Система подготовки учащихся к итоговой аттестации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 17.04.2016

Статья просмотрена: 8194 раза

Библиографическое описание:

Лобышева, И. С. Система подготовки учащихся к итоговой аттестации / И. С. Лобышева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10330/ (дата обращения: 15.11.2024).



В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством учителя становится умение учиться. Педагогу необходимо уметь быстро и гибко реагировать на новые вызовы в условиях системных изменений в сфере образования, оперативно находить векторы развития своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог», федеральными государственными стандартами нового поколения. В частности, учитель несет личную ответственность за качественную подготовку своих учеников к итоговой аттестации.

Цель: оптимизировать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации в школе.

Задачи:

  1. Рассмотреть SWOT-анализ качества преподавания и подготовки учащихся по методическому объединению.
  2. Рассмотреть новые требования к сдаче итоговых экзаменов.
  3. Определить главные тезисы профессионального стандарта педагога в свете требований ФГОС к подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.
  4. Выработать алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
  5. Выявить пути решения проблемного поля при подготовке учащихся к итоговой аттестации.

«Сильные стороны» учителя при подготовке к ОГЭ: профессионализм, эрудиция, культура, мотивированность, системность, профессионализм, оснащенность, умение мотивировать, создать банк данных, использовать современные образовательные технологии, подбор УМК, преемственность, все учителя обучены по ФГОС, преемственность инновационных технологий (ТРКМ, ТРИЗ, диалоговое взаимодействие), стабильность высоких результатов, любовь к детям.

«Слабые стороны» при подготовке к ОГЭ: разный уровень сформированности УУД у детей, преобладание предметных ЗУН (над УУД), тревожность, завышенные ожидания, слабые межпредметные связи.

«Благоприятные возможности»:

– возможность выбора форм самообразования

– анализ передового педагогического опыта

– использование дидактических свойств интернета

– материально-техническое оснащение

– личностный потенциал

– сотрудничество с международными лагерями, изучение зарубежного опыта

– участие в экспериментах и апробациях

«Потенциальные риски»:

– работа с перегрузкой

– формирование библиотечного фонда

– изменение формата экзамена

– позиция родителей

Оптимизация алгоритма работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации:

– Изучение нормативно-правовой базы.

– Составление рабочих программ.

– Выбор УМК.

– Курсовая методическая подготовка учителей.

– Мониторинг, диагностика, анализ.

– Выявление проблемных областей.

– Обучение стратегиям выполнения заданий.

– Реализация индивидуальной образовательной траектории учащегося.

– Систематическая педагогическая рефлексия.

Алгоритмы работы учителя по подготовке учащихся китоговой аттестации

Алгоритм 1.

  1. Выявление общих и индивидуальных затруднений учащихся.
  2. Разработка стратегии применения различных образовательных технологий подготовки к ЕГЭ.
  3. Совершенствование форм и методов обучения.
  4. Формирование общеучебных навыков, ключевых компетенций.
  5. Определение учащихся, входящих в группу риска.
  6. Проведение диагностических работ в формате ЕГЭ.
  7. Разработка индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
  8. Психологическая готовность.

Алгоритм 2.

  1. Знакомство с нормативной базой.
  2. Анализ прошедшей аттестации.
  3. Выбор УМК по предмету в соответствии с образовательными стандартами.
  4. Планирование и составление рабочих программ и их осуществление.
  5. Реализация индивидуального подхода.
  6. Обучение алгоритму выполнения экзаменационной работы.
  7. Проведение системного мониторинга.

Алгоритм 3.

  1. Знакомство с документами ОГЭ и КИМ.
  2. Курсовая методическая подготовка.
  3. Включение материалов ОГЭ в урочную деятельность.
  4. Проведение диагностических, мониторинговых, контрольных работ.
  5. Системный анализ результатов.
  6. Системная педагогическая рефлексия.
  7. Разработка собственной дидактической системы с учетом индивидуальных особенностей классов.
  8. Апробация этой системы.

Алгоритм 4.

  1. Изучение документов: стандарт, программа, документы ОГЭ (порядок проведения, кодификатор, спецификации, демоверсии).
  2. Составление рабочих программ.
  3. Подбор УМК.
  4. Обучение стратегии выполнения заданий и ознакомление с системой критериев.
  5. Мониторинг: входной, текущий, итоговый.
  6. Анализ результатов.
  7. Выделение проблемных областей.
  8. Анализ причин их возникновения.
  9. Коррекционная работа.
  10. Формирование банка заданий.
  11. Пробное тестирование.
  12. Анализ результатов.

Раздаточный материал для учителей

Глоссарий

Термины иопределения применительно кпедагогу:

Квалификация педагога — отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий

перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Региональное дополнение кпрофессиональному стандарту:

документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.

Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.

Из «Профессионального стандарта педагога»:

  • Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

Стандарт — инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт — инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт — объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт — средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт — основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

  • Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

Работа с одаренными учащимися.

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

  • Характеристика стандарта

– Профессиональный стандарт педагога — рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

– Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

– Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т. п.).

– Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

– Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

– Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

– Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

– Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

– Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

– Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

  1. Пути решения проблемного поля ввопросе подготовки учащихся китоговой аттестации ипродолжение работы по устранению рисков. Рекомендовать киспользованию педагогами выработанный алгоритм.

Оптимизируем систему подготовки при помощи:

1. Непрерывное совершенствование педмастерства по стандартам, вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации (курсы повышения квалификации) — организаторы, эксперты ЕГЭ.

2. Планирование деятельности в школе (план-график на учебный год): (утверждение алгоритма работы учителя)

– Изучение нормативно-правовой базы ЕГЭ (МО, информация на сайте, инфозона, индивидуальная работа учителя).

– Знакомство с КИМ.

– Обсуждение на заседаниях МО.

– Рабочие программы педагогов.

– Планирование курсовой подготовки.

3. Методики, технологии.

Образовательные технологии, применяемые педагогами: развитие исследовательских навыков; проектная деятельность в обучении и воспитании; блочно-модульное обучение; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии в предметном обучении; обучение в сотрудничестве (командная, групповая); технология оценки «портфолио».

Методики подготовки китоговому контролю: 1) выявление пробелов у учащихся, составление индивидуальной программы повторения; 2) устранение пробелов, работа над ошибками, закрепление; 3) итоговая диагностика.

4. Аудит, мониторинг.

  1. Соотнести подготовку учащихся китоговой аттестации сновыми требованиями ФГОС кпедагогу.

– Внимательно изучить профессиональный стандарт. Обратить особое внимание на требования к стандарту учителей математики и русского языка (вынесены отдельно в приложениях к Стандарту «Педагог»).

Литература:

  1. http://www.ege.edu.ru/ru/main/ — Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена
  2. http://fipi.ru/ (http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/) — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»
  3. http://www.edu.ru/ — Федеральный портал «Российское образование»
  4. http://gia.edu.ru/ — Официальный информационный портал Государственной Итоговой Аттестации
  5. http://www.ege.spb.ru/ — Официальный информационный портал Государственной Итоговой Аттестации выпускников 9 и 11 классов в Санкт-Петербурге
  6. http://geo.reshuege.ru/ — Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
  7. http://geo.sdamgia.ru/ — Сдам ГИА. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
  8. http://минобрнауки.рф/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/3071 — Профессиональный стандарт Педагога
  9. http://matematik-sait.ucoz.ru/publ/ob_organizacii_raboty_so_sredneuspevajushhimi_uchashhimisja_pri_podgotovke_k_itogovoj_attestacii_po_matematike/1–1-0–6 — Об организации работы со среднеуспевающими учащимися при подготовке к итоговой аттестации по математике
  10. http://pedsovet.su/publ/36–1-0–2002 — Особенности организации подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ
  11. http://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-raboty-uchitelya-po-podgotovke-uchaschihsya-k-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii-po-obschestvoznaniyu — Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию
  12. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/11/27/proekt-sistema-raboty-uchitelya-po-podgotovke-uchashchikhsya-k — Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации
Основные термины (генерируются автоматически): подготовка учащихся, профессиональный стандарт педагога, итоговая аттестация, Стандарт, требование, профессиональный стандарт, работа, русский язык, составление рабочих программ, внешний аудит.

Похожие статьи

О работе муниципальной инновационной площадки «Организация системы внеурочной деятельности обучающихся»

Важнейшей задачей, которую поставили перед современной российской школой Президентская инициатива «Наша новая школа» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО и ФГОС ООО), является создание для обучающихся оптимальных условий п...

Разработка и создание системы менеджмента качества в профессиональной образовательной организации

Сегодня качество образовательных услуг выходит на первый план, что способствует востребованности выпускаемых специалистов. Это требует разработки и создания системы менеджмента качества в каждом учебном заведении.

Организация самостоятельной работы студентов в колледже

Среднее профессиональное образование в современных социально-экономических условиях играет важную роль в подготовке будущих правоохранителей, позволяющей удовлетворить потребности личности в опережающем получении образования, дающего возможность своб...

Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики

В современном мире нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метапредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Применение активных методов на уроках информатики позволяет сформировать у школьников требуемые универсальные умени...

Эффективный контракт как инструмент развития профессиональной культуры преподавателя высшей школы

Осуществляемая в стране государственная политика в сфере высшего образования является продолжением намеченного в конце прошлого столетия курса на обновление её содержания и поиска новых подходов к повышению качества образования. Проблема совершенство...

Инновационная практика управления общеобразовательной организацией

Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества. В течение пяти лет в школе ...

Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык»

В Концепции развития образования в Российской Федерации сформулированы современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и, при необходимости, переучи...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Похожие статьи

О работе муниципальной инновационной площадки «Организация системы внеурочной деятельности обучающихся»

Важнейшей задачей, которую поставили перед современной российской школой Президентская инициатива «Наша новая школа» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО и ФГОС ООО), является создание для обучающихся оптимальных условий п...

Разработка и создание системы менеджмента качества в профессиональной образовательной организации

Сегодня качество образовательных услуг выходит на первый план, что способствует востребованности выпускаемых специалистов. Это требует разработки и создания системы менеджмента качества в каждом учебном заведении.

Организация самостоятельной работы студентов в колледже

Среднее профессиональное образование в современных социально-экономических условиях играет важную роль в подготовке будущих правоохранителей, позволяющей удовлетворить потребности личности в опережающем получении образования, дающего возможность своб...

Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики

В современном мире нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метапредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Применение активных методов на уроках информатики позволяет сформировать у школьников требуемые универсальные умени...

Эффективный контракт как инструмент развития профессиональной культуры преподавателя высшей школы

Осуществляемая в стране государственная политика в сфере высшего образования является продолжением намеченного в конце прошлого столетия курса на обновление её содержания и поиска новых подходов к повышению качества образования. Проблема совершенство...

Инновационная практика управления общеобразовательной организацией

Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества. В течение пяти лет в школе ...

Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык»

В Концепции развития образования в Российской Федерации сформулированы современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и, при необходимости, переучи...

Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...