Формирование экологической культуры младших школьников
Автор: Кириллова Светлана Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 6257 раз
Библиографическое описание:
Кириллова, С. Н. Формирование экологической культуры младших школьников / С. Н. Кириллова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/988/ (дата обращения: 16.11.2024).
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является экологическое воспитание.
Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета Земля, экологическое сознание. Экологическое воспитание обеспечивает развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Комплексный подход в формировании экологической культуры младших школьников хорошо наблюдается в начальной школе продленного дня. Такой подход включает учебную и внеучебную деятельность. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы предлагаем программу экологического воспитания младших школьников – « Экоград». Программа разработана для школы продленного дня, при построении программы были выделены четыре основных направления:
Познавательное направление работы включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников во время учебного процесса. Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это — театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия. Познавательно-практическое направление основывается на изучении растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами — посадкой деревьев и цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Познавательно-развлекательное, познавательно-практическое, исследовательское направления рассчитаны на внеурочную деятельность. Особое внимание в учебном процессе уделяю межпредметным связям, так на уроках математики во 2-3 классе при изучении темы «Решение задач» использую задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера, во время устного счета или повторения и закрепления изученного использую книжки-задачи, книжки-малышки, несущие информацию о различных видах растений или животных. После неоднократного использования подобных материалов на уроках математики у некоторых учащихся появляется желание сделать книжки-задачки дома или на уроках труда. С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями использую задания экологического содержания.
Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал.
При изучении русского языка в начальных классах проводится работа по развитию речи. Я предлагаю учащимся следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц («Много снега - много хлеба», «Много леса - береги, мало леса - посади», «Лес и вода - брат и сестра»); вспомнить и рассказать, как ведется на полях снегозадержание; составить рассказ по картине или на заданную тему; написать сочинение; изложение. Темы могут быть различные: «Лес - наше богатство», «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я бабочка», «Путешествие скворца», «Мы охраняем родную природу» и др.
Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения, работа над произведениями позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру. Так постепенно дети усваивают понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой. Теоретические знания, полученные учениками на уроках, стали базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов, помогает решить данную проблему. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.
Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. Проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда оказывает влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе заняли экскурсии, прогулки, походы. Они связаны с изучением программного материала, носят краеведческий характер, просто посвящены знакомству с природой. Для того чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета - наш дом и о нем надо заботиться, ведется классный дневник «Наш дом - Земля». Этот дневник помогает им в наблюдениях за природой, где дети описывают и зарисовывают свои наблюдения. Это заложило основу для более глубокого чувства - ответственности за окружающую среду. Во время экскурсий дети с большим интересом участвуют в дидактических играх: «Деревья и кусты», «У кого детки с этой ветки», «Кто дальше пройдет».
Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы («Животные и птицы зимой», «По страницам Красной книги» и др.), которые учат взаимоотношению с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Рассматривая конкретные экологические ситуации под названием «В гостях у природы» («Птенец на тропе», «Муравейник», «Привал в лесу», «Букет цветов»), ученики рассуждают, находят правильное решение. При рассмотрении этих ситуаций показывали важность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести детей к выводу о необходимости защиты охраны природы.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носили обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы включал несколько этапов:
1 .Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требовалось выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).
2.Конкурс рисунков "Природоохранительные знаки" (командам предлагалось нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы).
3.Эстафета эрудитов (она проводилась цепочкой: первая команда задавала вопрос второй, вторая — третьей и т. д.).
4. Конкурс устных рассказов на тему "Красная книга природы" (участники турнира рассказывали о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги).
5.Конкурс знатоков голосов природы. (Команды слушали магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включали 2-3 раза. Необходимо было написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса).
6.Выставка книг о природе.
Среди мероприятий особо следует выделить праздники «Покормите птиц зимой», «Бал цветов».
Большую часть воспитательной нагрузки нес на себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки стимулировалась творческая инициатива, находчивость, выдумка школьников.
В 3-4 классах возникла необходимость в продолжение факультативного курса «Экоград» по ряду причин:
актуальность данного факультатива по природоведению;
необходимость соблюдения преемственности в изучении курса;
устойчивый интерес учащихся к данной проблеме;
- необходимость углубления, расширения, систематизации экологических знаний учащихся.
В конце каждого учебного года проводится обобщение изученного материала, которое выделено в программе в самостоятельную тему «Подводим итоги нашей работы за год». Так постепенно дети приходят к усвоению понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой.
Литература:
1.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. - М.,2003
2.Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. Начальная школа. - №6 2003.
3. Карпова Н.Г. О методах экологического образования школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. – М.:НИО, 2004