Проблема развития толерантности у молодежи ЯНАО как фактор духовно-нравственного воспитания и профилактики экстремизма
Автор: Глухарева Гульнара Ринатовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 525 раз
Библиографическое описание:
Глухарева, Г. Р. Проблема развития толерантности у молодежи ЯНАО как фактор духовно-нравственного воспитания и профилактики экстремизма / Г. Р. Глухарева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/979/ (дата обращения: 16.11.2024).
- На государственном, окружном и муниципальных уровнях делаются попытки создания эффектных программ национальной политики, необходимых правовых актов, направленных на регулирование различных сторон федеративного и национального законодательства. Начало нового века ознаменовалось как проведение «Международного десятилетия культуры мира и ненасилия для всего мира». Город Ноябрьск ЯНАО объединяет тысячи людей – очень разных по профессии, возрасту, убеждениям, опыту, отношению к религии, системе ценностей. Это наш большой дом, с большой и интересной историей. Ноябрьск – это город, который всегда привечал, принимал людей абсолютно разных национальностей со своими особенностями и привычками. Они приживались в этом городе и становились носителями его культурных традиций, но при этом оставались армянами, грузинами, евреями, татарами, украинцами, немцами и т.д. Культура каждого народа неповторима и самобытна. Поэтому уважение к другим народам способствует формированию у детей и подростков национального и толерантного самосознания.
«У наших народов вырабатывалась определенная культура взаимоотношений друг с другом, уважения друг к другу. И в этом всегда была наша сила», - заявил Владимир Путин на встрече с представителями организаций болельщиков. Сегодня, как никогда, становится актуальным вопрос о непростых, подчас проблемных взаимоотношениях в процессе взаимодействия людей. В достаточной ли мере мы владеем навыками общения, сотрудничества, сосуществования в открытом, многоликом, многопроблемном мире? Какими качествами должен обладать современный подросток, ученик школы, или студент ВУЗа, независимо от национальностей, религиозной и социальной принадлежности, чтобы найти в этом социуме свое место, «вписаться» в него, стать успешным и востребованным?
Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли, т.е. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая права других людей и оставаясь полноценной личностью. Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.
Посещая различные занятия по заявкам муниципальных учреждений нашего города, общаясь с учащимися старших классов, со студентами профессионального колледжа я поняла, что со старшими подростками нашего города необходимо говорить о том, насколько важна терпимость в нашем мире, об основных путях выхода из конфликтных ситуаций, об отличии людей друг от друга; объяснить им, что такое индивидуальность, большинство и меньшинство и т.д., т. е. говорить о толерантности.
Анализ результатов бесед с социальными педагогами, психологами школ показал, что в большинстве школ проводится деятельность по формированию толерантности, но она не носит системный характер. В большинстве школ используются различные формы работы, однако наиболее доступной формой воспитательной деятельности по мнению педагогов является беседа на классном часе.
Предложенная нами программа занятий с элементами тренинга, направленная на формирование толерантности у подростков, на мой взгляд, даст достаточный эффект, что продемонстрировали результаты первых моих пробных занятий. После участия в занятиях у старшеклассников изменяется не только представления о других этнических группах, знания о толерантности и прочее, но и отношение к представителям других этнических групп. Ребята становятся добрее, терпимее, демонстрируют способность понимать проблемы друг друга, готовы помочь слабому и старому в трудный момент. Это говорит о том, что именно системный подход в работе дает свои результаты.
Опыт работы по развитию программы «Учусь быть толерантным» прослеживает вначале проведенные разовые мероприятия о толерантности в нескольких школах, в профессиональном училище, в соборной мечети. На этих занятиях рассматривались общие понятия толерантности, исторические справки а также игровые и тренинговые упражнения и т. д. Проведенные мероприятия по развитию толерантности оказались очень востребованными в подростковой среде, социальные педагоги школ и классные руководители просили и настаивали продолжения начатых занятий.
Таким образом, изучив спрос учреждений нашего города, разобравшись в поставленных проблемах и вопросах было принято решение создания программы формирования толерантного сознания у старших подростков. Разработка программы стала для меня и нашего коллектива также стимулом для систематизации накопленного опыта работы посвященной проблемам толерантности.
Программа «Учусь быть толерантным» адресована социальным педагогам, классным руководителям, всем, кто работает со старшими подростками и рассчитана на помощь им.
Новизна программы заключается в том, что она предполагает стремление педагога к созданию на своих занятиях многокрасочной, полифоничной картины, с точки зрения межнационального единства взглядов всех участников образовательного процесса, где слышен голос каждого подростка, не зависимо от его культурной принадлежности. Новизну программы определяет и то, что занятия проводятся не только с подростками, но и с их родителями, поскольку только комплексный подход к процессу формирования толерантного сознания может дать положительный результат. Также, в ходе реализации программы мы выявляем и обосновываем комплекс организационно-педагогических условий, способствующих целенаправленному формированию толерантной культуры подростков. И наконец, данная программа позволит своевременно и в полном объеме выполнить социальный заказ образовательных учреждений, касающийся решения проблем развития толерантности у подрастающего поколения.
Цель программы: повысить уровень сформированности духовно-нравственных качеств и уровень толерантного сознания у старших подростков г.Ноябрьска в ходе реализации программных мероприятий в количестве 11 занятий (16 часов), в срок с января 2011 по декабрь 2012 года. Поставленную цель я хочу достичь с помощью решения следующих задач как:
Изучить научно-методические основы профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания у подростков и юношей.
Разработать систему занятий по формированию толерантного сознания у старших подростков в соответствии с научно-методическими основами профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания.
Провести мониторинговое исследование уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня сформированности толерантного сознания у старших подростков.
Реализовать программные мероприятия в количестве 11 занятий (16 часов), с периодичностью 2 занятия в месяц.
Разработать и внедрить методы прогнозирования, диагностики и предупреждения антигуманных проявлений среди участников программы.
Составить отчетную документацию по реализации программы.
Представить результаты на методическом совете координаторов по ППХЗ управления по делам семьи и молодежи.
Общая жизненная ориентация программы зависит от того, как мы будем относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Сроки реализации программы рассчитаны на 2 года (с января 2011года по декабрь 2012 года). Они охватывают период учебного года, с периодичностью 2 раза в месяц.
Представленная программа рассчитана на 16 часов и состоит из блока серии занятий: «Не будь равнодушным!».
Работа над программой «Учусь быть толерантным» продолжается. В ходе реализации она будет изменяться и дополняться. В перспективе планируется создание новых блоков занятий о проявлении нетерпимости, например: «Богатые и бедные», «Инвалиды и здоровые люди» и т.д.
Мы считаем, что эта программа способна открыть новые возможности для развития образования и воспитания старших подростков нашего города в духе толерантности в современном обществе.
Литература:
Громова О.И. Трудное слово «толерантность»: Оно обозначает еще более сложное понятие «терпимость» / О.И.Громова // Библиотека в школе. -2001. -№ 3. -С.2-4.
«Декларация принципов толерантности UNESCO» (1995 г.) Прогресс, М, 2007.
Исмаилов Ш.И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма // Педагогика. 2000. - № 2. - С. 107-108.
Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности / Н.В.Кленова,. Кленицкая И.Я. Четыре разговора о толерантности / И.Я.Кленицкая // История «Первое сентября». 2002. -№ 7. - С.8-11.
Курганова М.Ф. От нетерпимости к толерантности / М.Ф.Курганова // Граждановедение. 2003. - № 7. - С.2-14.
Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России)