Дистанционные технологии обучения в традиционном образовательном процессе
Автор: Кутузов Михаил Николаевич
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 9596 раз
Библиографическое описание:
Кутузов, М. Н. Дистанционные технологии обучения в традиционном образовательном процессе / М. Н. Кутузов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/935/ (дата обращения: 16.11.2024).
Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач: создание перспективной системы образования, способной подготовить население к жизни в новых условиях цивилизации. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей [3].
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к увеличению числа людей, желающих получить высшее профессиональное образование. Однако вместе с тем возрастает и число тех, кто в силу тех или иных причин не могут реализовать свои потребности в образовании по очной форме обучения с использованием традиционных технологий [1].
Одной из технологий обучения в системе высшего образования, способной решить проблемы, связанные с различными ограничениями, и увеличить количество потребителей образовательных услуг, является дистанционное обучение (ДО). Сегодня специалисты по стратегическим проблемам образования называют дистанционную форму обучения образовательной системой XXI века, и в мире на нее делается огромная ставка.
В системе образования огромное значение приобретают информационные технологии обучения, раскрывающие творческий потенциал, индивидуальность и талант личности [9].
Дистанционное обучение вошло в XXI век как одна из самых эффективная систем подготовки специалистов высокого уровня. Оно позволяет реализовывать лежащие в основе ДО принципы: первый - «образование для всех», право каждого без вступительных испытаний начинать учиться и получить среднее или высшее образование; и второй - обучение при минимальном контакте с преподавателем, когда упор делается на самостоятельную работу [7, 11].
Дистанционное обучение – одно из относительно новых и перспективных направлений информационных технологий в образовании, позволяющее осуществлять обучение независимо от расстояния [2]. За рубежом технологии дистанционного обучения стали применяться примерно 20-25 лет назад, а с появлением достаточно мощных компьютеров, скоростных каналов связи и новых видов коммуникации практически полностью были реализованы на базе сетевых технологий. В нашей стране технологии дистанционного обучения стали внедряться взамен заочного обучения; постепенно дистанционное обучение выделилось как самостоятельная форма организации процесса обучения [10].
Ведущие институты, университеты, колледжи разворачивают у себя системы ДО, чтобы получить образование у них мог любой желающий вне зависимости от гражданства [7]. По данным Росгосстата, в 2009 году более 50% потенциальных студентов предпочли заочную форму обучения, прием студентов за последние 5 лет возрос на 7.5%, при этом количество обучающихся очно сократилось на 6.8% [1].
Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при ДО зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения [7].
До недавнего времени в России эта система сводилась к простому обмену корреспонденцией, и остро стоял вопрос обратной связи, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и с помощью общения с преподавателем, ведущим данный курс [6].
Сегодня дистанционное обучение базируется на активном использовании новых информационных технологий, на базе мультимедиа-средств, позволяющих передавать образовательную информацию на неограниченные расстояния и обеспечивающих интерактивность обмена информацией, предполагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, аудио, видео) как в синхронном и асинхронном режиме, так и в комбинированном [4, 9].
Эффективность и успех дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также того, насколько учтены особенности представления информации, уровня подготовки педагогов, участвующих в этом процессе, и насколько они понимают особенности предоставления и восприятия информации в рамках современных виртуальных коммуникаций.
Исследования по растущей популярности дистанционного образования выделяют четыре причины:
для обучения не нужно покидать дом, семью, родных, друзей, работу, а также нести связанные с этим денежные расходы на дорогу, проживание. Абитуриент не ограничен в выборе образовательного учреждения;
эта форма обучения уникальна для удалённых от центральных районов городов, где другие возможности обучения практически отсутствуют. Этот фактор часто имеет решающее значение для такой масштабной страны, как Россия;
имеет место ярко выраженная практичность обучения. Она достигается благодаря тому, что обучающимся предоставляется выбор в последовательности изучения предметов, гибкий темп обучения, прямое общение с конкретным преподавателем, которому можно задавать вопросы именно о том, что интересует больше всего самого студента;
предоставляет возможность использовать в процессе обучения современные технологии, то есть параллельно осваивать навыки, которые потом пригодятся в работе;
ДО характеризуется высокой мобильностью. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели очное.
Е.В. Кудрина [3] выделяет следующие особенности, присущие дистанционному образованию, которые можно рассматривать как несомненные плюсы данной технологии.
Гибкость. Обучающиеся, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров, а занимаются в удобное для себя время, месте и в своем темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему индивидуально необходимо для освоения учебного курса, той или иной дисциплины и получения необходимых знаний по выбранному направлению.
Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждый учебный курс адекватен по содержанию определенной предметной области, что позволяет из набора независимых, но логически взаимосвязанных учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. Тем самым появляется уникальная возможность, не свойственная традиционным формам получения образования, когда обучаемый формирует для себя учебный план, отражающий его индивидуальные предрасположения.
Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью или учебой.
Дистационность. Расстояние между обучающимся и образовательным учреждением не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Массовость. Количество студентов не становиться критичным параметром. Все обучающиеся имеют полноценный доступ к всевозможным источникам учебной и справочной информации (электронным библиотекам, информационным базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через телекоммуникационные сети и средства связи.
Рентабельность. Это высокая экономическая эффективность дистанционного обучения. Оценка зарубежных и отечественных специалистов показывает, что дистанционное обучение обходится приблизительно в 1,5–2 раза дешевле других форм получения образования.
Социальность. Дистанционное обучение в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования, независимо от места и условий проживания и, в определенной мере, от материальных условий.
Интернациональность. Дистанционное обучение благоприятствует экспорту и импорту образовательных услуг.
Но при всем обилии положительных сторон у ДО есть и свои недостатки, основные из которых [5, 7]:
недостаточное очное общение или отсутствие такового между студентами и преподавателем (происходит менее эффективная, безличностная передача знаний);
необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий;
необходимость постоянного доступа к источникам информации;
учащиеся не всегда могут обеспечить себя достаточным техническим оснащением – иметь компьютер и стабильный выход в интернет;
как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;
отсутствует постоянный контроль над учащимися. Требуется наличие у учащегося сильной личной мотивации, умение учиться самостоятельно;
обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за недостаточной квалификации специалиста;
в дистанционном образовании основа обучения - письменная;
Одним из существенных недостатков дистанционного обучения, на наш взгляд, является «искусственное общение». Электронные ресурсы не могут заменить живого общения. Настоящее человеческое взаимодействие предполагает вербальные и невербальные формы речи, окрашенные эмоционально-психологическими особенностями восприятия. Обучение невозможно без живого общения, но оно может быть более эффективным, если разнообразить инструменты общения, оптимизировать средства доставки и обработки учебной информации. Инфокоммуникационные технологии помогают оптимизировать процесс обучения, освобождая преподавателей от рутинных операций по разработке и сопровождению учебных материалов, упрощая процедуру контроля и другие процессы, которые можно автоматизировать [8].
Многие авторы не рекомендуют получать дистанционное базовое образование из-за определенных недостатков данной технологии обучения, советуют пройти полную программу по очной форме обучения. А к дистанционному обучению удобно обратиться при получении второго высшего образования, прохождении дополнительных курсов повышения квалификации. В тоже время, введение в учебный процесс частных технологий дистанционного обучения является чрезвычайно важным. Действительно, их использование помогает решить множество таких проблем как оперативное использование новейших знаний; повышение информационной обеспеченности учебного процесса; свободный доступ к общению с выдающимися учеными, деятелями и специалистами современности в различных областях науки и др.
В связи с активным внедрением в современных исследовательских лабораториях оборудования с возможностью подключения к компьютеру, автоматизации процессов расчета или изучения объектов имеется необходимость в разработке помимо теоретических курсов еще и создания симуляторов по работе с различными программными продуктами, которые позволят сократить время на инструктаж и увеличить его для практической работы.
К сожалению, в настоящее время ощущается нехватка квалифицированных специалистов для разработки качественных курсов для ДО, обладающих креативным мышлением, чувством вкуса и умеющих грамотно выстроить учебный процесс.
На наш взгляд, система дистанционного образования - это хороший, актуальный и высокоэффективный инструмент в руках опытного преподавателя. Но данный метод обучения разумнее использовать как дополнительный, особенно на направлениях подготовки, требующих практических навыков работы.
Для определения эффективности использования традиционных методов обучения совместно с дистанционными на базе ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» была разработана учебная программа для группы менеджеров по курсу «Проблемы устойчивого развития природы и общества». Основная цель программы - максимально эффективно дать комплексные знания по предмету и сформировать ряд профессиональных компетенций (таких как умение работать в команде, умение работать с электронными системами управления и планирования проектов и других) по будущей деятельности специалистов.
По результатам проведенного исследования можно будет сказать, насколько данный подход будет эффективен в учебном процесс и впоследствии может быть адаптирован или служить в качестве примера для разработки других курсов с использованием современных технологий, каковы возможности и эффективность использования сервиса Google Apps для учебных заведений, а также оценить качество взаимодействия преподавателя и студента посредством данного инструмента.
Высокое значение имеет применение данной технологии обучения по естественно-научным дисциплинам и ряду других, т.к. это может повысить не только интерес к предметам, но и качество преподавания и усвоения материала.
Литература:
Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. Реализация принципа индивидуализации в условиях дистанционного обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Изд.: СГТУ, 2010. №6 с.41-47.
Керова Т.М., Чуркина А.Ю. О начальном курсе английского языка через дистанционное обучение // Современные наукоемкие технологии №2, 2010. с. 27
Кудрина Е.В. Современное общество и дистанционное обучение // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус Т.2 №16, 2010. с. 57-58
Муромцева А.В. Мультимедийные средства в системе дистанционного обучения // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». №1, 2011. с.195 — 198
Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Позитивные и негативные проявления дистанционного обучения // Международный журнал экспериментального образования №3, 2011. с.112-113
Петров В.С. Дистанционное обучение как средство обеспечения доступности высшего образования // Вестник Челябинского университета. Сер. 8, Экономика. Социология. Социальная работа. – 2006. – No 5. – С. 85–88.
Покушалова Л.В. Дистанционное обучение — образовательная система будущего. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2009. No 2 (4). C. 200-202.
Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение как новая образовательная практика // Вестник бурятского государственного университета №1, 2011. с. 67-70
Тарасенко О.С. Использование дистанционных методик в обучении иностранному языку в техническом вузе // Известия ЮФУ. Технические науки №10, 2010. с. 137-141
Федоров А.И. Дистанционное обучение в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту: состояние, проблемы, технологические решения // Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». // Вестник ЮурГУ №3 Вып. 7, Т. 2, 2006. с. 165-167
Юрков Н.К., Левин В.И., Баннов В.Я., Трусов В.А., Алмаметов В.Б. Дистанционное обучение в России и его проблемы // Надежность и качество: Труды международного симпозиума: / Под ред. Н.К. Юркова – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005, с. 316-317