Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста
Автор: Филиппова Ирина Владимировна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 10343 раза
Библиографическое описание:
Филиппова, И. В. Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста / И. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/941/ (дата обращения: 16.11.2024).
Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия.
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка [3 c.11-14]. Еще Т.Ф.Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал, как важно уметь изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, а также преодолевать их с возможно большей ловкостью.
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей. Значимость воспитания этих способностей объясняется четырьмя основными причинами [12 c.39-40].
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Анализируя литературные источники, мы пришли к выводу, что на развитие координационных способностей благоприятно влияют танцевальные упражнения. Поэтому в работе с детьми - дошкольниками в нашем учреждении мы проводим занятия по физической культуре с использованием элементов танцевальных упражнений. Почему средствами танцевальных упражнений мы решили развивать координационные способности?
Танцы – это очень приятный вид досуга. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс и негативные эмоции. Танцы помогают раскрыть ребенку себя и свои возможности.
В комплексном развитии детей-дошкольников танцевальные упражнения играют важную роль. Танцы дают возможность значительно улучшить координацию движений, развить и поддержать волевую и эмоциональную составляющую ребенка, а также помогают улучшить эластичность, пластичность и гибкость мышц, возможность ориентироваться в пространстве и просто укрепляют здоровье ребенка.
Кроме того, следует подчеркнуть особую роль танцев в формировании и улучшении памяти и дисциплинированности ребенка. В первом случае, речь идет о том, что дошкольник учится запоминать и повторять движения, показанные педагогом, а также последующее воспроизведение движений через определенный промежуток времени. Что же касается развития дисциплинированности, то этого удается добиться за счет того, что в большинстве танцевальных программ для детей заложен ритм, который должен четко соблюдаться и только в этом случае есть возможность правильно выполнять упражнения. Кроме того, регулярность занятий танцами, к которым привыкает дошкольник, приводит к формированию такого жизненно важного качества как обязательность, пунктуальность и многим другим. Танцы раскрепощают. Даже если ребёнок скромный и стеснительный – танцы снимут все барьеры и сделают его более смелым и раскрепощенным.
Танцы идеально подходят для того, чтобы потратить избыток энергии. Довольны будут не только дети, но и родители! Одним словом, на сегодняшний день выполнение танцевальных упражнений детьми-дошкольниками является неотъемлемой частью их физического и умственного развития.
Анализируя положительные стороны танцевальных упражнений, которые оказывают оздоровительное, обучающее, воспитательное воздействие, мы предположили, что такие важные для дошкольника качества, как координационные способности, возможно развивать с помощью деятельности не только полезной, но и интересной для ребёнка.
Все это возможно благодаря специальному комплексу упражнений, которые выполняются детьми несколько раз в неделю. В число этих упражнений входит бег, ходьба под музыку, прыжки, подскоки, и всевозможные танцевальные упражнения – элементы современных танцев.
Ритмическая музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений, может способствовать настройке организма на определенный темп работы, повышает его работоспособность, отделяет наступление утомления, помогает бороться с влиянием однообразия, ускоряет протекание восстановительных процессов.
Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка, сопровождающая выполнение танцевальных упражнений должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка.
Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался в педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает тесную взаимосвязь между музыкой и движением при одновременном их исполнении. Они объединяются поэтическим содержанием. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание.
При подборе музыкальной композиции для занятий нужно учитывать многие стороны: возраст детей, физическую подготовленность, тематику, образность, выразительность занятия, воспитательный момент, характер каждого упражнения, уровень подготовленности детей. Можно использовать музыку из любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные части эстрадных песен, понятных детям.
Для организации и проведения исследования нашим педагогическим коллективом были использованы методы получения ретроспективной информации: анализ литературных источников, анализ документальных материалов; методы получения текущей информации: педагогическая диагностика, анкетирование, метод экспертных оценок и педагогический эксперимент.
Суть эксперимента заключалась в опробовании представленных методик занятий по ритмической гимнастике с элементами танцевальных упражнений.
Экспериментальная работа проводилась с ноября 2008 года по март 2009 года.
В педагогическом эксперименте принимало участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Дети были разделены на 3 группы по 10 человек в каждой. 1-ая группа – контрольная, 2-ая и 3-ая группа – экспериментальные. Для внедрения методики ритмической гимнастики с элементами танцевальных упражнений по итогам предварительного тестирования мы выбрали группу №1, которая показала самые низкие результаты развития координационных способностей. В основу методики занятий по ритмической гимнастике с элементами танцевальных упражнений с данной экспериментируемой группой мы выбрали комплекс танцевально-игровой гимнастики, предложенной авторами оздоровительно-развивающей программы «Са-Фи-Дансе» Е.Г.Сайкиной и Ж.Е.Фирилевой [11 c. 321]
Группу №2, которая показала наивысшие результаты, мы выбрали для внедрения методики ритмической гимнастики с элементами общеразвивающих упражнений. В данной экспериментируемой группе использовалась методика Т.В.Поповой [11 c.23]. Так как мы полагали, что методика танцевальных упражнений будет более эффективно влиять на развитие координационных способностей испытуемых детей, мы надеялись, что результаты группы №1 после проведения преобразующего эксперимента будут выше, чем результаты группы №2. Группа № 3 являлась контрольной, она не участвовала в экспериментальной программе, занятия по физическому воспитанию в данной группе проводились в соответствии с традиционной методикой.
С целью выявления некоторых педагогических условий развития координационных способностей дошкольников, полезно обратиться к анализу действительности.
Анализ полученных данных по итогам анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих наше учреждение показал следующие результаты:
Дополнительно помимо занятий в детском саду физической активностью занимаются лишь 35% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.
Отмечена четкая зависимость между уровнем развития координационных способностей и занятиями физической активностью (хореография и спорт – хоккей, легкая атлетика, айкидо).
Интересно отметить, что более высокий балл имеют дети занимающиеся спортом (70% от общего количества детей занимающихся физической активностью).
Сравнивая результаты, полученные вследствие проведённой экспериментальной работы по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами общеразвивающих упражнений и танцевальных упражнений, мы пришли к выводам:
1.Проведенный анализ литературы по теме исследования показал, что проблема развития координационных способностей детей 6-7 лет является актуальной и продолжает изучаться многими исследователями.
2.Методика занятий по ритмической гимнастике с элементами танцевальных упражнений оказывает более эффективное влияние на развитие координационных способностей детей 6-7 лет, чем методика занятий по ритмической гимнастике с элементами общеразвивающих упражнений.
3.Применение танцевальных упражнений – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. Танцевальные упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом и координировать движения.
4.Представленная нами методика занятий по ритмической гимнастике с использованием элементов танцевальных упражнений эффективно влияет на развитие координационных способностей детей 6-7 лет.
Таким образом, на основе проведённой работы, мы можем говорить об эффективности данной методики и её применении в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Литература:
В.И. Лях. Гибкость и методика её развития // Физкультура в школе. – 1999. - №1. - С. 25-27
В.И. Лях. Координационные способности школьников.- Минск: Полымя, 1989. – 159 с.
В.И. Лях. Координационные способности школьников// Теория и практика физической культуры. – 2000. - №1. – С. 11- 14
В.И. Лях, Е.М. Садовски. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовке в спорте // Теория и практика физической культуры. – 1989. - №8. – С. 12 - 14
В.И. Лях. Совершенствование специфических координационных способностей // Физическая культура в школе. – 2001. - №2. - С. 7-14.
В.И. Лях. Тесты о физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: ООО “Фирма издательства АСТ”, 1998. – 272 с.
М.А. Правдов. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет в детских садах: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук – СПб., 1992. - 24 с.
М.А. Правдов, Горелов А.А., Я.К. Коблев, И.М. Козлов. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению // Физическая культура. – 2002. - №4. – С. 6-12
Т.Т. Ротерс. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989. – 124 с.
Т.В. Попова. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с детьми 5-6 лет в детском саду: Автореф. дис... канд. пед. наук. – СПб., 1998. – 23 с.
Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. Са-Фи-Дансе – танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.:Детство-пресс, 2000. – 321 с.
Р.Х. Яруллин. Физические способности человека как генетические и социально обусловленные различия в проявлении его физических свойств // Теория и практика физической культуры. – 1995. - № 7. С. 39-40