Экологическое воспитание под открытым небом | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 27.04.2016

Статья просмотрена: 287 раз

Библиографическое описание:

Ращупкина, О. Н. Экологическое воспитание под открытым небом / О. Н. Ращупкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10189/ (дата обращения: 19.12.2024).



В условиях современной экологической ситуации в мире, особое внимание требует экологическое воспитание людей всех возрастов и профессий. Рыжова Н.А в книге «Наш дом — природа» пишет: «В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которая проявляется в разных формах. Быстрый рост городов привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышать выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» электронных зверушек вместо кошек и собак». (1.Стр.13) «Еще одна проблема — замена реальной природы виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели), дошкольники все чаще дают ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, видеомагнитофоном, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошее в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Именно такое восприятие эффективно. При просмотре же видеофильма мы только пассивно смотрим. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение». (1.Стр.14–15)

В детском саду экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс — как на занятиях, так и в повседневной жизни. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно соприкасаются с ней. Их привлекают яркие цветы, жуки, бабочки, звери, тихо падающий снег, лужи, шум волны и т. д. Разнообразный мир природы пробуждает у детей неподдельный интерес, любознательность, подталкивает их к игре, художественной, трудовой деятельности.

Наша группа среднего возраста и дети с удовольствием окунаются в мир природы. Ведь известно, что у детей дошкольного возраста развит познавательный интерес, в частности к природе. В этом возрасте мир воспринимается целостно, что благоприятствует формированию экологического мировоззрения. Важно поддерживать этот интерес. Внимание детей этого возраста становятся более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Основным методом ознакомления с природой остаются наблюдения. Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ежедневно на прогулках мы наблюдаем за природой и ее изменениями в разное время года.

Осень

В первые дни осени обращаем внимания на солнечную или пасмурную погоду, как одеты люди. Предлагаем отыскать предметы, которые хорошо освещенные солнцем. Наблюдать за дождем можно из окна. При этом следует вспомнить, какой дождь был летом, отметить различие.

Осенью происходят заметные изменения в растительном мире. Дети видят, как желтеют и краснеют листья; в солнечный, ясный день любуются расцвеченными деревьями. К середине осени, после наблюдений за птицами, организуют их подкормку. Вместе с детьми определяют место для кормушек, а затем их вывешивают. Ежедневно, выходя на прогулку, дети пополняют запасы кормушек.

Зима

Когда выпадает первый снег, непременно надо обойти с детьми участок и посмотреть, где лежит снег, полюбоваться им, загадать загадки, прочесть стихи.

Зимой воспитатель организует разнообразные игры, чтобы познакомить детей со свойствами снега. В процессе игр со снегом у детей складывается представление о свойствах снега: белый, холодный, из него можно лепить.

В сильные морозы внимание детей привлекают узоры на окнах. Необходимо рассказать, что такое явление бывает только в морозные дни. В тихие морозные дни, надо прислушиваться как скрипит снег под ногами. Необходимо показать, что в тепле снег тает. Для этого предложите детям поймать снежинку в ладонь, и посмотреть как она растает. На участке растут деревья, обратите внимания детей на красоту деревьев, кустарников в зимнем убранстве.

На одной из прогулок рассматривают почки на деревьях. Для этого надо нагнуть, ветку, показать почки, рассказать о том, что весной из почек появятся листья.

В зимних наблюдениях за птицами — воробьями, воронами, голубями — дети устанавливают, где эти птицы чаще встречаются, как передвигаются, какие издают звуки.

Весна

Весна — самый яркий, самый динамичный сезон, поэтому наблюдениям следует уделить большое внимание. Дети среднего дошкольного возраста не способны к продолжительным наблюдениям, однако в течение весны по мере нарастания сезонных явлений воспитатель привлекает их внимание к ярким изменениям в неживой природе, в жизни растений и животных.

На прогулках следует отметить изменения в погоде: становится теплее, появляются проталины, тает снег, появляются лужи ручьи. Предложите детям поиграть с водой: пускать кораблики, сделать запруды и т. д.

Продолжайте наблюдать за снегом. Сравнивайте снег (серый, грязный), с тем каким он был зимой. Иногда можно дать задание — утром по дороге в детский сад посмотреть, как подмерзли лужи, а на дневной прогулке устанавливать, что они растаяли.

В середине апреля на деревьях начинают распускать почки, начинает расти трава. Познакомьте детей с этим явлением.

Весной внимание детей привлекают птицы, вернувшиеся из теплых стран — грачи, скворцы. Дети наблюдают за поведением пернатых, обращают внимание на царящее вокруг оживление.

Лето

Летом в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке. Представления о состоянии погоды летом — тепло, ярко светит солнце, ночью не темнеет — дети получают непосредственно в процессе деятельности.

В жаркий солнечный день дети играют в затемненном месте. Надо обратить внимание на кружевной узор теней, образуемых деревьями. В ветреную погоду дети наблюдают, как ветер колышет траву, кусты, деревья, гонит по воде волны.

Летом дети чаще играют с водой и песком на участке, на берегу моря. Руководя их играми, воспитатель углубляет представления о свойствах воды, глины, песка.

Наш сад расположен на острове, одной стороны берег Белого моря, с другой стороны сосновый бор, а совсем рядом находится небольшое озеро. Сама природа манит к себе нас и наших детей. Такое удачное соседство благотворно влияет на детей, практически свой живой уголок. Ежедневно в теплое время года, в часы прогулки мы с детьми обходим озеро вокруг — кормим уток, голубей, чаек. Наблюдаем за ростом и цветением трав, кустарников и прочей растительности.

Наш сосновый бор — уникальное место, здесь мы совершаем регулярные прогулки по лесу, вдыхая чистейший воздух, насыщенный ароматом хвойных деревьев. Программа прогулки леса обязательно включает в себя пополнение кормушек для птиц, уход за кормушками, а также самым любимым занятием является подкормка белок и наблюдение за ними. В зимнее время организовываем совместные выходные дни с родителями: катаемся на плюшках, ледянках, санках с дюн. На первой прогулке дайте детям поиграть, порезвиться, почувствовать, как хорошо в лесу. На следующей прогулке можно уже начать короткие наблюдения за жизнью леса, расширить представления детей о нем. Надо обратить внимание на то, что в лесу много высоких деревьев, предложить посмотреть наверх, как высоко растут ветки, обхватить руками дерево — какие у деревьев толстые стволы, показать детям одно-два знакомых дерева (береза, сосна) и спросить, знают ли они это дерево, как оно называется, предложить поискать еще березу, сосну «По каким особым приметам вы узнали, что это сосна, береза?» Рассмотреть цвет ствола, листьев, дать потрогать ствол сосны, понюхать ее иголочки. Обязательно стоит познакомить детей с лесными ягодами, которые растут в ваших лесах. У нас это черника, голубика, брусника, клюква, морошка. Бывая в лесу необходимо приучать детей прислушиваться к звукам леса — пению птиц, жужжанию насекомых.

Не менее важны экскурсии и к морю. Южное побережье Белого моря располагается буквально в пяти минутах от нашего учреждения. Прогулки по берегу моря — также неотъемлемая часть экологического воспитания наших детей. Здесь мы наслаждаемся морским бризом, собираем ракушки, рассматриваем медуз, выброшенных на берег. Наблюдаем за приливами и отливами. В летнее время мы даем детям возможность поиграть с морским песком, рассматриваем выброшенные на берег отливом различные водоросли. Прислушиваемся к звукам моря, крикам чаек, бакланов. В зимнее время года Белое море замерзает, наблюдаем как постепенно море замерзает и из синего по цвету воды, превращается в белое, покрываясь снегом, отсюда и название Белое море. В теплое время года собираем природный материал по берегу моря, в дальнейшем в группе создаем поделки, аппликации из природного материала.

Считаю, что именно такие мероприятия позволяют ребенку осознать себя как часть природы. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств.

Экскурсии под открытым небом имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания детей. На экскурсиях они проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Экскурсия — это увлекательная форма работы воспитателя и детей, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Наши экскурсии интересны детям еще тем, что заранее подбираем загадки стихи, небольшие истории, пословицы и используем их по ходу всего мероприятия. Здесь же мы проводим различные игры: «Узнай по запаху», «Раз, два, три — к сосне беги!», «Угадай по описанию» и прочие. В осеннее время года детям очень нравится прогуливаться по парку в период листопада. Предложите детям послушать шум листвы (прошуршать листвой), рассмотреть листья деревьев. Можно предложить детям найти самый большой лист, и самый маленький, самый желтый, красный. Выбрать различные листья и создать из него осенний букет.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда. Экскурсии проводятся как с целью сообщения детям новых знаний, так и для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее на прогулках. Следует помнить, что обобщенные знания детей о сезонах формируются постепенно. Начиная с первой младшей группы на основе чувственного опыта должно идти накопление конкретных представлений о каждом сезоне, но только в средней группе возможно подвести детей к первичному обобщению их знаний о характерных признаках сезона.

Воспитывая с раннего детства любовь к природе способствует формированию навыков рационального природоиспользования и бережного отношения к ней. Как писал В. А. Сухомлинский «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Литература:

  1. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада/Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др. Просвещение, 1983г.
  2. Наблюдения и труд детей в природе. Пособие для воспитателей дет.сада. «Просвещение», 1976.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внимание детей, дерево, природа, детский сад, наблюдение, прогулка, снег, Белое море, дошкольный возраст.