Новый педагогический подход к образовательной деятельности студентов с использованием проектного метода | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Статья просмотрена: 359 раз

Библиографическое описание:

Серова, О. В. Новый педагогический подход к образовательной деятельности студентов с использованием проектного метода / О. В. Серова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/967/ (дата обращения: 16.11.2024).

Мир вступил в эпоху информационного общества, для которого характерен, прежде всего, неограниченный доступ к информации. Поэтому использование педагогических методов, способствующих адаптации студентов к условиям современного информационного общества, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практики. Один из таких методов, является метод проектов.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты: 1) самостоятельно приобретают новые знания из разных источников (непосредственное включение студентов в активной познавательной процесс); 2) учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах; 4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдение проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения и др.) и мышление.

Перспективным является использование в проектной деятельности современных сетевых сервисов (Веб 2.0). Характер деятельности, складывающийся в ходе работе в сервисах Веб 2.0, отличается интенсивным коммуникационным процессом обмена знаниями, высокой мотивацией к саморазвитию и постижению нового, повышением чувства индивидуальной ответственности в групповой деятельности, высокой эмоциональной окраски и чувством психологической поддержки со стороны. Это указывает на высокий потенциал использования новых технологий сети Интернет в реализации личностно ориентированных образовательных технологий.

Можно привести примеры использования сервисов Веб 2.0 в проектной деятельности студентов Волжского государственного инженерно-педагогического университета. Рассмотрим пример проведения со студентами учебного проекта. В курсе информатики для студентов первого курса факультета средне профессионального образования специальности «Информационные системы и технологии» проектная методика используется в различных темах. В качестве примера рассмотрим проведение проекта по теме «В мире информационных технологий». Проект размещен по адресу http://wiki.vgipu.ru/index.php/ Учебный_проект. В результате самостоятельных исследований, направленных на анализ поисковых систем, возможностей сетевых сервисов Веб 2.0 для организации совместной деятельности студентов и преподавателей университета, обеспечения информационной безопасности личности в Интернете, студенты искали ответы на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации?», «Как используются социальные сервисы в обучении и общении?», «Как используются возможности поисковых систем для организации сотрудничества студентов и педагогов?», «Как можно обеспечить свою информационную безопасность?». В ходе своей проектной деятельности студенты создавали различные совместные сетевые документы, поисковые машины, вики-стать, Google-сайты.

Задачи, которые были поставлены перед студентами в ходе проектной деятельности:

  • осуществлять грамотный поиск информации в Интернет, в т.ч. с использованием собственных поисковых машин;

  • осуществлять совместный подбор закладок, совместное хранение различных медиа материалов, совместное создание и редактирование различных документов;

  • анализировать, обобщать и оценивать факты, формулировать и аргументировать собственную точку зрения на последствия интернетизации;

  • безопасно и ответственно использовать Интернет;

  • использовать сервисы Веб 2.0 для сотрудничества студентов и преподавателей.

В начале работы над проектом была проведена входная диагностика, позволившая выявить уровень владения студентами сетевыми технологиями. Студенты просмотрели видеофильм, посвященный развитию российского Интернета, посетили виртуальный музей Интенет (http://fid.ru/museum/). Это позволило выявить первоначальные знания по теме проекта, мотивировать студентов на проектную деятельность, разбить на группы для выполнения исследования. Было сформировано четыре группы: «Поисковики», «Гугловцы», «Зона безопасности» «Вебдванольщики».

Участники группы «Поисковики» формулировали критерии, по которым можно сравнить поисковые системы; анализировали по этим критериям различные поисковые системы. С помощью сервиса создания карт знаний создали схему «Классификация информационно-поисковых систем». Используя сервис http://www.google.com/coop/cse/, студенты создали собственную поисковую систему.

Студенты из группы «Гугловцы» анализировали возможности Веб 2.0 поисковой системы Google, выяснили, как их можно использовать в учебном процессе. Они создали различные Google календари, документы, таблицы, формы Google, веб-альбом Picasa. Все эти документы вставили в Google-сайт.

Участники группы «Зона безопасности» выяснили, кому и от кого надо защищаться при информационной деятельности в сети Интернет, как обеспечить информационную безопасность личности. Для своих однокурсников студенты разработали вопросник по обеспечению безопасности работы в Интернете, сформулировали рекомендации по решению проблем информационной безопасности.

Группа «Вебдванольщики» создали карту знаний «Наш Веб 2.0» обобщив итоги анкетирования по использованию социальных сервисов своими сокурсниками, сформулировала предложение по активизации работы на Википортале ВГИПУ.

С помощью сервисов Веб 2.0 подготовлены разнообразные материалы по формирующему и итоговому оцениванию, материалы в поддержку проектной деятельности. Это позволило организовать эффективное сетевое взаимодействие во время работы над проектом.

Активно используются сетевые технологии и при участии студентов во внеучебной деятельности. С 2006г. ученики, учителя, студенты из разных городов России принимают участие в наполнении гипертекстовой энциклопедии Летописи.ру. Сайт letopisi.ru построен на сервисе ВикиВики. Задача проекта Летописи.ру – дать школьникам, студентам и преподавателям возможность вместе поэкспериментировать с новыми социальными сервисами. К марту 2010г. Количество статей составляло более 39 тысяч.

На страницах летописи ведется большое количество проектов, таких как «Мы помним», «Лицо школы», «Мы – студенты», «Исчезнувшие деревни России», «3000 статей для Википедия», «Золотое кольцо Нижегородского края» и др. Студенты ВГИПУ – активные участники проекта Летописи. Ими подготовлены статьи о своём вузе, его традициях, родном городе. Они активные участники сетевых проектов «Мы помним», «Мы – студенты», «Турнир шифровальщиков» и др.

Проекты на страницах Летописи.ру можно рассматривать, как своеобразное информационное поле, где студентам и преподавателям открываются возможности думать и действовать совместно. Это – возможность организации проектной деятельности студентов в соответствии с идеями личностно ориентированного образования.

Опыт участия в проектах Летописи.ру позволил поставить перед студентами ВГИПУ задачу создания собственного Википортала университета. Целью разработки Википортала ВГИПУ являлась организация совместной работы преподавателей и студентов по разработкам образовательных ресурсов, публикация учебных и методических материалов, организация обсуждения важных вопросов, коллективный поиск решения проблем, написания коллективных рассказов и эссе, проведение сетевых конкурсов и конференций. На страницах университетской Вики можно опубликовать новости, размещать интересные разработки, совместно создавать коллективные статьи, виртуальные экскурсии, библиотеки, писать отзывы, аннотации, комментарии и примечания к статьям.

Для реализации идеи создания портала была проведена мониторинговая, аналитическая, организационная и техническая работы. Был проведен сравнительный анализ порталов, выполненных с использованием технологии Вики, обоснован выбор необходимого программного обеспечения, подготовлено обоснование для выделения необходимых сетевых ресурсов, разработан план реализации проекта, проведено обучение технологии Вики для студентов и преподавателей университета.

Появился у студентов и опыт использования социальной образовательной сети Кампус. Сеть Campus.ru помогает школьникам и студентам в построении их будущей карьере путём проведения специальных конкурсов от крупных компаний-работодателей, организации прохождения производственны практик и обучающих семинаров, а также посредством необходимого функционала для общения, обмена информации и удовлетворения других учебных нужд (например, составление учебного расписания).

В последнее время много говорится о необходимости формировать у студентов качества человека 21 века – личности, способной адаптироваться к быстрым меняющимся современным условиям, способной к дальнейшему самообучению, к самостоятельной оценке событий и принятию собственных решений на основе сформированной адекватной самооценки и системы ценностей. Для формирования таких качеств необходимо создание следующих условий:

  • вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, применение приобретённых знаний на практике и четкое осознание, где каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

  • организация совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

  • широкое общение со студентами своей группы и студентами других вузов;

  • свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;

  • постоянное испытание своих интеллектуальных, нравственных сил для решения возникающих проблем.

Создать такие условия, оставаясь в рамках традиционных педагогических подходов, не представляется возможным. Ведь предлагая готовые решения ля пассивного восприятия и репродукции, нельзя выработать потребность в непрерывном образовании и саморазвитии, подготовить к ситуации постоянных изменений в требованиях к профессиональной компетентности будущего специалиста.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, проектная деятельность, Веб, сервис, Зона безопасности, информационная безопасность, информационная безопасность личности, преподаватель университета, проектная деятельность студентов, страница Летописи.

Похожие статьи

Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов

Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов

Некоторые аспекты внедрения проектного метода в образовательный процесс

Организация учебного процесса с использованием интегрированного обучения

Алгоритм проектирования образовательной среды в начальной школе с позиции инновационных подходов

Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт»

Новые подходы к формированию финансовых ресурсов образовательной организации

Использование метода проектов в научно-исследовательской деятельности обучающихся экономического профиля

Современные подходы к формированию компетенций студентов для обучения будущего специалиста

Использование проектного метода в деятельности дошкольного образовательного учреждения

Похожие статьи

Применение проектного метода в организации учебного процесса студентов

Инновационный подход к обучению при использовании метода кейсов

Некоторые аспекты внедрения проектного метода в образовательный процесс

Организация учебного процесса с использованием интегрированного обучения

Алгоритм проектирования образовательной среды в начальной школе с позиции инновационных подходов

Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт»

Новые подходы к формированию финансовых ресурсов образовательной организации

Использование метода проектов в научно-исследовательской деятельности обучающихся экономического профиля

Современные подходы к формированию компетенций студентов для обучения будущего специалиста

Использование проектного метода в деятельности дошкольного образовательного учреждения