как можно больше положительного в развитии каждого ребенка и указал имеющиеся недостатки, возможности достижения более высокого уровня развития отдельных детей.

Результативность опыта

Подводя итоги своей работы педагог сделал вывод, что у всех детей, с которыми он проводил целенаправленную систематическую работу по формированию нравственно-волевых качеств через трудовую деятельность 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 годах сформированы практические навыки и умения. Выработаны положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, забота. У детей развиты нравственные отношения к предметам человеческого труда.

Дети получили не только четкие представления о трудовой деятельности, но и имеют стойкие привычки и навыки, улучшения взаимоотношения в детском коллективе, с родителями и близкими, увеличивает фактор самостоятельности, снизился показатель агрессивности, что положительно сказалось на улучшение психо-эмоционального отношения детей. По оценке родителей оно уменьшилось на 13,7%. Повышенный интерес детей к нравственно-трудовой деятельности способствуют по обучению формированию любознательности, творчеству, самовыражение.

Результативность учебно-воспитательной диагностики имеет положительную динамику. Сравнительные данные диагностики за три года показали следующие результаты: 2008 год – высокий - 28%, средний – 53%, низкий – 19%. 2009 год – высокий – 42%, средний – 45%, низкий – 13%. 2010 год – высокий – 56%, средний - 35%, низкий – 9%.

Дети научились трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца, оказывать друг другу помощь. Повысились трудовые умения и навыки.

Положительным результатом своей работы педагог считает посещение детьми кружков «Умелые руки», из 20 детей моей группы 5 девочек вяжут крючком, один ребенок шьет, 3 выжигают, выпиливает лобзиком один.

Все это говорить о сформированности нравственно-волевых качеств через труд детей.



Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, педагог, детский сад, трудовое воспитание, работа, труд, трудовая деятельность, родитель, коллективный труд, Трудовое воспитание детей.