Модель эннеаграммы в педагогической деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 30.04.2016

Статья просмотрена: 1298 раз

Библиографическое описание:

Герасимов, С. И. Модель эннеаграммы в педагогической деятельности / С. И. Герасимов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 75-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10434/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье раскрывается специфика применения психологической модели эннеаграммы личности в педагогической деятельности.

Ключевые слова: эннеаграмма, эннеатип, личностное развитие, психология образования, индивидуальный подход, педагогические методы.

В рамках педагогической деятельности работники образования часто сталкиваются с ситуацией, когда личностные особенности учащихся оказываются таковы, что трудным может стать нахождение универсального эффективного и доверительного подхода к детям, что не идет на пользу репутации педагога и его личной профессиональной компетентности в рамках указанной деятельности. Вклад в решение данной проблемы способна сделать Эннеаграмма (или Эннеаграмма личности), которую мы в рабочем контексте определим как психологическую модель подсознательной мотивации человека, направленную на его личностный рост и содержащую в своей структуре девять личностных типов — Эннеатипов — соединенных строго заданными системными связями.

Эннеаграмма Личности в ее современном виде была разработана в 70х гг. ХХ века боливийским антропологом и философом О. Ичазо, а также К. Наранхо — психиатром, гештальт-терапевтом родом из Чили, учеником основателя гештальт-терапии Ф. Перлза (который, в свою очередь, является учеником К. Хорни — американского психоаналитика, ученицы З. Фрейда [1, с. 71]. Многолетняя работа К. Наранхо в рамках Эннеаграммы личности привела его к созданию специализированного курса SAT, который проходят педагоги, психотерапевты и многие другие категории специалистов по всему миру, в том числе в рамках министерских программ по реформе образования. По мнению Наранхо, должна произойти переориентация традиционных патриархальных ценностей на достижение гармонии мужского, женского и детского начал в культуре. Свои доводы он подкрепляет конкретными инструкциями о том, как именно нужно менять современное образование — институт, от которого впрямую зависит будущее человечества [2, с. 85–222].

В последние десятилетия модель Эннеаграммы получила дальнейшее развитие, поскольку ведущие семинаров и авторы книг по Эннеаграмме, в частности Хелен Палмер, Дон Рисо, Расс Хадсон и др., интегрировали в нее идеи и разработки современной психологии. Изначально же Эннеаграмма была обнаружена в одном из суфийских монастырей тариката Накшбандия в Центральной Азии в начале XX века русским философом и эзотериком Г. И. Гурджиевым [3, с. 6–7].

Главным понятием в рамках модели Эннеаграммы является понятие Эннеатипа, представляющего собой внутреннюю глубинную стратегию взаимодействия человека с окружающей средой. Р. Тэллон и М. Сикора отмечают, что «стратегии описывают внутренние мотивации и применимы ко всем представителям определенного типа личности. Стратегии могут считаться тем, что определяет тип личности» [4, с. 23]. Каждый человек имеет доступ к той или иной стратегии поведения, но на уровне автоматических реакций обычно отдает предпочтение той, с помощью которой удобнее всего решать свои задачи в актуальный момент, и которая лучше всего работала в детстве [5, с. 14].

Таким образом, формирование Эннеатипа личности начинается в раннем детстве. Работы швейцарского психолога Ж. Пиаже дают подсказку насчет того возраста, когда может проявиться тип личности ребенка. Интерпретируя его взгляды относительно Эннеаграммы, заметим, что Эннеатип становится заметен в стадии конкретных операций (7–11 лет) [6, с. 429–430]. Исходя из этих данных, мы можем наблюдать яркое проявление типа личности ребенка уже в начальной школе.

Отметим, что в рамках данной статьи мы подробно не рассматриваем вопросы происхождения Эннеатипов, поскольку данный блок имеет второстепенное отношение к педагогике и относится скорее к вопросам психологии развития и образования, а также к психоаналитическим теориям (в частности, культурно-антропологическая интерпретация неврозов в лице К. Хорни, Г. Рохейма и др.).

Таблица 1

Первый, второй итретий эннеатипы школьных учащихся (по Р. Фитцелу)

Единица: Серьезный, Трудоголик

Двойка: Помощник, Ментор

Тройка: Звезда класса

Ведущая мотивация

Быть хорошим и правильным

Быть оцененным

Быть успешным

Фокус внимания

«Что не так» (и как это должно быть)

Другие люди и их потребности

Результаты и достижения

Стратегия действий

Следовать правилам, стандартам и принципам настолько близко, что он будет соответствовать ожиданиям всех

Заработать высокую оценку, будучи добрым к другим

Завоевать уважение других

Динамика поведения

— серьёзность, самодисциплина;

— очень зрелый;

— ему некомфортно быть спонтанным, игривый, эмоциональный.

— отношения и чувства;

— динамика класса столь же важна для процесса обучения, как и содержание урока.

— должен быть лучшим;

— «непродуктивные» чувства; близкие дружеские отношения менее важны, чем задачи на уроке;

— может стать образцом для подражания / популярным лидером.

Стиль обучения:

— внимательный в классе;

— принимает исчерпывающие советы;

— хочет знать правила;

— учится в логической, пошаговой манере;

— дотошное внимание к деталям.

— желание эмоциональной связи с уроком;

— фокус на людей и заявление себя;

— хорошо учиться в соответствии с ролевыми моделями;

— общаться с влюбленными в свой предмет, радостными педагогами.

— желание улучшать навыки и способности;

— сокращать урок до ключевых понятий и результатов;

— практическое, экспериментальное обучение;

— стремится перейти к действиям.

Стиль общения:

— серьезный, безэмоциональный голос;

— ясно, четко, сосредоточен на теме;

— сильные убеждения, нравственность, иногда нравоучительный;

— часто говорит: «Я должен»....

— признаки привязанности, улыбка, зрительный контакт;

— делает так, чтобы другие чувствовали себя принятыми;

— личные вопросы;

— щедр на комплименты.

— природное обаяние;

— позитивный образ;

— мотивированный, придерживается тактики «могу-делаю»;

— предпочитает делать, чтобы говорить о выполнении.

Идеальный класс для него:

— господствующие ценности: трудолюбие, истина, справедливость;

— каждый несет ответственность, самодисциплинирован, добросовестен;

— правила являются справедливыми и разумными, последовательно обеспечиваются;

— хорошо организован, и работа хорошо спланирована.

— господствующие ценности: вдумчивость, эмоциональная связь;

— групповая работа и обсуждение;

—положительная, питательная атмосфера;

— небольшой класс;

— красиво определяемые человеческие прикосновения.

— господствующие ценности: самосовершенствование, компетентность;

— ожидания четко определены;

— видимая система вознаграждения;

— полезный на практике.

Дополнительная информация охарактерных качествах Эннеатипа

Сильные моменты врабочей этике:

планирует свои занятия;

— посвящен работе;

— оттягивает перерывы;

— отличный командный игрок в те времена, когда все протекает трудно.

Высокие стандарты:

Внутренний Критик указывает на каждую ошибку;

— раздражается, когда вещи не получаются правильно;

— преувеличивает значение мелких ошибок;

— может стать перфекционистом.

Порядок:

чувствует себя хорошо, когда все находится на своих местах;

— списки, расписания и планы;

— предпочитает уроки, призывающие к точ­ности и правильности;

— обращает внимание, когда педагог отходит от темы.

Адаптация для утверждения:

хорошие оценки;

— волонтерская деятельность в рамках школы;

— прослеживать предпочтения педагогов и адаптироваться к каждому из них;

— может вести себя совершенно по-разному в разных классах.

Человеческий контакт:

взаимная поддержка в сообществе класса;

— общение с другими учениками;

— групповые дискуссии, рассказы, обмен опытом;

— могут быть наставниками, формировать учебные группы.

Доведение себя до превосходства:

бросает вызов самому себе;

— работает быстро; может срезать углы, чтобы сделать быстрее;

— ему необходимо производить и достигать чего-то все время.

Система вознаграждений:

хочет поделиться своими достижениями;

— может быть напыщенным / хвастливым;

— чувствует себя в своей тарелке на соревнованиях / конкурсах.

Возможность поражения:

чувствителен к критике;

— сохраняет спокойствие, когда что-то идет не очень хорошо;

— превращает поражение в свой частичный успех;

— избегает мест, относительно которых знает, что не будет там превосходить других.

Э. Вэгел пишет: «Взрослые используют Эннеаграмму для понимания других и для личностного роста. Эннеаграмма может также применяться к детям, если использовать ее очень осторожно. <…> Матери и отцы вводят себя в заблуждение и ранят себя, когда им говорят, что есть один правильный путь к воспитанию детей, и другие способы не верны». Также она отмечает, что благодаря Эннеаграмме «родители и педагоги научатся: понимать детей, которые очень отличаются от них; принимать, что ни один тип не «лучше» или «хуже», чем другой; помогать детям достичь большего чувства уверенности и благополучия, показывая им, как черпать для себя ресурсы всех девяти стилей; показывать детям, как распознать и оценить свои собственные и чужие таланты; успокаивать тех, кто испытывает чувство неудачи, когда их ребенок не соответствует их ожиданиям» [7, с. 2]. Таким образом, в руках педагога Эннеаграмма способна превратиться не только в инструмент внеурочной работы с детьми, но и помочь родителям увидеть и принять те различия со своими детьми, которым они ранее могли не придают им важного значения. При этом только системное изучение Эннеаграммы способно пролить свет на данную проблему, однако в рамках данной статьи мы не имеем возможности подробно раскрыть механизм функционирования данной модели.

Таблица 2

Четвертый, пятый ишестой эннеатипы школьных учащихся (по Р. Фитцелу)

Четверка: Непонятый, Индивидуалист

Пятерка: Интеллектуал, Аутсайдер

Шестерка: Спрашивающий, Друг

Ведущая мотивация

Найти свою особую и уникальную идентичность

Быть компетентным и умным

Быть поддержанным и защищенным

Фокус внимания

«Чего мне не хватает»

То, что они знают и делают хорошо

Неопределенность, риски, опасности, неизвестность

Стратегия действий

«Избегать традиций и заставить людей замечать, что я другой»

Уйти из мира, чтобы изучить его

Получить руководство от тех, кому они доверяют

Динамика поведения

— сильное желание выразить себя творчески;

— гордость своей уникальностью;

— иногда — осознание страха быть исключен­ным из процесса;

— часто ищет утешение в грезах, мечтах.

— предпочитают проводить время за свои собственными увлечениями;

— социально некомфортабельный;

— предпочитают наблюдать, а не участвовать.

— иногда трудолюбивый, ответственный, верный

— иногда двойственный, сомневающийся, ненадежный;

— уровень обязательств зависит от того, насколько он доверчив;

— в своем поведении реагирует на доверие и тревогу.

Стиль обучения:

— нужна личная, эмоциональная связь с содержанием урока;

— ждать, пока не настанет настроение удариться в учебу;

— влить свою душу в свою работу;

— очень чувствителен к критике (личный отказ).

— лучше всего учатся через наблюдение (лекции, книги);

— понимание «до участия»;

— удовлетворение с полным пониманием темы;

— анализ, нахождение закономерностей, размышление.

— вопросы, вопросы и еще раз вопросы;

— детальный, рациональный анализ;

— предпочитает структуру, рамки, обоснованные правила;

— хорош при обнаружении проблем или отклонений.

Стиль общения:

— эмоциональный, драматический талант;

— персонально облича­ющий, разоблачающий;

— глубокое философ­ское обсуждение;

— акцентирование внимание на значениях, на символизме.

— как правило, тихий и сдержанный;

— очень разговорчив при обсуждении темы (или мастерства), представляющего для него большой интерес;

— опирающийся на факты, бесстрастный;

— много думает, прежде чем говорить.

— общителен и обаятелен;

— скептичен, поучите­лен, задает вопросы, играет роль адвоката дьявола;

— часто использует вербальные конструкции «да, но», «дело в том, что…» и т. д.;

— часто нервничает, выступает перед другими.

Идеальный класс для него:

— господствующие ценности: самовыра­жение, креативность, эмоциональная аутентичность;

— возможность персо­нализировать работу;

— уникальная атмо­сфера с содержатель­ными украшениями;

— выходы для изучения творчества и настроение;

— есть отдушины для проявления креатив­ности и выражения настроения.

— господствующие ценности: знания, оригинальность, любознательность;

— темы рассматриваются в индивидуальном порядке и в глубину;

— достаточно спокойное время;

— интеллектуальные дискуссии.

— господствующие ценности: коллективная поддержка, надежность, ответственность;

— атмосфера доверия;

— предсказуемый, структурированный;

— вопросы приветствуются, и на них даются ответы.

Дополнительная информация охарактерных качествах Эннеатипа

Творческое личностное прикосновение:

его проекты являются произведением искусства;

— хочет, чтобы его работа была экстраординарной (неординарной);

— может быть художественно подкован;

— превращает скучную работу в нечто прекрасное.

Индивидуальность:

хочет специальный, значимый опыт;

— хочет признания своей уникальности каждым учеником;

— не хочет быть как все.

Одиночество:

наслаждается временем в одиночестве;

— ему нужно время, чтобы подумать;

— ему не нравится давление в виде пристального наблюдения, думает о преследовании.

Интроверсия ипроникновение:

активные способности ума, полного идей и концепций;

— ощущает себя в безопасности в чертогах собственного разума;

— чувствует себя неуклюжим во внешнем мире;

— стремится к сокращению чужого проникновения в свое внутреннее пространство.

Концентрация:

сильная способность сосредотачиваться;

— концентрация ненависти прерывается;

— предпочитает глубину знаний широте знаний.

Доверие профессионалам:

изначально настороженно относится к педагогам и их полномочиям;

— вопрос несоответ­ствия, допущения;

— стремится понять опыт педагога, его предубеждения, предпочтения.

Уверенность иобязательства:

неопределенность порождает тревогу, беспокойство;

— хочет смотреть в корень дела, отметать все допущения перед участием в чем-либо;

— переизбыток задаваемых вопросов приводит к параличу анализа;

— неуверенность в себе приводит к прокрастинации.

В июне 2012 г. Р. Фитцел, канадский исследователь Эннеаграммы, выступил с докладом на образовательной конференции в Университете Куинс в Кингстоне, в канадском штате Онтарио, и в представленных в ходе выступления материалах выделил качества, коммуникативные особенности, ожидания от учебного процесса и другие признаки, присущие детям, принадлежащим к тому или иному Эннеатипу. Необходимые данные представлены в таблицах 1–3 [8]. Исходя из их содержания, мы видим, что школьный коллектив формирует в ребенке такие качества, которые впоследствии будут в значительном виде определять его способы взаимодействия с людьми, то есть специфику отношений в рамках того или иного культурного контекста, где человек проходит необходимые этапы социализации.

Таблица 3

Седьмой, восьмой идевятый эннеатипы школьных учащихся (по Р. Фитцелу)

Семерка: Болельщик

Восьмерка: Бросающий вызов

Девятка: Приспосабливающийся, Компаньон

Ведущая мотивация

Быть счастливым и полным жизни

Защитить и контролировать себя.

Пребывать в мире

Фокус внимания

Позитивное мышление

Власть и справедливость

Точка зрения других людей

Стратегия действий

Искать счастье / восхищение в окружающем их мире

Отстаивать свою независимость

Отрицать собственные желания и мнения, чтобы приспособиться к другим

Динамика поведения

— накачивает класс своей позитивной энергией;

— обучение является для него исследованием нового;

— много шутит, разговорчивый, развлекает других.

— защищает себя;

— защищает тех, кто слишком слаб, чтобы защитить себя;

— берет на себя ответственность;

— подвергает проверке справедливость педагога.

— спокойный, добродушный, хорошо ведущий себя ученик;

— идет в потоке;

— сотрудничающий, одобряющий;

— оптимистичный, добивающийся консенсуса.

Стиль обучения:

— быстро обучается;

— обучается по ассоциациям;

— умственное исследование и экспериментирование;

— может подойти к сути вещей, не нуждаясь в их широкой картине.

— независимый, минимальный надзор;

— хочет «испачкать руки»;

— наслаждается обсуждениями в классе, особенно дебатами;

— предпочитает практические теории.

— погружение;

— эмпирические упражнения, физическое движение;

— повторение;

— рутина, предсказуемость, структура.

Стиль общения:

— разговорчивый, восторженный;

— ведет беседу в свободной форме;

— нелинеен, уходит «на касательную».

— прямой, черствый, чистая правда;

— обвиняющее мнение демонстрирует как факт;

— ненавидит, когда кто-то не может добавить свое мнение в общее внутриклассное обсуждение;

— скоропалительный и профанированный.

— спокойный, мирный голос;

— косвенный, тонкий;

— в ответах может заговариваться, ему сложно проговаривать конкретику;

— иногда заявляет мнения других людей как свои собственные.

Идеальный класс для него:

— господствующие ценности: энтузиазм, непосредственность, открытость;

— быстрый темп, динамичный, интерактивный;

— полный положи­тельной энергии;

— отсутствие принуж­дений и ограничений.

— тот, где он обладает авторитетом, уверенностью в себе и прозорливостью;

— высокая сплоченность и атмосфера решительных действий;

— энергичные дебаты;

— справедливые внутриклассные правила.

— господствующие ценности: стабильность, приземленность и баланс;

— спокойная атмосфера

— фокус на широкую картину вещей и их общую связанность;

— счастливый, комфортный, свободный от стресса.

Дополнительная информация охарактерных качествах Эннеатипа

Идеи:

плодовит в мозговом штурме;

— видит связь между идеями;

— связи могут его касаться;

— может соединять разрозненные идеи вместе.

Многозадачность:

наслаждается разнообразием;

— отвлекается, когда вещи замедляются;

— не переносит рутину и прогнозируемость;

— поддерживает открытые (неокончательные) планы.

Правила иавтономность:

правила рассматриваются как ограничители независимости;

— несправедливые правила оспариваются;

— если правила не обязывают, то как бы «не существуют»;

— напирает на границы.

Интенсивность:

интенсивность заставляет Восьмерку чувствовать себя живым и реальным;

— работа с энергией во время работы является сложной задачей;

— когда ему скучно, то, как правило, склонен искать неприятности.

Правда:

неудобство принятия в пассивном ключе новых идей;

— нуждается в бросании вызова тому, что изучает, и разыскивает доказательства для подтверждения этого;

— может изменять свое мнение под воздействием более сильного аргумента.

Широкая картина вещей:

все части сочетаются друг с другом в гармоничный путь;

— пытается включить новую информацию в общую картину;

— иногда ему трудно понять, какие части имеют важное значение и какие нет.

Пассивность:

для него трудно определить приоритеты в работе: это будет сделано, когда будет сделано;

— низкий уровень стресса, малая конфликтность;

— высокоэнергичная окружающая среда может высасывать из него соки;

— может делать частые перерывы, подстраиваться.

Группы:

предпочитает работать в группах;

— чувствует целостность, единство группы

— стремится к сохранению гармонии в группе.

Многочисленные схемы, выделяющие в развитии личности социальные, биологические, географические и культурные факторы все же сводят четыре указанные группы к общему знаменателю в лице воспитания ребенка. Бессмысленно пытаться достоверно установить точное количество людей, играющих значительную роль в воспитании ребенка, но имеет смысл выделить в данном процессе таких трех основных участников, как родители (мать и отец, либо иные исполнители материнской и отцовской функции) и институт образования в лице школы.

Нередки ситуации, когда противоречивые родительские установки могут приводить к стрессам у их детей, и в такой момент, как считает Э. Вэгел, на помощь способен прийти институт школы, сглаживающий некоторые углы в детском воспитании [7, с. 153]. Кроме того, детские стрессы могут проявляться ввиду специфики эннеатипологической структуры личности родителей, а именно родители — представители того или иного Эннеатипа могут допускать, помимо таких банальных аспектов, как гиперопека или зависть к собственным, более успешным детям по сравнению с ними самими, следующие типичные ошибки в воспитании:

‒ Дети могут чувствовать себя унижаемыми, если их родители — Единицы всегда тревожатся по вопросам непрестанного совершенствования своих детей;

‒ Двойки могут вторгаться в жизнь своих детей и умалять их потребности, давая слишком много советов;

‒ Шестерки могут постоянно опекать вниманием и теплом, что создает у детей беспокойство и намекает им, что они не способны заботиться о себе;

‒ Четверки и Семерки иногда хотят показать, как они прекрасны и как могут негодовать, что должны заниматься воспитанием ребенка, который просит внимания;

‒ Родители-Пятерки могут быть слишком негативными, безразличными или авторитарными;

‒ Тройки и Восьмерки могут быть слишком захваченными чем-то или слишком занятыми;

‒ Когда Девятки и другие типы родителей проявляют невмешательство в судьбу детей, такие дети могут воспринимать недостаток руководства над собой как стресс.

Проявление стресса у детей выражаются в конечном итоге во множестве симптомов, а именно нервных тиках, склонности грызть ногти, чрезмерном хвастовстве и других проявлениях. В наиболее же неблагоприятных случаях возможно развитие невротических тенденций, и может понадобиться обращение за помощью к соответствующим специалистам [7, с. 156].

Таблица 4

Что родители— представители девяти эннеатипов— ожидают от своих детей (по Д. Рисо иР. Хадсону) [9]

Эннеатип

Наиболее вероятные требования иожидания относительно своих детей

Единицы

Могут требовать самоконтроля, разумности, регулярности и способности задерживать вознаграждения, считая, что их ребенок — это по сути немного Взрослый

Двойки

Могут требовать щедрости, вдумчивости, услужливости и внимания к другим, ожидая, что их ребенок будет маленьким помощником

Тройки

Могут требовать проявления себя при выполнении заданий, оправдания семейных надежд, физического совершенства и популярности, ожидая, что их ребенок будет маленькой «звездочкой»

Четверки

Могут требовать чувственности, художественного творчества, эмоциональной глубины, ожидая, что их ребенок будет немного психотерапевтом

Пятерки

Могут требовать независимости, прилежности, интеллектуальных подарков, ожидая, что их ребенок станет маленьким гением

Шестерки

Могут требовать послушания, надежности, настойчивости, и обнадеживают себя тем, что их ребенок будет маленьким «актером» и частью коллектива

Семерки

Могут требовать жизненной силы, хорошего чувства юмора и настроения, гибкости и спонтанности, ожидая, что их ребенок будет как бы немного развлекающим других

Восьмерки

Могут потребовать жесткости, самодостаточности, мужества и силы воли, ожидая, что их ребенок будет как бы предпринимателем

Девятки

Могут требовать тишины, отсутствия требований, благости, отсутствия нужды в чем-либо, ожидая, что их ребенок будет маленьким ангелом

Все указанные ошибки способны допускать и педагоги, поскольку их значительная роль в формировании личности ребенка неоспорима. Кроме того, если вопросы педагогики связаны с вопросами влияния взрослого на поведения ребенка, то мы должны иметь представление о том, что могут требовать от детей взрослые представители того или иного Эннеатипа. В таблице 4 и приведены такие требования, а также ожидания от детей, являющиеся наиболее вероятными, поскольку они полностью соответствуют жизненному функционированию каждого из типов.

Цель данной статьи, несомненно, заключается в популяризации Эннеаграммы в педагогическом сообществе. Однако данная модель — не просто методика описания закономерностей поведения человека: прежде всего она показывает его ведущую бессознательную мотивацию и базовую жизненную стратегию, предугадывает дальнейшую динамику его поведения и выкристаллизовывает таланты (уникальные способности) каждого из Эннеатипов. В кратком изложении И. и Е. Каропы, одними из наиболее известных и влиятельных тренеров Эннеаграммы в русскоязычном пространстве, членов Международной Коучинговой и Тренинговой Ассоциации (ICTA), такие таланты имеют выражение, представленное в таблице 5.

Таблица 5

Особые таланты / уникальные способности представителей девяти эннеатипов (в кратком изложении от И. иЕ. Каропы) [10]

Эннеатип

Особые таланты / уникальные способности

Единицы

Ответственные и обязательные; реформаторы; стремятся к порядочности и честности

Двойки

Хорошие друзья; эмпатичные и сопереживающие; «социальная компетентность»

Тройки

Целеустремленные и работоспособные; мастера самопрезентации

Четверки

Интуитивные и творческие; эмоционально стойкие; глубокие и сопереживающие

Пятерки

Компетентные и знающие; проницательные и знающие; тактичные и внимательные к границам

Шестерки

Предвидят опасности и угрозы; преданные и надежные; прекрасные командные игроки

Семерки

-Фокусируются на позитиве и решениях; креативные, генераторы идей; воодушевляют и заряжают энтузиазмом

Восьмерки

Уверенные и сильные лидеры; заботятся о близких; преодолевают сложности («решают вопросы»)

Девятки

Понимающие и примиряющие; сглаживают конфликты; добрые, с позитивным мировосприятием

Таким образом, модель эннеаграммы позволяет педагогу организовывать индивидуальную работу с учащимися через осознание и наблюдение глубинных паттернов их поведения. Условия, обеспечивающие эффективность такой работы, имеют отношение к ряду определенных образовательных технологий, что требует отдельного рассмотрения.

Литература:

  1. Гингер А., Гингер С. Гештальт-терапия контакта. СПб.: Специальная Литература, 1999. —287 с.
  2. Наранхо К. Изменим образование, чтобы изменить мир. М.: Независимая фирма «Класс», 2013. — 400 с.
  3. Макани Х. К. Эннеаграмма: Ваш путь личностного развития, пересмотренное и дополненное. М.: Ганга, 2012. — 288 с.
  4. Тэллон Р., Сикора М. Осознанность в действии: эннеаграмма, коучинг и развитие эмоционального интеллекта. М.: Ориенталия, 2015. — 432 с.
  5. Калдина М. А. Эволюция личности: Эннеаграмма как путь индивидуального развития и личностной трансформации. — М.: Ганга, 2015. — 104 с.
  6. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб: Питер, 2011. — 589 с.
  7. Wagele E. The enneagram of parenting: the 9 types of children and how to raise them successfully. HarperCollins, 1997. — 176 pp.
  8. Rob Fitzel. Enneagram in school. URL: http://www.fitzel.ca/enneagram/students.html (Дата обращения: 25.04.2016).
  9. Riso D., Hudson R. Practical Applications. URL: http://www.enneagraminstitute.com/practical-applications (Дата обращения: 25.04.2016).
  10. Вектор Роста: Международный центр обучения и развития. Обучающие видео-уроки по Эннеаграмме. URL: http://vektor-rosta.ru/enneagram-video (Дата обращения: 25.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, правило, динамик поведения, дополнительная информация, идеальный класс, стиль обучения, стиль общения, стратегия действий, фокус внимания, эмоциональная связь.

Ключевые слова

личностное развитие, индивидуальный подход, психология образования, эннеаграмма, эннеатип, педагогические методы., педагогические методы

Похожие статьи

Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике

В статье рассматриваются вопросы индивидуализации в зарубежной методике. Поставлен вопрос о внедрение индивидуализации обучения в учебный процесс. Наиболее актуальным представляется разработка моделей индивидуализированного обучения, так как индивиду...

Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка)

В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Модель формирования готовности будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе

В статье рассматриваются особенности педагогического моделирования. Выделена и охарактеризована технология построения модели, которая формирует готовность будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе.

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

Лидерство и ментальность

Статья посвящена актуальной проблеме лидерства в формировании профессиональной ментальности организации. В работе впервые затрагивается вопрос нахождения механизмов, средств влияния продуктивного лидерства на эффективность управленческой деятельности...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Сущность эстетического воспитания

В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.

Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике

В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...

Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях

В статье представлен теоретический анализ гендерной проблематики в психологии.

Психолингвистические аспекты синхронного перевода

В статье рассматриваются психолингвистические проблемы синхронного перевода, приводится описание психолингвистической модели синхронного перевода и механизмов, обеспечивающих одновременность восприятия и говорения.

Похожие статьи

Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике

В статье рассматриваются вопросы индивидуализации в зарубежной методике. Поставлен вопрос о внедрение индивидуализации обучения в учебный процесс. Наиболее актуальным представляется разработка моделей индивидуализированного обучения, так как индивиду...

Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка)

В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Модель формирования готовности будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе

В статье рассматриваются особенности педагогического моделирования. Выделена и охарактеризована технология построения модели, которая формирует готовность будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе.

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

Лидерство и ментальность

Статья посвящена актуальной проблеме лидерства в формировании профессиональной ментальности организации. В работе впервые затрагивается вопрос нахождения механизмов, средств влияния продуктивного лидерства на эффективность управленческой деятельности...

Теоретические основания исследования образовательной среды вуза

В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...

Сущность эстетического воспитания

В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.

Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике

В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...

Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях

В статье представлен теоретический анализ гендерной проблематики в психологии.

Психолингвистические аспекты синхронного перевода

В статье рассматриваются психолингвистические проблемы синхронного перевода, приводится описание психолингвистической модели синхронного перевода и механизмов, обеспечивающих одновременность восприятия и говорения.