Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 27.04.2016

Статья просмотрена: 1352 раза

Библиографическое описание:

Мураенко, Е. Д. Образовательный туризм как неотъемлемая часть профориентационной деятельности учреждений среднего профессионального образования / Е. Д. Мураенко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10410/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются некоторые аспекты реализации потенциала образовательного туризма в профориентационной работе учреждений среднего профессионального образования (технический профиль). Анализируются наиболее эффективные формы организации образовательно-туристических мероприятий.

Ключевые слова: образовательный туризм, стажировка, профессиональная ориентация, образовательная поездка, производственная экскурсия.

Образовательный туризм — значимая часть педагогического процесса. Его содержание, особенности, возможности и перспективы реализации в системе образования исследуются сегодня многими специалистами. Образовательный туризм понимается как высокоэффективная технологияобучения и одновременно форма организации учебного процесса (Погодина В. Л.), фактор интернационализации образования (Титов В. А., Фарбер В. А.), а также модель туризма с доминантой образование (Николаева Н. А.).

Интересный подход к определению сущности образовательного туризма предлагают Шкута А. А. и Аракчеева З. В. В их статье данный вид туристической деятельности рассматривается как «фактор повышения эффективности образования в высших учебных заведениях» [1]. Авторы доказывают, что образовательный туризм способствует решению некоторых проблем отечественной высшей школы (непропорциональность составляющих образовательного процесса; полное или частичное отсутствие практико-ориентированной деятельности и т. п.), и играет важнейшую роль в становлении профессиональной самоидентичности студентов, понимании ими своих сильных и слабых сторон, формировании способности адекватно оценивать свои профессиональные возможности и карьерные перспективы.

Из всего вышеперечисленного для учреждений среднего профессионального образования наиболее значимым является профессиональное самоопределение студентов, на формирование которого большое влияние оказывает грамотная и системная профориентационная работа. Профориентационные мероприятия — одно из самых перспективных направлений социально-педагогической деятельности для применения такой формы организации учебно-воспитательного процесса, как образовательный туризм.

Несмотря на широкие возможности образовательного туризма, его потенциал в системе среднего профессионального образования реализуется не полностью. Зачастую между понятиями «поездка с целью обучения иностранному языку» и «образовательная поездка» ставится знак равенства, что не соответствует действительности. Под «образовательной поездкой» наука понимает любую поездку, основной или сопутствующей целью которой является обучение, получение знаний, усвоение нового опыта. Таким образом, языковой туризм — это не синоним, а один из видов образовательного туризма. Однако курсы иностранных языков в зарубежных языковых школах действительно преобладают на рынке образовательно-туристических услуг, где представлены также экскурсионные туры (в них прослеживаются как образовательные, так и рекреационные цели) и профессиональное обучение. Решающее значение, если речь идёт об учреждениях технического профиля, имеют два последних пункта. Языковой туризм в этом случае не столь актуален и выступает, как правило, только как сопутствующий фактор организации профориентационной работы.

Профессиональная ориентация — взаимосвязанный комплекс мер, отличающийся многообразием методов, форм и проявлений, что позволяет разработать программу, подходящую для конкретного образовательного учреждения [2]. Формы профессиональной ориентации традиционно подразделяются на две группы:

− пассивные (просветительские): информирование обучающихся о востребованных специальностях, ситуации на рынке труда соответствующего региона; ярмарки вакансий; профессиограммы, беседы и классные часы;

− активные (позволяющие студенту превратиться в «субъекта своего профессионального самоопределения» [3, с. 39]): производственные экскурсии, содержащие практико-ориентированный элемент; стажировки, мастер-классы специалистов; выездные практические занятия; ролевые и сюжетные игры.

Для реализации образовательно-туристического компонента в системе профессиональной ориентации интерес представляют активные формы работы, из которых особо выделяется экскурсионная форма. Экскурсии на заводы и предприятия города и области позволяют показать студентам условия труда персонала, специфику работы предприятия, помогают им соотнести полученные теоретические знания с практикой, проанализировать свои знания и профессиональные навыки и понять, будут ли они способны решать те задачи, которые ставятся перед техническими специалистами разного уровня на производстве.

Практику организации производственных экскурсий используют сегодня многие учреждения среднего профессионального образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и их внимание часто сосредотачивается на предприятиях, расположенных в нашем регионе. Экскурсионные программы давно не являются новаторством и разрабатываются специалистами учебных заведений, туристическими агентствами, а также центрами содействия занятости (например, СПб ГБУ «ЦСЗПОМ «ВЕКТОР»). Но в современных экономических условиях эти программы, с авторской точки зрения, не так эффективно решают задачи профессиональной ориентации. Новый акцент данной форме может придать посещение организаций и крупных производств как региона, так и страны не столько с ознакомительной целью, сколько с целью прохождения краткосрочной стажировки. Конечно, производственная экскурсия с элементами производственной практики может иметь и международный формат. Но зарубежные образовательные поездки (ознакомительные и практические), в силу высокой сложности организации и исполнения, не так популярны среди учебных заведений, как посещение региональных производств и организаций. Однако некоторые образовательные учреждения добились на этом направлении значительных успехов [4].

Образовательно-туристические поездки внутри страны с целью посещения крупного предприятия и прохождения стажировки могут включать культурно-досуговую программу, а для дальнейшего профессионального роста студентов полезным будет получение свидетельства или сертификата, подтверждающего факт посещения производства и прохождения стажировки. Организация производственных экскурсий и стажировок на ведущих российских предприятиях полезна не только для студентов (в первую очередь, как способ получить практические навыки и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда), но и для учебного заведения.

В условиях высокой конкуренции на рынке образовательных услуг как никогда становится актуальной проблема формирования положительного имиджа образовательного учреждения, в создании которого не последнюю роль играет профориентационная работа. С авторской точки зрения, учебное заведение в реализации профориентационной работы должно делать акцент именно на работу со студентами. Работа с абитуриентами тоже очень важна, но она не может решить тот же комплекс задач. В конечном итоге, именно востребованность на рынке труда выпускников учебного заведения является для абитуриентов и их родителей критерием его успешности и гарантом качества предлагаемых им образовательных услуг. А возможность прохождения стажировок на ведущих предприятиях страны (с получением соответствующих документов) может стать для поступающих дополнительным аргументом в вопросе выбора учебного заведения. Однако информация о том, какие именно программы стажировок реализуются, как именно они помогают студентам в их профессиональном становлении, а также статистика эффективности образовательно-туристических проектов должна быть подробно представлена на официальном сайте образовательного учреждения и освещена в СМИ.

Другим направлением, которое можно существенно развить в ходе планирования и реализации образовательных поездок, является взаимодействие с работодателями. В отчёте, представленном Центром изучения проблем профессионального образования, приводится анализ перспектив такого партнёрства в условиях внедрения образовательно-туристических проектов [5]. В ходе кооперации с работодателем, как указывают специалисты, повышается ориентация учебных заведений на экономическую ситуацию в регионе и стране; усиливается роль работодателей в управлении образовательными учреждениями. Немаловажным результатом тесного сотрудничества с работодателями в планировании и реализации производственных экскурсий и стажировок является рост объёмов привлекаемых внебюджетных средств для развития материальной базы учебного заведения.

Таким образом, разработка и проведение образовательно-туристических мероприятий для студентов — существенный фактор повышения эффективности системы профориентационной работы учреждений среднего профессионального образования, способствующий и профессиональному становлению студентов, и формированию положительного имиджа учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Литература:

  1. Шкута А. А., Аракчеева З. В. Образовательный туризм как мощный фактор повышения эффективности образования в высших учебных заведениях [эл. ресурс] // А. А. Шкута, З. В. Аракчеева. — «Студенческий научный форум» (материалы конференции) — Режим доступа http://www.scienceforum.ru/2013/136/338 (дата обращения: 02.03.2016).
  2. Болдина М. А., Деева Е. В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. — 2012. — № 12. — С. 431–439.
  3. Текуева Д. Б. Профориентационная работа в учреждениях СПО // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2013. — № 21. — С. 35–39.
  4. Международная деятельность // Петровский колледж (официальный сайт). URL: http://www.petrocollege.ru/CollegeAbout/InternationalRelations/ (дата обращения: 11.04.2016).
  5. Экспертиза эффективности международного сотрудничества образовательных учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования // Центр изучения проблем профессионального образования. URL: http://www.cvets.ru/Report.pdf (дата обращения: 04.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный туризм, учебное заведение, профессиональная ориентация, профессиональное образование, образовательное учреждение, профориентационная работа, положительный имидж, производственная экскурсия, технический профиль, языковой туризм.

Ключевые слова

профессиональная ориентация, стажировка, образовательный туризм, образовательная поездка, производственная экскурсия., производственная экскурсия

Похожие статьи

Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.

Значимость проблемно-модельного тренинга в процессе воспитательной работы со студентами вузов

В данной статье рассмотрены и обоснованы основные направления применения проблемно-модельного тренинга в процессе воспитательной работы в профессионально-педагогическом вузе.

Особенности реализации социализирующей функции культурно-досуговой деятельности в военном вузе

В данной статье рассматривается процесс социализации курсантов военных вузов и исследуется влияние культурно-досуговой деятельности на данный процесс.

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Использование зарубежного опыта в профориентационной деятельности

В статье рассмотрен опыт профориентационной деятельности зарубежных стран, выявлены позитивные направления этой работы, возможные для использования в отечественной системе профессиональной ориентации учащихся.

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации школьников в условиях образовательного кластера

В статье описывается система профессиональной ориентации школьников в рамках реализации инновационного проекта. Описывается кластерный подход в сфере образования. Анализируются полученные социально-психологические данные профессиональных предпочтений...

Значение компетентностного подхода для формирования профессионализма будущего учителя физической культуры

В статье рассмотрена специфика факультетов физической культуры вузов, которая заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, то есть...

Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций

В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...

Похожие статьи

Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.

Значимость проблемно-модельного тренинга в процессе воспитательной работы со студентами вузов

В данной статье рассмотрены и обоснованы основные направления применения проблемно-модельного тренинга в процессе воспитательной работы в профессионально-педагогическом вузе.

Особенности реализации социализирующей функции культурно-досуговой деятельности в военном вузе

В данной статье рассматривается процесс социализации курсантов военных вузов и исследуется влияние культурно-досуговой деятельности на данный процесс.

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Использование зарубежного опыта в профориентационной деятельности

В статье рассмотрен опыт профориентационной деятельности зарубежных стран, выявлены позитивные направления этой работы, возможные для использования в отечественной системе профессиональной ориентации учащихся.

Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях

В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в професс...

Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации школьников в условиях образовательного кластера

В статье описывается система профессиональной ориентации школьников в рамках реализации инновационного проекта. Описывается кластерный подход в сфере образования. Анализируются полученные социально-психологические данные профессиональных предпочтений...

Значение компетентностного подхода для формирования профессионализма будущего учителя физической культуры

В статье рассмотрена специфика факультетов физической культуры вузов, которая заключается в том, что важнейшим компонентом содержания профессиональной подготовки педагогов по физической культуре является интенсивная двигательная деятельность, то есть...

Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций

В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...