Потенциальная сфера личности и особенности ее развития в образовательном процессе
Автор: Варюхина Татьяна Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 1804 раза
Библиографическое описание:
Варюхина, Т. А. Потенциальная сфера личности и особенности ее развития в образовательном процессе / Т. А. Варюхина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/987/ (дата обращения: 16.11.2024).
Еще в конце XIX века П.Ф. Каптерев писал, что образовательный процесс не только передача чего-то от одного к другому, сущностью образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе обучения. Сущность образовательного процесса, по мнению педагога, с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его [7].
Понятие «личности» еще не получило четкого определения ни в психологии, ни в педагогике. Проблема личности затрагивается в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Р.С. Немова, В.С. Выготского, Л.М. Лузиной и других ученых, в которых личность представляется как система, отвечающая всегда как единое целое на воздействие ситуаций, которая возникает только тогда, когда внешние требования, предъявляемые человеку, становятся внутренними требованиями самого субъекта – основой его инициативного поведения, осуществляющего без идущего извне вызова. Анализ разных подходов к определению личности показывает, что «разные авторы определяют «личность» по-разному, но всё множество теоретических воззрений, согласно О.П. Елисееву, имеет общее содержание, некоторое общепризнанное, устоявшееся определение, по крайней мере, в границах данной культуры и соответствующей парадигмы научного познания.
В современных условиях все определения или теории личности сходятся в одном и том же общем, «предельном понимании человека: человек выступает как человек, если он является личностью» [5].
Следовательно, может быть сформулировано некоторое предельное понятие личности, связывающее бытие и небытие человека: «личность – это качество человека, связывающее его бытие и проявляющееся в его сознательной деятельности» [5].
По нашему мнению личность – это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов.
Разработка проблем развития личности является важной как в теоретическом, так и в практическом отношении, поскольку ее решение позволит проектировать деятельность индивида с целью ее оптимального развития. Это связано с тем, что развитие личности, прежде всего, определяется развитием той деятельности, в которую включен индивид, а также тем, насколько теоретически обоснован и экспериментально выверен характер самой деятельности. Предпосылками развития личности являются ее потребности, а также возможности их удовлетворения. По мере развития личности «растет целостность, интегративность ее психических организаций, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития, происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми» [1; 6].
Проблема развития личности является сложной и дискуссионной. По утверждению В.И. Слободчикова и Е.А. Исаева, понятие «развитие» совмещает в себе «три достаточно самостоятельных процесса»: становление – «как созревание и рост, переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня, как единство уже осуществленного и возможного, как единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития»; формирование – как оформление (обретение формы) и совершенствование (обретение совершенного, предшествующего в культуре образца); преобразование – как саморазвитие, преодоление чего-то сложившегося [9].
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова профессиональное развитие рассматривается как «рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, происходящее принципиально новому строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии» [7; 8].
В процессе развития личность проходит ряд периодов или стадий, каждый из которых имеет свои особенности. Качественные особенности развития личности в каждом периоде раскрываются через понятия «ситуация развития» и «ведущая деятельность». Переход от одной стадии к другой осуществляется по диалектическому принципу развития, а именно: в процессе эволюционного развития личности возникают и накапливаются противоречия, которые и приводят к более высокому уровню развития.
Среди теорий психологического развития выделяются две, по – разному трактующие источники развития личности. Первая теория рассматривает развитие личности как вполне самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние закономерности, в принципе не зависимые от воспитания и обучения человека. Сторонники данной теории считают, что обучение и воспитание оказывает ускоряющее влияние на развитие личности, но изменить внутреннюю последовательность и психологические особенности стадий этого процесса нельзя. Данная концепция рассматривает обучение и развитие как два независимых друг от друга процесса; представляет развитие личности как процесс, который подчинен природным законам, а обучение – как чисто внешнее использовании возможностей, которые возникают в процессе этого развития.
Вторая теория, развиваемая научной школой Л.С. Выготского, исходит из того, что в основе психического развития лежит специфический процесс присвоения индивидом достижений предшествующих поколений, в результате чего происходит воспроизведение в человеке исторически сформировавшихся способностей и функций. С этой точки зрения весь процесс развития личности имеет конкретно-исторический характер. Каждому типу общества присущ определенный сложившийся в данном обществе системой воспитания и образования. Л.С. Выготский подчеркивал, что обучение должно опережать развитие, вести его за собой, только тогда оно будет эффективным. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно личности в процессе самостоятельной деятельности (зона актуального развития), но и то, что она может сделать в сотрудничестве с педагогами (зона ближайшего развития)[3; 6, c. 22-23].
Потенциальные возможности будущего специалиста связаны со сферой личности. Это процесс реализации личностного потенциала, самоосуществления личности, обретения человеком своего жизненного пути за счет полного использования и развития имеющихся задатков, превращения их в способности, что, безусловно, ведет к достижению вершины профессионализма [2].
Под потенциальным понимаются такие свойства, возможности личности, которые могут осуществиться и стать реальностью только при определенных условиях. С другой стороны, потенциальное выступает как результат развития, как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития личности.
Под актуальным понимаем уже развитые и действующие в тех или иных условиях свойства и особенности личности, являющиеся реализацией и конкретизацией тех свойств, которые ранее находились в потенциальном состоянии. Актуальное - это качественно новый уровень развития потенций, отражающий новые возможности личности, способствующие ее дальнейшему развитию.
Потенциальное под воздействием педагогических условий, вызвавших деятельность и активность личности, начинает актуализироваться, проявляться, функционировать и в ходе этих процессов развиваться и превращаться в актуальное. Актуальное характеризуется мерой осуществленности возможностей, своеобразными результатами активности личности. По сравнению с потенциальным это другой, новый уровень существования личностного образования. Через актуальные проявления - деятельность, действия, отношения и т. д. - представляется возможным судить о содержании потенциальной сферы личности до создания условий ее перехода в реальное актуальное.
В нашем понимании развитие личности есть субъектный процесс, обеспеченный наследственными, психологическими и педагогическими факторами. В педагогическом аспекте «развитие личности» определяется нами как непрерывный процесс накопления и проявления потенциального личности (единство возможного и осуществленного), обеспечивающий расширение и углубление ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой посредством различных факторов, в том числе, педагогических. Такое понимание развития личности как педагогического феномена позволяет выделить в данном процессе ряд периодов, базирующихся на существенных психологических признаках возрастного развития и соответствующем педагогическом обеспечении. «В настоящее время данный подход наиболее прослеживается в педагогике возрастного развития А.С. Белкина» [4].
Особо подчеркнем решающую роль в развитии личности обучения как «сознательный, целенаправленный процесс воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности, отвечающих запросам общества» [6, c. 20]. При этом личность – не пассивный объект влияния среды, а активное, деятельное существо, поэтому внешние условия жизни, внешние воздействия определяют становление личности не прямо, а через взаимодействия человека со средой, через его деятельность в среде и тем самым обуславливают развитие личности. Человек – активное существо, он сам сознательно меняет свою личность, но этот процесс мотивируется той средой, в которой он находится. Поэтому « организованная и стимулированная деятельность человека является основой и условием развития личности» [6, c. 21].
Теоретический анализ потенциальной сферы личности и особенности ее развития в образовательном процессе позволил сделать следующий вывод.
Образовательный процесс в колледже есть непрерывный процесс, направленный на развитие личности будущего специалиста как единство возможного и осуществленного (потенциально-актуального), обеспечивающий углубление и расширение его связей с обществом, другими людьми, самим собой в образовательном процессе. Студент является активным субъектом образовательного процесса и имеет потенциальные возможности становления профессионально зрелой личности.
Литература:
1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 263с.
2. Виленский М.Я., Макеева В.С. Физическая культура как базовый компонент профессионально-личностного развития учителя // Педагогическое образование и наука. 2003.- №3. с. 10 – 15
3. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: В 6т. – Т.4
4. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза [текст]: монография / И.В. Дрыгина, О.А. Шушерина, В.В. Игнатова. – Красноярск: СибГТУ, 2006. – 154с.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – 2-е изд. испр. и перераб., СПб: Питер, 2003 – 512 с.: - (Серия «Практикум по психологии)»
6. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера. – Свердловск, 1988.
7. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. педагог. соч. – М., 1982.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). Издательство МарТ, 2005 – 448с.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъектной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416с.