Нетрадиционная техника рисования эбру
Автор: Окульская Людмила Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 27.04.2016
Статья просмотрена: 5961 раз
Библиографическое описание:
Окульская, Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру / Л. В. Окульская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10385/ (дата обращения: 15.11.2024).
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Поэтому необходимо использовать такие техники, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.
Эбру — это древнее искусство рисования на воде. Где и когда зародилось искусство эбру, до сих пор остается неопределенным. Родиной эбру принято считать Турцию, хотя здесь оно только получило широкое распространение. Зародилось же эбру, по некоторым предположениям, в Индии, потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другим предположениям, зародилось оно в Бухаре, а после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать точно — эбру появилось на Востоке.Самая древнейшая официальная работа этой техники датируется 1539 годом. Но совершенство дошедшего до нас изображения позволяет сделать вывод, что это искусство появилось значительно раньше. [1]
Художник рисует на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Мастер следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки, проволоки, шила, или расчески, тем самым создавая полностью законченное произведение. Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.
Исторически существовало и существует несколько техник эбру [2]
|
|
|
Баттал эбру |
Осветленное эбру |
Эбру шаль |
|
|
|
Соловьиное гнездо |
Эбру с надписью |
Хатип эбру |
|
|
|
Фантазийное эбру |
||
Техника «Баттал эбру».Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя. (Одно из значений слова battal — «крупный, размашистый». И действительно, когда художник распыляет краску, движения получаются размашистые). На рисунках эбру, выполненных в этой технике, каким бы высоким ни был уровень мастерства и умений исполнителя, узор формируется исключительно «сам по себе». Некоторые считают такую «самопроизвольность» недостатком, но это характерная особенностьbattal ebru. Здесь художник — всего лишь одна из составляющих, наравне с водой и краской.
Техника «Осветленное эбру».Рисунок, выполненный в этой технике, выглядит так, как будто его наносили легкими штрихами. Этот вид эбру еще называют «осветленным», потому что цвета на рисунке получаются очень светлыми. Такой эффект достигается за счет того, что краску разводят большим количеством воды и добавляют больше желчи. Осветленные эбру в основном применяют в каллиграфии в качестве фона.
Техника «Эбру шаль».Рисунки, которые получаются в этой технике, напоминают орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. Отсюда и название. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» — проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом. В результате таких комбинированных движений и получается рисунок «эбру шаль».
Техника «Соловьиное гнездо».Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем — окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».
Техника «Эбру с надписью».Другое название — «вписанное эбру». Это одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения. И, конечно же, высокого уровня мастерства. Вначале делается сама картинка (как фон) в технике эбру, а затем с помощью трафарета наносится надпись.
Техника «Хатип эбру». Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент. По сути, эта техника была переходным этапом от абстрактных текстурк эбру с изображениями цветов. Состоит в том, что на поверхность воды последовательно наносят несколько капель краски так, чтобы центры каждой из них совпадали (как у концентрических окружностей). Затем с помощью шила придают этим кругам разнообразную форму, чтобы получился цветочный орнамент.
Техника «Фантазийное эбру». Фантазийное эбру дает большой простор фантазии художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны с эстетической точки зрения. В этой технике рисуют не только цветы, а буквально все, что придумает художник. Сегодня фантазийное эбру — одна из самых популярных и полюбившихся мастерам эбру техник.
Краски иматериалы, используемые втехнике эбру [3]
Технология традиционного эбру — это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.
В качестве загустителя воды используется экстракт растения гевен (Astragalus membranaceus) из рода астрагал. Это многолетнее, травянистое, колючее растение произрастает в Южной и Юго-Восточной Анатолии. Из стебля этого растения при надрезе стекает сок — своеобразная молочнообразная жидкость. Вытекая из стебля, она постепенно застывает, высушивается и превращается в сухие хлопья. Этот продукт называется китре. Для получения нужного водного раствора для эбру китре нужно настаивать 2 недели. Но можно использовать готовый экстракт, уже измельченный в порошок, тогда ждать придется всего сутки.
Краски для эбруизготавливаются на основе трех основных составляющих: натурального пигмента, воды и бычьей желчи. Основным отличием от любых других красок является то, что они не растворяются в воде (растворе), прекрасно держат свою форму, не смешиваются между собой, однако легко поддаются воздействию художника для образования и сохранения определенных форм.
Рисование эбру осуществляется непосредственно в специальной емкости — ванночке, поддоне прямоугольной формы. Размеры емкости для эбру разные. Основная задача кистей — вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы, но это не обязательно.Для выполнения самого рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности так, чтобы получались нужные формы. Вместо шила вполне подходят спицы, иголки, проволочки, зубочистки и т. п. Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для создания фона.
Сам процесс детей завораживает. [4] Смотреть, как капли краски растекаются по поверхности воды, как на один цвет ложится другой, — одно удовольствие. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, становясь цветком, дельфином или причудливым узором.Вода постоянно изменяется и, воспринимая настроение художника, ведет себя все время по-разному. По-разному ведут себя и краски на поверхности воды, характер красок все время меняется, это настоящее волшебство! Краски распыляются, капаются и разбрызгиваются по поверхности воды. Последовательность таких действий может быть любой ребенок. Ориентироваться можно только на свои ощущения. Эбру — это танец красок на воде, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры.
Чтобы перенести рисунок с поверхности воды на бумагу, нужно аккуратно, медленно и равномерно уложить лист на поверхность воды. Любое резкое движение может испортить всю работу. Но иногда можно воспользоваться неожиданными эффектами, которые возникают в результате ошибок. Так же аккуратно и плавно лист бумаги отделяется от воды и кладется на стол рисунком вверх. Остается дождаться, когда краска высохнет, а потом рисунок можно вешать на стену.
Для детей эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала.Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а также один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Тайна эбру заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно!
В наш стремительный век мы идем в ногу с техническим прогрессом, примеряем на себя новые достижения технической мысли, стараемся успеть, не отстать — это стало неизбежностью, неотъемлемой частью нас самих. Но, возможно, хоть иногда, стоит на миг остановиться и оглядеться. Быть может, самый важный прогресс нужно искать внутри себя — в личностном росте, в развитии собственного внутреннего духовного мира. Возможно, не материальный, а духовный прогресс личности должен стать истинной силой движения вперед. Такой внутренний импульс может дать учащимся эбру: глубоко живое искусство, процесс самопознания, игра на внутренних струнах, легкий ветерок и стремительный вихрь, смысл соединения всего живого на Земле при помощи воды.
Литература:
- «Уроки рисунка»/АкваЭксперт.Ру/http://graphic.org.ru/video.html
- Техники эбру/http://ru.dokusu.com/ebru-sanati-teknikleri
- Краски для эбру/http://ru.dokusu.com/ebru-sanat-malzemeleri
- Татьяна Кириллова «Искусство росписи по воде»/http://www.ebru-art.ru/index.html