Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Авторы: Петренко Ирина Вадимовна, Гордиенко Наталья Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 29.04.2016
Статья просмотрена: 498 раз
Библиографическое описание:
Петренко, И. В. Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / И. В. Петренко, Н. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10323/ (дата обращения: 19.12.2024).
Необходимость обращения к проблеме формирования и развития культуры безопасного поведения у дошкольников в данном детском саду вызывается следующими противоречиями:
– между необходимостью формирования культуры безопасного поведения у детей на основе развития познавательных процессов и недостаточностью ее развития у большинства дошкольников;
– между объективно существующей потребностью формирования и развития культуры безопасного поведения у детей на базе знаний основ безопасности жизнедеятельности и существующей организацией учебно-воспитательного процесса в ДОУ, в котором, как правило, происходит «утечка» рефлексии, контроля и оценки безопасного поведения на «полюс» взрослого, ориентация на знания, а компетенции остаются не сформированными 1.
Базой исследования стал МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края. В эмпирическом исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста.
Цель эмпирического исследования — диагностирование, формирование и развитие у дошкольников следующих компетенций: предвидение опасных последствий сложившейся ситуации; психологическая готовность к действиям; адекватное реагирование на ситуацию.
Экспериментальная работа началась с апробации уровневой модели мониторинга культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, которое позволит:
– диагностировать уровни развития культуры безопасного поведения детей;
– разработать методические приемы и подобрать средства поэтапного формирования культуры безопасного поведения детей, которые обеспечат положительную динамику ее развития.
В данной модели выделяется пять компонентов культуры безопасного поведения:
- безопасность на улице,
- пожарная безопасность и безопасность в быту,
- экологическая безопасность,
- здоровый образ жизни,
- безопасное поведение в общественных местах.
В каждой компоненте выделены на трех уровнях «единицы» знаний, которыми должны обладать дети.
По итогам проведения констатирующего этапа эмпирического исследования составлены диаграммы по всем пяти компонентам: безопасность на улице, пожарная безопасность и безопасность в быту, культура поведения в общественных местах, экологическая безопасность, здоровый образ жизни.
Диаграмма 1 отражает разноуровневость развития компонентов у данной выборки дошкольников.
Рис. 1. Результаты мониторингового исследования сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в старших группах МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края
В диаграмме 1 отображено разноуровневое развитие навыков безопасного поведения старших дошкольников, так по компоненту безопасность на улице 42,5 % детей полностью овладели навыками, 45 % не в полной мере, и 12,5 % не овладели.
По компоненту пожарная безопасность и безопасность в быту 52,5 % — овладели, 37,5 % — частично и 10 % — не овладели.
Культурно вести себя в общественных местах смогут 52,5 % детей, 32,5 % — не всегда, и 15 % демонстрируют отсутствие культуры поведения.
Усвоили навыки экологической культуры 50 % детей, 30 % — частично и 20 % не усвоили.
Придерживаются здорового образа жизни 45 % старших дошкольников, столько же не всегда и 10 % не придерживаются.
Средние общие процентные показатели по всем пяти компонентам выглядят следующим образом — диаграмма 2.
Рис. 2. Средние общие процентные показатели сформированости навыков безопасного поведения дошкольников в старших группах МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края
На диаграмме 2 видно, что 15 % детей данной выборки не обладают сформированными навыками безопасного поведения. 32,5 % ребят частично ими владеют, и у большей половины — 52,5 % эти навыки сформированы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что используемая нами модель мониторинга позволяет осуществлять диагностику сформированности культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, на основе которой вносить коррективы в деятельность воспитателей, родителей и возможно всего ДОО. Знание основ безопасности жизнедеятельности лежит в основе культуры безопасного поведения детей и является необходимым условием формирования этой культуры.
Литература:
- Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие — М.: Центр педагогического образования, 2010.