Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 26.04.2016

Статья просмотрена: 149 раз

Библиографическое описание:

Головенченкова, Л. И. Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов / Л. И. Головенченкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10371/ (дата обращения: 16.11.2024).



Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому». Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. На каждом уроке открытия новых знаний нам необходимо создавать проблемные ситуации для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Какие существуют типы проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций.

  1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагаю задания, опирающиеся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задания, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
  2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
  3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по — разному устроены, подразумевают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект [1]. Психолог Мельникова Е. Л. так дает различия в диалогах:

«Побуждающий диалог — это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог — локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения». [2]

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам развивать творческие способности. Я создаю проблемную ситуацию, затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников.

Приведу фрагмент урока открытия нового знания по математике, где используется побуждающий диалог.

Тема «Порядок действий в выражениях» (2 класс)

  1. Актуализация знаний.

Выполните вычисления по программе:

  1. Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавьте 4

Итак, 8–3+4=9

  1. К числу 3 прибавить число 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8–3+4=1.

Перед детьми создаётся проблемная ситуация:

— почему при одинаковых числах, одинаковых действиях получились разные ответы?

Для усиления эмоционального настроя на решение проблемы используется четверостишие.

Я задумалась всерьёз

Получается курьёз.

Что же делать? Как тут быть?

Как проблему разрешить?

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания (введение скобок) в результате совместных действий учителя и учеников. Путём «побуждающего» диалога ребята пытаются открыть новое знание. Они выдвигают и проверяют гипотезы.

В качестве «яркого пятна», после того как дети ввели сами понятие скобки, обыгрывается сказка, которая помогает запомнить правило порядка действий. При помощи наглядности — стражников с секирами (внешне похожи на скобки) заключают какое- либо действие под стражу. Приказ царя: «Чтобы это действие выполнялось первым, остальные по порядку — слева направо».

Сказка ложь, да в ней намёк

Добрым молодцам урок:

Ты, дружок, сначала в скобках посчитай,

Только потом к остальному приступай.

В качестве подводящего к теме диалога приведу фрагмент урока по теме «Введение понятия числовой луч» (3 класс)

  1. Актуализация знаний.

‒ Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит и не пекарь, а печёт. (Солнце)

‒ Великан стоит в порту, освещая темноту.

И сигналит кораблям: «Заходите в гости к нам!». (Маяк)

‒ Весь день стоит на улице, прохожим улыбается.

Их служба начинается, когда уже смеркается. (Фонарь)

— Как вы думаете, что может объединять все эти предметы?

(От всех названных предметов исходит поток света, луч).

— Какую фигуру в математике называют «лучом»?

(Часть прямой линии, ограниченной с одной стороны).

— Чем луч отличается от прямой и от отрезка? (У луча есть начало и он бесконечен)

— Найдите луч среди остальных фигур (г).

— Какое изображение здесь лишнее и почему? (б, т. к. не является геометрической фигурой).

  1. Постановка проблемы.

Какое название вы предложили бы для фигуры б? (Луч с числами, числовой луч)

— Как бы вы определили, что такое числовой луч (гипотезы детей)?

  1. Решение проблемы. Введение знаний.

Откройте учебники и проверьте свои предположения с помощью учебника.

Формы подводящего диалога.

1. Анализирующее коллективное наблюдение. Детям предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся общий вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется» за более интересные реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия, продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы — опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике.

2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:

дети высказываются, выдвигают версии (важно в ТПДО и то, что реагировать на гипотезы следует эмоционально неокрашенно, нейтрально, безоценочно — словом «так» и поддерживающим кивком головы. Эта реакция не означает согласие с говорящим, она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению.)

‒ версии фиксируются на доске;

‒ обсуждение выдвинутых версий;

‒ координация версий и приход к правильному ответу;

‒ подведение итога, обоснование выдвинутой версии.

Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.

Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

Вместе стем хочется предостеречь:

Проблемный диалог — это не система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся. Вопросы для диалога нужно заранее тщательно продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся.

Подготовка уроков по ПДО — большой труд!

  1. Желательно начинать работу с начальной школы, соблюдая преемственность.
  2. Можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упуская сущность изучаемых явлений.
  3. На последующих уроках нужно обращать внимание на развитие монологической речи учащихся, на отработку «открытых» знаний при решении задач

Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Данная технология является универсальной. Её можно применять на всех уроках и для всех возрастных категорий-от детского сада до высших учебных заведений [3]. И если подводящий диалог является локомотивом, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения, то учитель, как образно замечает Л. С. Выготский, «…должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Литература:

  1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками.//АПКиПРО,2006.
  2. Мельникова Е. Л. Что такое проблемный диалог//Начальная школа № 8,2008 с.3–8
  3. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС.// Начальная школа плюс До и После № 9,2012г с3–8
Основные термины (генерируются автоматически): подводящий диалог, побуждающий диалог, ребенок, числовой луч, актуализация знаний, познавательная мотивация, постановка проблемы, проблемная ситуация, учебная задача, фронтальная дискуссия.

Похожие статьи

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Историко-познавательные сведения как фактор формирования экологической культуры младших школьников

Элементы педагогического проектирования как творческо-профессиональное развитие учащихся 10–11 классов

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как средство развития одаренности учащихся

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Похожие статьи

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Историко-познавательные сведения как фактор формирования экологической культуры младших школьников

Элементы педагогического проектирования как творческо-профессиональное развитие учащихся 10–11 классов

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения младших школьников

Значение дидактической игры в развитие речи младших дошкольников

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как средство развития одаренности учащихся

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности