Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Марьина, О. В. Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций / О. В. Марьина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/923/ (дата обращения: 16.11.2024).

«Под влиянием техники наше

общество и мировосприятие

теряют человечность»

Burszta W. J.

Современный мир уже невозможно представить без интернета – он прочно вошел в повседневную человеческую жизнь. Можно привести положительные стороны интернет-взаимодействий, обеспечивающие реализацию базовых потребностей человека: познавательных (поиск новой информации, повышение квалификации, получение экспертного мнения); коммуникативных (родственное, интимное, дружеское, деловое общение); потребности в саморазвитии (творческая реализация, самообразование, демонстрация достижений: рекреации (игры, досуг, увлечения); аффилиации (новые знакомства, сотрудничество, поиск единомышленников, сопричастность к группе, партнерство).

Виртуальные взаимодействия выступают и как способ провести время и как способ осуществить за более короткое время множество межличностных контактов, что отражает реалии «скоростного века», в котором мы живем. Вместе с тем современная практика интернет общения в молодежной среде вскрывает наличие неблагоприятных факторов как в физическом, так и психическом отношении.

Важнейшей областью исследования в микросоциологии стало изучение особенностей развития личности и процесса коммуникаций в условиях опосредования основных видов деятельности человека через новые информационные технологии [4]. В этом направлении интерес представляет вопрос: «Как влияет использование информационно-коммуникативных технологий на личность?» Таким образом, актуальными становятся исследования, проводимые с целью изучения влияния интернет-взаимодействий на здоровье человека. Вместе с тем интерес представляет поиск ответа на вопрос: «Какое влияние оказывают виртуальные взаимодействия на социализацию молодежи?»

Результаты проведенных исследований в данной области доказывают, что Интернет-общение воздействует на здоровье человека как в физическом, так и в психическом отношении. В связи с этим наука рассматривает факторы, угрожающие нервно-психическому здоровью при виртуальных взаимодействий человека [4].

Известно, что любая чрезмерная увлеченность человека чревата неблагоприятными воздействиями на его здоровье: это может выражаться от элементарного переутомления до появления зависимости. Избыточное применение информационных технологий может привести к таким отрицательным эффектам, как информационные перегрузки, технострессы, игровая и Интернет-зависимость, идентификация себя с кибер-персонажем, стремление к экстапизму. Таковы наиболее типичные проявления патологичного использования Сети [4].

Исследования, проведенные в разных странах показывают, что уже к печально известным человечеству зависимостям, таким как: алкогольная, наркотическая, сегодня прибавилась еще одна очень серьезная проблема: интернет-зависимость. По мнению психолога Войскунского А. Е., рассмотревшего психологические особенности деятельности человека в интернет-среде, в силу технических особенностей информационные технологии способны обеспечивать широкие возможности активного взаимодействия на сознание и подсознание индивида, на его психофизиологическое и физиологическое состояние [2]. В первую очередь, подобным воздействиям подвержены наиболее незащищенные в психологическом плане социальные слои населения, в частности, дети и подростки.

Обобщая десятилетний опыт работы в Центре психолого-педагогической помощи населению, могу полагать, что проблема возникновения у подростков и молодежи виртуальных девиаций (игровая и интернет-зависимость уже часто встречающаяся проблематика по которой родители и родственники обращаются к психологам. Проблема игровой зависимости в Центре отслеживается документально с 2006 г. Так в 2006 г. по данной проблеме зафиксировано 10 обращений, в 2007 г. – 9 обращений, в 2009 г. – 13 обращений и в 2010 г. – 8 обращений. Возрастные границы обратившихся по данной проблеме: с 17до18 лет - 11 человек, до 30 лет – 5 человек, от 30 лет 23 человека. При этом, следует отметить, что в запущенных случаях люди, имеющие виртуальные девиации больше нуждаются в психотерапевтической помощи: они страдают сами и подвергают неприятностям свое социальное окружение (родственников, друзей). Такого рода зависимость накладывает на человека своеобразный отпечаток, выражающейся в потере интереса к другим сторонам жизни (деловым, дружеским и любовным отношениям) снижению волевых качеств, духовной бедности. Наблюдаются нарушения межличностных отношений с ближайшим окружением, происходит кардинальная перестройка ориентаций личности с реального мира на виртуальный. Все эти многогранные проявления игровой и Интернет-зависимости, воздейстуя на человека, представляют серьезную угрозу его здоровью.

Таким образом, одной из современных проблем, угрожающих нервно-психическому здоровью человека обозначена интернет-зависимость - сегодня превратившаяся в серьезную общественную проблему, требующей проведения специального изучения.

Исследования подтверждают, что часть современной молодежи, вместо того, чтобы активно включаться в социальные институты, организовывать семейные союзы и ориентироваться на созидательную деятельность регулярно погружается в «виртуальную реальность». С точки зрения выявления факторов, угрожающих здоровью пользователя и способов защиты от нежелательных воздействий особую важность приобретает проведение исследований, позволяющих выявить влияние интернет-общения на здоровье пользователя как в физическом, так и психическом отношении.

Опыт и наблюдения показывают, что попаданию человека в интернет-зависимость часто сопутствует явление депривации. Следует отметить, что под депривацией понимается процесс лишения индивида основных жизненных потребностей; недостаточное удовлетворение потребностей; бедность [3]. В соц. энциклопедии под депривацией называют состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются. Таким образом, депривация представлена как ограничение, лишение человека чего-либо, возникающее в таких жизненных ситуациях, когда затрудняется удовлетворение некоторых его потребностей в достаточной мере или в течение длительного времени.

Печален тот факт, что у людей, длительно и регулярное время находящихся под воздействием виртуального мира компьютерных игр и испытывающих к ним патологическое влечение, развивается психосоциальная депривация, которая может привести к приступам панического страха, общей депрессии и даже к суицидальным попыткам. Исследования показывают, что «игровая зависимость является основанием для деструктивного развития личности, что выражается в отдалении человека от близких, потере интереса к живому общению и реальности» [4].

При этом особой опасностью развития компьютерных игр стало распространение новой психологической зависимости – компьютерной игровой зависимости. О масштабах этого явления свидетельствует тот факт, что о 6 до 10% из 189 миллионов интернет-пользователей США страдают от нее. Американская медицинская ассоциация намеревается включить страсть к этим играм в список официально диагностируемых заболеваний. Врачи предлагают включить зависимость от компьютерных игр в «Диагностическое или статистическое руководство по умственным расстройствам»[7]. В 2004 г. в Пекине открылась специализированная клиника для лечения такого рода расстройств. По исследованиям Ланде Д.В., Литвин А.Б. в Голландии, США активно действуют похожие учреждения, в России, Украине, Белоруссии зависимость от компьютерных игр не внесена в перечень психических расстройств, поэтому пока нет специализированных клиник, занимающихся игровой зависимостью [5].

Интернет, вытесняя привычные инструменты общения, заменяет их новыми, что приводит к возникновению совершенно новых форм взаимодействия человека с внешним миром. Интернет общение не исключает, не подменяет и не отменяет традиционные виды общения, однако оно специфично по форме, имеет свои цели, приемы и средства. Несмотря на получение бесценного опыта межличностного общения с новыми людьми, поддержание интернет-общения с несколькими получателями приводит к поверхностным связям с коммуникаторами. Кроме этого негативными последствиями неограниченной доступности контактов являются информационные перегрузки и психоэмоциональное напряжение.

Как показывают исследования социологов, психологов и медков, среди людей, выявленных как неумело и патологичным образом использующих интернет, нередко встречаются индивиды, страдающие разного рода сексуальными расстройствами, испытывающие навязчивые мысли, чувство страха и одиночества. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии рассматриваются с точки зрения противоречивости социальных последствий их глобального и повсеместного распространения.

Из выше обозначенной проблемы, угрожающей нервно-психическому здоровью человека при чрезмерной увлеченности виртуальными взаимодействиями (Интернет-зависимости) вытекает и педагогическая проблема – интолерантное поведение, которое в настоящее время часто наблюдается в информационном пространстве интернет-общения подростков и молодежи.

В этом направлении исследования показывают, что многие контакты в современном безличном городском пространстве начинаются с ненавязчивого общения, которое на последующих стадиях знакомств, незаметно превращаются в назойливые действия. Далее начинается процесс анонимного или явного преследования, когда для получения сведений о партнере по коммуникации требуются новые источники добычи информации, необходимой для продолжения и развития социальных и личных отношений в виртуальном или оффлайновом мире.

Такие действия обозначают еще одно проявление психосоциальной депривации – социально-психологическое преследование.

По мнению Джонсона Дж. М. определение преследования обычно состоит из трех элементов: «во-первых, это форма поведения, которая является нежелательным для одного из индивидов вторжением; во-вторых, это явная или скрытая угроза, которая сообщается этим поведенческим типом вторжения; в третьих, в результате вторжения индивид, которому угрожают, испытывает обоснованный страх [6]. Чтобы больше узнать о другом человеке, повлиять на его действия, получить скрытые и тайные сведения о нем, преследователь подключает богатые на подобного рода информацию Интернет-источники. Он наблюдает за поведением преследующейся личности в сети, вскрывает электронные почтовые ящики для просмотра его переписки, посылает анонимные сообщения на страницы в социальных сетях.

Более серьезные формы социально-психологического преследования включают публичную клевету, распространение ложной информации на форумах, прямые угрозы через формы Интернет-общения. Все эти обстоятельства вызывают необходимость адекватной правовой защиты человека от неправомерного использования персонифицированной информации.

Но это только одна сторона решения данной проблемы. Опыт работы в подростково-молодежной аудитории показывает, какое неоценимое значение имеет проведение профилактической работы по предупреждению развития вышеперечисленных видов психосоциальной депривации: таких, как игровая, Интертет-зависимость и поведение, содержащее социально-психологическое преследование.

Можно предположить, что развитие деструктивных форм при интернет - общении в молодежной среде, вплоть до появления социально-психологического преследования обусловлено множественными причинами. Это и деформация личностной сферы, появляющаяся при чрезмерных информационных перегрузках у личности - следствие перенесенного нервно-психического напряжения и неразрешенных внутри и межличностных конфликтах; это и недостатки семейного, общественного и самовоспитания, не обеспечившие гармоничного личностного развития.

Поэтому, на данном этапе развития современного информационного общества актуальной задачей становится проведение профилактической работы в молодежной среде через систему мероприятий, обеспечивающий их личностный рост (проведение коммуникативных тренингов, тренингов личностного роста, тренингов уверенности в себе и т.п.; форумов), таких мероприятий, которые обеспечивают открытый доверительный диалог с молодежью. Кроме того, параллельно необходимо проведение разъяснительной работы о последствиях и опасностях чрезмерного Интернет-общения, объяснения путей возникновения зависимости. При этом одной из важных задач социума на современном этапе является проведение системного мониторинга, позволяющего отследить изменения в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи. Особенное значение эта работа приобретает в условиях проживания на Крайнем севере, поскольку изменения здоровья физического, психического и нравственного имеют далеко идущие последствия: нарушения репродуктивного здоровья, а значит и здоровья будущих поколений.2 Показ молодежи преимуществ ведения здорового образа жизни возможно через популяризацию этих идей в СМИ, внедрение в процесс обучения: школьного и профессионального целенаправленных мероприятий, обеспечивающих профилактику интернет-зависимости молодежи при виртуальных взаимодействиях. Это не только путь сбережения здоровья поколений, но и решение проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде.

Последнее возможно преодолеть совместными усилиями специалистов разных сфер: медицинской, психолого-педагогической, правоохранительной (МВД России и ФСБ), выражающейся в системных профилактических мероприятиях проводимых специалистами выше обозначенных сфер.

2 с этой целью в 2011 г. в нашем городе (г. Ноябрьск, ЯНАО) открылся Центр здоровья детей 9до 18 лет).

Таким образом, профилактика интернет-зависимости молодежи возможно через создание психолого-педагогических условий для разделения правовой ответственности молодежи и информирование их о последствиях Интернет-зависимости для личного здоровья и здоровья людей в социальном окружении, а также посредством проведения профилактических мероприятий по укреплению нравственно-психического здоровья. Это является первоочередной задачей общественных и государственных организаций при построении эгалитарного диалога с молодежью.


Литература:
  1. Burszta W. J., Kuligowski W. Dlaczego kosciotrup nie wstage. Ponowoczesne pegzaze kultury. Warszawa: Wydawnictwo Sic!, 1999.

  2. Воискунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде //тезисы 2-й Российской конференции по экологической психологии. Москва, 12-14 авпреля 2000 г. М.: Экопсицентр РОСС. С. 240-245. Доступно в Интернете: http// www.spychology. Ru/ internet/ ecology/01. Stm

  3. Землянова Л.М.Коммуникативистика и средства информации//Англо-руский толковый словарь концепций и терминов. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004

  4. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий Журнал Социос, № 2010, стр. 70-79.

  5. Ландэ Д.В., Литвин А.Б. Феномены современных информационных потоков//Сети и бизнес. 2001, № 1. С. 14-21. Доступно в интернете:http://dwl. visti. net art/content/

  6. Джонсон Дж. М. Процесс преследования//Социологические исследования. Сборник научных трудов. Луганск: С национаьный университет имени Владимира Даля. 2008, № 7, с. 153-176 (перевод выполнен по изданию: Johnsn John M Stalking process in Kotarba//Josehp A Johnonson John M Hjstmodern existential sociology Walnut Creek, CA AlmtaMira Press 2002).

  7. Американцам бyдут ставить диагноз «компьютерная зависимость» // Новости. 15 июня 2007 г. См.: http//podrobnosti. Ua/health/2007/06/15/432760. html

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная среда, игровая зависимость, проведение, психическое отношение, социально-психологическое преследование, здоровье пользователя, личностный рост, нервно-психическое здоровье человека, профилактическая работа, социальное окружение.

Похожие статьи

Интернет-зависимость у студентов: связи с осмысленностью жизни и академической мотивацией

Повышение уровня медиабезопасности молодежи через развитие критического мышления

Формирование осознанного выбора будущей профессии у интернет-зависимых подростков

Ресоциализация наркозависимых в практике социальной работы

Система QR-квестов в формировании цифровой грамотности студентов

Формирование культуры информационной безопасности через профилактику компьютерной зависимости

Влияние семейной депривации на формирование у несовершеннолетних отклоняющих форм поведения

Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости

Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков

Похожие статьи

Интернет-зависимость у студентов: связи с осмысленностью жизни и академической мотивацией

Повышение уровня медиабезопасности молодежи через развитие критического мышления

Формирование осознанного выбора будущей профессии у интернет-зависимых подростков

Ресоциализация наркозависимых в практике социальной работы

Система QR-квестов в формировании цифровой грамотности студентов

Формирование культуры информационной безопасности через профилактику компьютерной зависимости

Влияние семейной депривации на формирование у несовершеннолетних отклоняющих форм поведения

Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости

Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей и подростков