Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов
Автор: Головенченкова Людмила Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 26.04.2016
Статья просмотрена: 149 раз
Библиографическое описание:
Головенченкова, Л. И. Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов / Л. И. Головенченкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10371/ (дата обращения: 16.11.2024).
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому». Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. На каждом уроке открытия новых знаний нам необходимо создавать проблемные ситуации для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Какие существуют типы проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций.
- Создание «ситуации успеха». Детям предлагаю задания, опирающиеся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задания, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
- Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
- Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по — разному устроены, подразумевают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект [1]. Психолог Мельникова Е. Л. так дает различия в диалогах:
«Побуждающий диалог — это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог — локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения». [2]
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам развивать творческие способности. Я создаю проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников.
Приведу фрагмент урока открытия нового знания по математике, где используется побуждающий диалог.
Тема «Порядок действий в выражениях» (2 класс)
- Актуализация знаний.
Выполните вычисления по программе:
- Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавьте 4
Итак, 8–3+4=9
- К числу 3 прибавить число 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.
Итак, 8–3+4=1.
Перед детьми создаётся проблемная ситуация:
— почему при одинаковых числах, одинаковых действиях получились разные ответы?
Для усиления эмоционального настроя на решение проблемы используется четверостишие.
Я задумалась всерьёз
Получается курьёз.
Что же делать? Как тут быть?
Как проблему разрешить?
На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания (введение скобок) в результате совместных действий учителя и учеников. Путём «побуждающего» диалога ребята пытаются открыть новое знание. Они выдвигают и проверяют гипотезы.
В качестве «яркого пятна», после того как дети ввели сами понятие скобки, обыгрывается сказка, которая помогает запомнить правило порядка действий. При помощи наглядности — стражников с секирами (внешне похожи на скобки) заключают какое- либо действие под стражу. Приказ царя: «Чтобы это действие выполнялось первым, остальные по порядку — слева направо».
Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок:
Ты, дружок, сначала в скобках посчитай,
Только потом к остальному приступай.
В качестве подводящего к теме диалога приведу фрагмент урока по теме «Введение понятия числовой луч» (3 класс)
- Актуализация знаний.
‒ Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит и не пекарь, а печёт. (Солнце)
‒ Великан стоит в порту, освещая темноту.
И сигналит кораблям: «Заходите в гости к нам!». (Маяк)
‒ Весь день стоит на улице, прохожим улыбается.
Их служба начинается, когда уже смеркается. (Фонарь)
— Как вы думаете, что может объединять все эти предметы?
(От всех названных предметов исходит поток света, луч).
— Какую фигуру в математике называют «лучом»?
(Часть прямой линии, ограниченной с одной стороны).
— Чем луч отличается от прямой и от отрезка? (У луча есть начало и он бесконечен)
— Найдите луч среди остальных фигур (г).
— Какое изображение здесь лишнее и почему? (б, т. к. не является геометрической фигурой).
- Постановка проблемы.
— Какое название вы предложили бы для фигуры б? (Луч с числами, числовой луч)
— Как бы вы определили, что такое числовой луч (гипотезы детей)?
- Решение проблемы. Введение знаний.
Откройте учебники и проверьте свои предположения с помощью учебника.
Формы подводящего диалога.
1. Анализирующее коллективное наблюдение. Детям предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся общий вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется» за более интересные реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия, продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы — опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике.
2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:
дети высказываются, выдвигают версии (важно в ТПДО и то, что реагировать на гипотезы следует эмоционально неокрашенно, нейтрально, безоценочно — словом «так» и поддерживающим кивком головы. Эта реакция не означает согласие с говорящим, она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению.)
‒ версии фиксируются на доске;
‒ обсуждение выдвинутых версий;
‒ координация версий и приход к правильному ответу;
‒ подведение итога, обоснование выдвинутой версии.
Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.
Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
Вместе стем хочется предостеречь:
Проблемный диалог — это не система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся. Вопросы для диалога нужно заранее тщательно продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся.
Подготовка уроков по ПДО — большой труд!
- Желательно начинать работу с начальной школы, соблюдая преемственность.
- Можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упуская сущность изучаемых явлений.
- На последующих уроках нужно обращать внимание на развитие монологической речи учащихся, на отработку «открытых» знаний при решении задач
Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Данная технология является универсальной. Её можно применять на всех уроках и для всех возрастных категорий-от детского сада до высших учебных заведений [3]. И если подводящий диалог является локомотивом, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения, то учитель, как образно замечает Л. С. Выготский, «…должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
Литература:
- Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками.//АПКиПРО,2006.
- Мельникова Е. Л. Что такое проблемный диалог//Начальная школа № 8,2008 с.3–8
- Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС.// Начальная школа плюс До и После № 9,2012г с3–8