Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Статья просмотрена: 5377 раз

Библиографическое описание:

Хасия, Т. В. Правовая компетентность в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы / Т. В. Хасия. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/972/ (дата обращения: 16.11.2024).

Модернизация современного общества несет в себе качественные изменения в социокультурной сфере, по сути дела формируя новый тип социума. Можно отметить увеличение степени свободы в отношениях между социальными структурами и социальными агентами в настоящий период, что приводит нас к мысли о растущей индивидуализации. Однако данный процесс чреват рисками, носящими одновременно локальный и глобальный характер, причем производство рисков характерно для всех сфер общества, в том числе образовательного пространства.

Модернизация системы образования в Российской Федерации на современном этапе обусловливает возрастание социально-правовой активности педагогических работников, что влечет за собой необходимость развития сознательной основы правомерного поведения участников образовательного процесса с целью снижения вероятности возникновения рисков в данной среде. Динамичное обновление законодательства, постоянные нововведения общественной практики формируют необходимость особого внимания к проблеме правовой подготовки педагогических кадров всех уровней.

Правовая компетентность преподавателя высшей школы определяется

уровнем его правосознания и правовой активности, проявляемыми в рамках определенного коллектива. Основу такой его компетентности составляют система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними. Поэтому повышение профессиональной компетентности преподавателей – одна из ключевых проблем современного образования.

Перед современным преподавателем стоит задача освоения прав и свобод человека, перевоспитания самого себя, т.е. осмысления собственных ценностей, идеалов, освоения нравственных правовых норм. Он должен быть готовым к участию в формировании правовой культуры студента, созданию особого правового пространства развития его личности, как свободного человека, последовательно защищающего свои права и не посягающего на права другого. Необходимость непрерывной правовой подготовки педагогических работников также обусловлена очевидным ускорением темпов общественного развития, смены его цивилизационных основ, среди которых ведущее место занимает приоритет прав человека, личности. Право наряду с идеями, ценностными ориентирами, наукой, искусством, образованием выступает важнейшим компонентом цивилизации.

Проблема формирования поколения, уважительно относящегося к законам, умеющего не только использовать правовые знания в своей деятельности, но и защищать их, порождают общественную потребность в создании специальной методики правовой подготовки преподавателя высшей школы на различных этапах вузовского и послевузовского образования. Быстрая смена нормативной правовой базы российского образования требует особого отношения к рассмотрению этих вопросов в процессе повышения квалификации преподавателя вуза. Попытка совершенствования методики преподавания правовых дисциплин, разработка специальных правоведческих курсов для педагогов была предпринята еще в конце 70-х годов ХХ века. Однако уже к началу 90-х годов обозначились противоречия, которые касались уровней усвоения правового содержания в учебном процессе и отношением к нему субъектов этого процесса, между фактическим уровнем правовой компетентности педагогов и социально-экономическими условиями работы педагога. Ситуация практически не изменилась до настоящего времени. Введенные в 1994 году Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по педагогическим специальностям в части правовой подготовки не претерпели существенных изменений. Дидактический аппарат правовых дисциплин пополнился дополнительными учебными единицами только в 2004 году, не изменив при этом методические основы их преподавания. В системе послевузовского профессионального образования практикоориентированные курсы зачастую подменяются изложением содержания отраслей права, не затрагивая при этом проблем правового регулирования общественных отношений в сфере образования, характеристики правового статуса субъектов образовательной деятельности.

К настоящему времени имеется определенный научный фонд по обоснованию необходимости создания системы непрерывной правовой подготовки преподавателей, описанию ее отдельных компонентов, этапов реализации. Однако большинство исследований представляют собой не столько поиск организационного единства системы, сколько изучение подходов к ее построению, содержанию отдельных компонентов. Например, в последние годы в отечественной педагогике внимание исследователей уделено преимущественно проблеме формирования правовой культуры и правосознания будущих педагогов. В то же время по вопросам методики преподавания правовых дисциплин в вузе, организации правовой подготовки слушателей факультетов повышения квалификации, построения процесса правового обучения педагогов на основе принципов непрерывности и преемственности, специфики правового сопровождения педагогов в период профессионального становления, построения моделей непрерывной правовой подготовки педагогов научные исследования практически отсутствуют.

В результате недостаточной теоретической разработанности системы непрерывной правовой подготовки педагогических кадров и ее особой практической значимости для формирования гражданского общества и реализации конституционного положения об обеспечении и защите прав и свобод человека сложился целый ряд противоречий:

– между потребностью в педагогах с высоким уровнем правовой подготовки и существующей практикой их правового образования, не позволяющей в полной мере удовлетворить запросы субъектов образовательных правоотношений;

– между необходимостью опережающего характера правового

образования и традиционностью подходов к построению его содержания в системе профессиональной подготовки;

– между постоянно возрастающим объемом информации предлагаемой к изучению и преобладанием объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов правовой подготовки педагогов;

  • между предоставлением свободы в отборе содержания правовых

дисциплин и ограничениями его реализации, возникающими в силу отсутствия необходимых средств обучения, недостаточной подготовленности преподавательского корпуса по вопросам права в сфере образовании.

В современных условиях, когда существенным образом изменились не только методы регулирования прав и обязанностей педагогических

работников, но идет динамичное обновление законодательства в сфере образования, осуществление диверсификации образовательных программ правового образования требует формирования концептуальных основ. Их реализация позволит сформировать систему правовой подготовка педагогических кадров, содержание правового обучения специалистов адекватное социально-правовой реальности.

Следует отметить, что проблема рассогласования запросов общества к уровню правовой компетентности педагога и имеющимися в настоящее время моделями правовой подготовки до сих пор не решена также в силу недостаточности изученности сущностной стороны объекта, его свойств, закономерностей, принципов конструирования содержания правового образования, функций, технологии его реализации. Ведь даже сам термин «модернизация образования» установлен правовыми документами и введен в практическое употребление фактически явочным порядком, без должного научного, методологического обоснования. Практически наблюдения показывают, что уровень правовой компетентности преподавателя высшей школы, не выдерживает никакой критики. Это приводит к выводу о необходимости включения в программы высшего профессионального образования дисциплины «Правовое обеспечение образовательной деятельности». В качестве ключевых могут быть выбраны следующие вопросы.

1.Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательного учреждения ВПО, включая рассмотрение понятия правового статуса, видов вузов, их аккредитации, аттестации, лицензирования.

2.Правовые основы финансирования и финансовой деятельности вузов, включая ведение вузами предпринимательской деятельности.

3.Управление качеством образования.

4.Регулирование труда научно-педагогических работников вузов с учетом последних изменений, внесенных в Трудовой Кодекс Российской Федерации. Очевидно, что в условиях качественных изменений уровня жизни человека, обновления структуры правовых компетенций субъектов образовательной деятельности – система непрерывной правовой подготовки педагогических работников сможет успешно выполнять функции эффективного средства развития профессиональной компетентности педагогов, лишь в том случае, если будет разработана концепция правовой подготовки преподавателя вуза, оптимально сочетающая в себе многообразие и изменчивость, свойственные образовательным системам, и необходимые ограничения, учитывающие традиции правового образования в России. Кроме того, правовая подготовка научно-педагогических работников должна осуществляться поэтапно в рамках специально разработанных учебных программ.

В современных условиях крайне необходима оптимизация структуры и содержания правового образования научно-педагогических работников на основе непрерывности образовательного процесса, преемственности учебных программ, разработанных на основе специально отобранных андрагогических технологий. Таким образом, условия обновления информационной базы образования, интенсивного развития и взаимодействия мирового, федерального и регионального образовательного пространства, смена цивилизационных основ общественного развития, влияющих на подготовку личности, способной не только к творчеству и универсальному общению, но и к тому, чтобы быть носителем социальных функций, адаптироваться в контексте современных цивилизационных процессов, самостоятельно определять содержание собственного правового образования, формируют необходимость непрерывной правовой подготовки педагогических работников. Существенным моментом правовой подготовки является организация изучения правовых дисциплин на протяжении всего периода обучения в вузе, а также на всех этапах послевузовской подготовки научно-педагогических кадров на основе последовательного усложнения их содержания и целевой направленности на специфику профессиональной деятельности. Вузовский этап правовой подготовки рассматривается как базовое правовое обучение педагога, которое на этапе послевузовского образования получает свое дальнейшее углубление и развитие в соответствии с профилем педагогической работы специалиста.

Формирование содержания правовой подготовки зависит от комплекса

профессиональных задач, решаемых педагогическим работником, уровня его правового образования, состояния учебно-методического комплекса правовых дисциплин. Успешность реализации системы непрерывной правовой подготовки педагогов определяется следующими условиями:

  • определение целей, отбор содержания, форм и методов правового образования на каждом уровне профессиональной подготовки;

  • соотнесение построения содержания правовых учебных дисциплин с дисциплинами психолого-педагогической подготовки специалистов на всех этапах их профессионального обучения;

  • планирование и организация этапов правового обучения в соответствии с задачами социализации личности преподавателя;

  • внедрение интерактивных технологий, инновационных методов обучения;

  • создание специальных учебно-методических комплексов по правовым дисциплинам.

Система непрерывной правовой подготовки педагогов направлена на формирование и развитие правовой компетентности педагогов, потребности правового самообразования, развитие правовой культуры педагога, создание условий для реализации ими ценностных правовых установок в педагогической практике.

Глубокий перелом в системе общественных отношений произошедших в нашей стране в конце века чрезвычайно остро поставил вопрос о создании адекватной правовой системы.

От уровня юридической деятельности в значительной мере зависит не только эффективное функционирование механизма правового регулирования, но и отношение рядовых граждан к праву и правовым институтам. Другими словами авторитет права и государства, уровень правового сознания правовой культуры населения во многом определяются профессионализмом юридических кадров.


Литература:

1. Редкин П.Г. Какое общее образование требуется современностью от русского правоведа? / Речь, произн. в торжест. собр. Моск. унив, д-ром прав., орд. проф. юрид. энциклопедии и гос.права, Петром Редкиным 15-го июня 1846г. М.:Унив.тип.,1846.106с.

2.Бляхман Б.Я. Подготовка специалистов-юристов в условиях рыночной экономики //Право и образование.2010.№1с.56-61.

3.Алексеенко В. Тенденции в развитии системы высшего образования // Власть,-2008.-№6.-с.60-61.

4.Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации образования / Э.Ф.Зеер, Э.Сыманюк// Высшее образование в России. 2005. №4.С.23-29.

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывная правовая подготовка, правовая подготовка, правовое образование, высшая школа, дисциплина, образовательная деятельность, уровень, высшее профессиональное образование, образовательный процесс, Российская Федерация.

Похожие статьи

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования

Критериально-уровневая характеристика правовой компетенции студентов медицинского института

Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации

Престиж преподавателя среднего профессионального образования

Языковая подготовка выпускника высшей школы

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Формы организации практической работы студентов направления подготовки «Юриспруденция»

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Похожие статьи

Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования

Критериально-уровневая характеристика правовой компетенции студентов медицинского института

Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации

Престиж преподавателя среднего профессионального образования

Языковая подготовка выпускника высшей школы

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Формы организации практической работы студентов направления подготовки «Юриспруденция»

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка