Дидактическая экскурсия как форма организации процесса обучения (иностранному языку) и фактор формирования положительной мотивации к учению | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 28.04.2016

Статья просмотрена: 754 раза

Библиографическое описание:

Фатхутдинова, О. В. Дидактическая экскурсия как форма организации процесса обучения (иностранному языку) и фактор формирования положительной мотивации к учению / О. В. Фатхутдинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10381/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Важной и всегда доступной формой работы со школьниками является урок-экскурсия, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их окружении.

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что в современных условиях формирования личности характеризуется гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

В условиях развития нашего общества активизируется весь арсенал педагогических средств воспитания и формирования личности. Одним из таких средств, получивших качественно новое значение и содержание, предстает в наши дни экскурсия.

Экскурсия, с одной стороны, выступает как вполне самостоятельная форма организации, помогающая усвоению культуры, способствующая накоплению человеком духовных богатств и оказывающая влияние на мировоззрение личности. С другой стороны, она может выполнять роль вспомогательных иллюстративных средств, которые привлекаются с определенно заданной целью. Такая целевая заданность, естественно, не меняет коренным образом сущности характеристики экскурсий, ибо ее влияние на формирование взглядов, на человеческие эмоции в сочетании с другими средствами воздействия не уменьшается, а возрастает. [2,с.35]

Экскурсии являются одной из распространенных форм урочной и внеурочной работы с детьми и представляют важное звено в учебном процессе: они существенно дополняют и расширяют знания об окружающем мире, помогают глубже познать закономерности развития природы и общества, способствующих усвоению культурного наследия прошлого. Экскурсии расширяют круг интересов, активизируют познавательную деятельность учащихся, укрепляют связь обучения с жизнью.

Материал экскурсии дает не только новые знания, но и обладает большими воспитательными возможностями.

Каждая экскурсия независимо от цели и темы имеет свои обязательные признаки, и при отсутствии хотя бы одного из них она как форма познавательной работы, основанная на своем, присущем только ей методе познания окружающей действительности, перестает существовать. [5,с.42]

Спецификой любой экскурсии как формы воспитания и обучения является органическое сочетание в ней показа с рассказом. Количественное соотношение этих двух составляющих в каждом конкретном случае меняется. Оно зависит и от темы экскурсии, и от числа объектов, и от характеризующего их материала, связанных с ними событий и многого другого. В этом познавательном процессе огромную роль играет его эмоциональная сторона: экскурсант не просто смотрит и слушает — он переживает. Увиденное и услышанное вызывают у него сильные чувства: восхищение и гнев, радость и возмущение. Такое восприятие требует от человека значительного психического напряжения, что должно учитываться экскурсоводом- преподавателем при ведении экскурсии.

Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи конкретных знаний экскурсантам, способствует прочному усвоению и запоминанию фактов, а, следовательно, оказывает сильное воздействие на формирование мировоззрения. [6, с.36]

Уникальность экскурсии заключается в том, что она благодаря своей специфике может успешно использоваться в любой области воспитания [2, с. 89].

Экскурсии для школьников могут быть предметными (по одной учебной дисциплине) или комплексными (по нескольким предметам одновременно). В больших городах их можно организовывать фактически по всем предметам. В зависимости от значения в учебном процессе различают экскурсии предварительные — для получения определенных сведений перед прохождением новой темы, текущие — для усвоения изучаемого материала и заключительные — для закрепления и углубления уже полученных знаний. При проведении экскурсий обязательно учитывают возраст учащихся и рекомендации школьных программ, поэтому еще при их подготовке тщательно отбирают рассматриваемые объекты, определяют их число и устанавливают время продолжения экскурсии. Следует помнить, что рассказ экскурсовода должен быть максимально конкретным и образным. [8, с. 11]

По содержанию экскурсии бывают обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многотемны и многоплановы, в них используется и исторический и современный материал, строятся они на показе самых различных объектов. Экскурсантам показывают памятники истории и культуры, здания общественного назначения, природные явления, места знаменательных событий, новостройки и пр. [5, с.25].

Тематика экскурсий —это специально подобранная группа тем. Хорошо разработанная тематика является результатом творческих усилий всего коллектива. Главный показатель правильно составленной тематики — высокий удельный вес экскурсий, пользующихся постоянным спросом [7, с.56].

Каждый экскурсовод-преподаватель должен помнить, что большую часть информации человек воспринимает зрением, а также указание К. Д. Ушинского о том, что, чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем прочнее в нашу память ложатся те или иные впечатления.

Только следуя этим принципам, можно добиться того, что дидактическая экскурсия действительно станет активной формой воспитания подрастающего поколения, формирования у них мировоззрения. [10, с. 21]

Основная познавательно-воспитательная цель дидактических экскурсий на исторические темы — формирование положительной мотивации к учению, воссоздание в сознании детей героического прошлого нашей Родины, его связи с настоящим и воспитание тем самым высоких гражданских качеств, формирование научного мировоззрения школьников-экскурсантов.

Знание истории своего народа воспитывает интерес к предмету, патриотические чувства, помогает по-новому оценивать сегодняшние достижения людей. Оно способствует более глубокому усвоению лучших традиций и культурного наследия прошлого, способствует тем самым развитию новых традиций народа, новой культуры российского общества и формированию положительной мотивации к учению.

В России общественный интерес к экскурсиям заметно проявился благодаря путешествиям наших соотечественников, имена которых составляют теперь гордость географической науки: Афанасий Никитин, Миклухо-Маклай, Беринг, Пржевальский и многие другие.

Уже в XVIII в. в школах начали практиковаться дидактические экскурсии.

Школьные экскурсии в России предшествовали возникновению первых организаций по туризму.

Если методикой в широком смысле слова принято считать систему способов целенаправленного осуществления той или иной работы, то в педагогической науке и практике под методикой понимается совокупность правил и способов преподавания учебных дисциплин, система приемов обучения и воспитания. При этом необходимо помнить о зависимости приемов и методов от целей и содержания преподавания. [7, с 55]

Эффективность экскурсии в значительной степени зависит и от умения ярко, доходчиво и убедительно изложить материал слушателям, а, следовательно, от знания экскурсоводом-преподавателем методики ее подготовки и проведения.

В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие, как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность и учет возрастных особенностей и т. п. [9,с.32]

Н. К. Крупская справедливо отмечала, что «методика, правильно поставленная, должна вытекать из самой сущности предмета, базироваться на изучении истории развития данной отрасли знания» [1, с.26].

Общая экскурсионная методика состоит из двух главных разделов — методики подготовки экскурсии и методики ее проведения [1, с.8].

Подготовка экскурсии осуществляется последовательно по определенным этапам. Начинается она с определения темы и цели экскурсии. Правильная формулировка цели имеет исключительно важное значение. Ей подчиняется все, что будет показано и о чем рассказано в ходе экскурсии.

Цель экскурсии определяет актуальность темы, т. е. того, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Правильное определение темы сказывается самым решающим образом на содержании экскурсии и методике ее проведения. [4, с. 51]

Тема обычно раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно, чтобы это название было четким, выразительным запоминающимся и привлекательным для экскурсантов.

Для определения цели и темы экскурсии решающее значение имеют экскурсионные объекты.

Объектами экскурсии могут быть памятные места, экспозиции музеев и выставок, исторические, художественные и архитектурные памятники, заповедники, инженерные сооружения.

Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию (одноплановые — картина; многоплановые — инженерное сооружение, которое одновременно является историческим памятником), по функциональному назначению (основные, дополнительные), по степени сохранности. Отбор объектов, особенно если их много, является делом сложным. Он производится на основе значения данного объекта для раскрытия темы экскурсии. При этом желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой, хотя это пожелание не может относиться к многоплановым объектам. [10, с. 13]

Очень важным этапом подготовки является изучение и накопление материала экскурсии: экскурсовод-преподаватель должен знать по теме экскурсии как можно больше.

Начинать подготовку материала следует с составления библиографии с целью наиболее полного изучения имеющихся литературных источников по теме экскурсии.

Таким образом, следует помнить: информация, которую экскурсовод- преподаватель намерен сообщить экскурсантам-школьникам по поводу данного объекта, определит и особенности его показа, время показа, последовательность обхода (прохода).

Все экскурсионные тексты имеют одинаковую структуру: состоят из вступления, основной части и заключения.

Вступлению обычно предшествует организационная часть: экскурсовод- преподаватель сообщает свое имя, отчество, фамилию, представляет водителя автобуса, затем сообщает тему экскурсии, маршрут, протяженность и время ее проведения, отвечает на возникающие у экскурсантов вопросы, относящиеся к организационным моментам экскурсии. [1,с. 38]

Во вступлении, которое должно быть ярким и лаконичным, экскурсовод- преподаватель раскрывает содержание темы экскурсии, ее цель и задачу, освещает главные проблемы, называет наиболее интересные объекты, которые будут осмотрены по маршруту. [6,с. 69]

Вступление не должно занимать более 5–7 минут. На этом этапе устанавливается контакт, во время которого экскурсанты получают первое впечатление об экскурсоводе-преподавателе. Поэтому неправильно рассматривать эту часть экскурсии как чисто формальный этап официального ее начала. На самом деле это очень ответственный момент, который может предопределить как успех, так и неудачу экскурсовода-преподавателя.

Основная часть экскурсии строится на сочетании показа с ярким, увлекательным рассказом. Она состоит из отдельных разделов (подтем), которые раскрываются на различных объектах, но объединены главной темой. Руководствуясь целью и темой, учитель-экскурсовод добивается строго логической композиции экскурсии, балансирует составляющие ее подтемы.

В качестве таких материалов могут использоваться фотографии, репродукции произведений изобразительного искусства карты, схемы, диаграммы, рисунки, копии различных документов, газеты и журналы, гербарии, коллекции минералов, карточки с нужными отрывками из литературных произведений. [4,с. 64]

Подготовку экскурсии завершает составление методической разработки.

Методическая разработка составляется методистами на каждую экскурсионную тему. Она определяет цель, тему, маршрут и объекты показа экскурсии, ее продолжительность, методические приемы показа и рассказа, а также время экскурсии.

Завершением разработки темы является проведение пробной экскурсии и ее обсуждение на методическом совете [3,с. 10].

Использование дидактических экскурсий на уроках английского языка помогает детям легче и прочнее усвоить программный материал, так как эти уроки проходят интереснее, живее, активнее, чем уроки, проводимые на основании лишь материала учебника, и способствуют всестороннему гармоничному развитию личности, формированию положительной мотивации к учению.

Изучив литературу по данной теме, можно указать следующее, существуют различные подходы к определению понятия дидактической экскурсии, но все они сходятся в одном, что экскурсия является способом развития личности, обогащения ее жизненного опыта.

Познавательный интерес к иностранному языку формируется и развивается в процессе учения. Главная цель учителя заключается в том, чтобы заинтересовать обучающихся своим предметом. А успешно осуществлять данную цель можно с применением дидактических экскурсий на уроках.

Дидактические экскурсии на уроках английского языка решают несколько задач. А именно повышают уровень логического мышления, углубляют теоретические знания, развивает практические навыки обучающихся, а главное способствует возникновению познавательного интереса у школьников к предмету.

Элементы экскурсии, целесообразно использовать как на этапе изучения нового материала, так и на этапе первичного закрепления.

Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Интерес — это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Использование учителем дидактических экскурсий на уроках английского языка позволяют ученикам проявить себя, оценить свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование дидактической экскурсии на уроках английского языка влечет за собой формирование и развития познавательного интереса у обучающихся.

Подводя итоги всего выше сказанного, считаю, что дидактическая экскурсия, как эффективное средство развития познавательного интереса, должна использоваться на уроках и во внеклассной работе как можно чаще.

Литература:

  1. Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий. М.: Просвещение. -1974. — 8 с.
  2. Блонский П. П. Педагогическое наследие: педология. М.: Владос. — 2000. — 150 с.
  3. Борисов Н. С., Дранишников В. В., Иванов П. В., Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Просвещение. — 1982. — 98 с.
  4. Герд В. А. Экскурсионное дело. Сборник статей по вопросам методики экскурсий. М.: Просвещение. — 1968. — 26 с.
  5. Губанова Е. Н., Махина Н. С. Использование на уроках материалов исторического краеведения.// Начальная школа № 6. — 2002. — 36 с.
  6. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. Сборник информативных документов: Начальная школа. М.: Дрофа. — 2004. — 39 с.
  7. Ершов В. П. Школьный краеведческий музей.//География в школе № 2. — 1970.-25 с.
  8. Задунова Е. В., Омельченко А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников.// Начальная школа № 2. — 2007. — 20 с.
  9. Иванов А. Е., Хозиев Б. И., Малышев А. А. Элементы педагогики в экскурсионной работе. М.: Просвещение. — 1976. — 31 с.
  10. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников.// Начальная школа № 11.- 2004. — 49 с.
  11. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/12/24/metodika-organizatsii-ekskursii-dlya
  12. http://studopedia.net/9_96842_ekskursii
  13. http://www.uchportal.ru/publ/22–1-0–1876
Основные термины (генерируются автоматически): экскурсия, английский язык, дидактическая экскурсия, познавательный интерес, знание, положительная мотивация, урок, учебный процесс, экскурсовод - преподаватель, методическая разработка.

Похожие статьи

Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи

Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации при обучении английскому языку

Формирование «инструментов» деятельности и познания в процессе языковой подготовки у студентов вузов

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Педагогический дискурс как объект исследования каузальности речевых актов

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Активное учение как фактор оптимизации активности субъекта в учебной деятельности

Познавательные стратегии и их роль в процессе обучения грамматической стороне говорения

Исследовательская работа обучающихся как фактор их мотивации к учебному предмету

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся

Похожие статьи

Языковая рефлексия как составляющая в обучении дискуссионной речи

Лингвострановедческий материал как средство повышения мотивации при обучении английскому языку

Формирование «инструментов» деятельности и познания в процессе языковой подготовки у студентов вузов

Дискуссия как способ организации совместной деятельности студентов на практических занятиях по культуре речи

Педагогический дискурс как объект исследования каузальности речевых актов

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Активное учение как фактор оптимизации активности субъекта в учебной деятельности

Познавательные стратегии и их роль в процессе обучения грамматической стороне говорения

Исследовательская работа обучающихся как фактор их мотивации к учебному предмету

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся