Модель эннеаграммы в педагогической деятельности
Автор: Герасимов Сергей Игоревич
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 30.04.2016
Статья просмотрена: 1306 раз
Библиографическое описание:
Герасимов, С. И. Модель эннеаграммы в педагогической деятельности / С. И. Герасимов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 75-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10434/ (дата обращения: 18.12.2024).
В данной статье раскрывается специфика применения психологической модели эннеаграммы личности в педагогической деятельности.
Ключевые слова: эннеаграмма, эннеатип, личностное развитие, психология образования, индивидуальный подход, педагогические методы.
В рамках педагогической деятельности работники образования часто сталкиваются с ситуацией, когда личностные особенности учащихся оказываются таковы, что трудным может стать нахождение универсального эффективного и доверительного подхода к детям, что не идет на пользу репутации педагога и его личной профессиональной компетентности в рамках указанной деятельности. Вклад в решение данной проблемы способна сделать Эннеаграмма (или Эннеаграмма личности), которую мы в рабочем контексте определим как психологическую модель подсознательной мотивации человека, направленную на его личностный рост и содержащую в своей структуре девять личностных типов — Эннеатипов — соединенных строго заданными системными связями.
Эннеаграмма Личности в ее современном виде была разработана в 70х гг. ХХ века боливийским антропологом и философом О. Ичазо, а также К. Наранхо — психиатром, гештальт-терапевтом родом из Чили, учеником основателя гештальт-терапии Ф. Перлза (который, в свою очередь, является учеником К. Хорни — американского психоаналитика, ученицы З. Фрейда [1, с. 71]. Многолетняя работа К. Наранхо в рамках Эннеаграммы личности привела его к созданию специализированного курса SAT, который проходят педагоги, психотерапевты и многие другие категории специалистов по всему миру, в том числе в рамках министерских программ по реформе образования. По мнению Наранхо, должна произойти переориентация традиционных патриархальных ценностей на достижение гармонии мужского, женского и детского начал в культуре. Свои доводы он подкрепляет конкретными инструкциями о том, как именно нужно менять современное образование — институт, от которого впрямую зависит будущее человечества [2, с. 85–222].
В последние десятилетия модель Эннеаграммы получила дальнейшее развитие, поскольку ведущие семинаров и авторы книг по Эннеаграмме, в частности Хелен Палмер, Дон Рисо, Расс Хадсон и др., интегрировали в нее идеи и разработки современной психологии. Изначально же Эннеаграмма была обнаружена в одном из суфийских монастырей тариката Накшбандия в Центральной Азии в начале XX века русским философом и эзотериком Г. И. Гурджиевым [3, с. 6–7].
Главным понятием в рамках модели Эннеаграммы является понятие Эннеатипа, представляющего собой внутреннюю глубинную стратегию взаимодействия человека с окружающей средой. Р. Тэллон и М. Сикора отмечают, что «стратегии описывают внутренние мотивации и применимы ко всем представителям определенного типа личности. Стратегии могут считаться тем, что определяет тип личности» [4, с. 23]. Каждый человек имеет доступ к той или иной стратегии поведения, но на уровне автоматических реакций обычно отдает предпочтение той, с помощью которой удобнее всего решать свои задачи в актуальный момент, и которая лучше всего работала в детстве [5, с. 14].
Таким образом, формирование Эннеатипа личности начинается в раннем детстве. Работы швейцарского психолога Ж. Пиаже дают подсказку насчет того возраста, когда может проявиться тип личности ребенка. Интерпретируя его взгляды относительно Эннеаграммы, заметим, что Эннеатип становится заметен в стадии конкретных операций (7–11 лет) [6, с. 429–430]. Исходя из этих данных, мы можем наблюдать яркое проявление типа личности ребенка уже в начальной школе.
Отметим, что в рамках данной статьи мы подробно не рассматриваем вопросы происхождения Эннеатипов, поскольку данный блок имеет второстепенное отношение к педагогике и относится скорее к вопросам психологии развития и образования, а также к психоаналитическим теориям (в частности, культурно-антропологическая интерпретация неврозов в лице К. Хорни, Г. Рохейма и др.).
Таблица 1
Первый, второй итретий эннеатипы школьных учащихся (по Р. Фитцелу)
Единица: Серьезный, Трудоголик |
Двойка: Помощник, Ментор |
Тройка: Звезда класса |
|
Ведущая мотивация |
Быть хорошим и правильным |
Быть оцененным |
Быть успешным |
Фокус внимания |
«Что не так» (и как это должно быть) |
Другие люди и их потребности |
Результаты и достижения |
Стратегия действий |
Следовать правилам, стандартам и принципам настолько близко, что он будет соответствовать ожиданиям всех |
Заработать высокую оценку, будучи добрым к другим |
Завоевать уважение других |
Динамика поведения |
— серьёзность, самодисциплина; — очень зрелый; — ему некомфортно быть спонтанным, игривый, эмоциональный. |
— отношения и чувства; — динамика класса столь же важна для процесса обучения, как и содержание урока. |
— должен быть лучшим; — «непродуктивные» чувства; близкие дружеские отношения менее важны, чем задачи на уроке; — может стать образцом для подражания / популярным лидером. |
Стиль обучения: |
— внимательный в классе; — принимает исчерпывающие советы; — хочет знать правила; — учится в логической, пошаговой манере; — дотошное внимание к деталям. |
— желание эмоциональной связи с уроком; — фокус на людей и заявление себя; — хорошо учиться в соответствии с ролевыми моделями; — общаться с влюбленными в свой предмет, радостными педагогами. |
— желание улучшать навыки и способности; — сокращать урок до ключевых понятий и результатов; — практическое, экспериментальное обучение; — стремится перейти к действиям. |
Стиль общения: |
— серьезный, безэмоциональный голос; — ясно, четко, сосредоточен на теме; — сильные убеждения, нравственность, иногда нравоучительный; — часто говорит: «Я должен».... |
— признаки привязанности, улыбка, зрительный контакт; — делает так, чтобы другие чувствовали себя принятыми; — личные вопросы; — щедр на комплименты. |
— природное обаяние; — позитивный образ; — мотивированный, придерживается тактики «могу-делаю»; — предпочитает делать, чтобы говорить о выполнении. |
Идеальный класс для него: |
— господствующие ценности: трудолюбие, истина, справедливость; — каждый несет ответственность, самодисциплинирован, добросовестен; — правила являются справедливыми и разумными, последовательно обеспечиваются; — хорошо организован, и работа хорошо спланирована. |
— господствующие ценности: вдумчивость, эмоциональная связь; — групповая работа и обсуждение; —положительная, питательная атмосфера; — небольшой класс; — красиво определяемые человеческие прикосновения. |
— господствующие ценности: самосовершенствование, компетентность; — ожидания четко определены; — видимая система вознаграждения; — полезный на практике. |
Дополнительная информация охарактерных качествах Эннеатипа |
Сильные моменты врабочей этике: — планирует свои занятия; — посвящен работе; — оттягивает перерывы; — отличный командный игрок в те времена, когда все протекает трудно. Высокие стандарты: — Внутренний Критик указывает на каждую ошибку; — раздражается, когда вещи не получаются правильно; — преувеличивает значение мелких ошибок; — может стать перфекционистом. Порядок: — чувствует себя хорошо, когда все находится на своих местах; — списки, расписания и планы; — предпочитает уроки, призывающие к точности и правильности; — обращает внимание, когда педагог отходит от темы. |
Адаптация для утверждения: — хорошие оценки; — волонтерская деятельность в рамках школы; — прослеживать предпочтения педагогов и адаптироваться к каждому из них; — может вести себя совершенно по-разному в разных классах. Человеческий контакт: — взаимная поддержка в сообществе класса; — общение с другими учениками; — групповые дискуссии, рассказы, обмен опытом; — могут быть наставниками, формировать учебные группы. |
Доведение себя до превосходства: — бросает вызов самому себе; — работает быстро; может срезать углы, чтобы сделать быстрее; — ему необходимо производить и достигать чего-то все время. Система вознаграждений: —хочет поделиться своими достижениями; — может быть напыщенным / хвастливым; — чувствует себя в своей тарелке на соревнованиях / конкурсах. Возможность поражения: — чувствителен к критике; — сохраняет спокойствие, когда что-то идет не очень хорошо; — превращает поражение в свой частичный успех; — избегает мест, относительно которых знает, что не будет там превосходить других. |
Э. Вэгел пишет: «Взрослые используют Эннеаграмму для понимания других и для личностного роста. Эннеаграмма может также применяться к детям, если использовать ее очень осторожно. <…> Матери и отцы вводят себя в заблуждение и ранят себя, когда им говорят, что есть один правильный путь к воспитанию детей, и другие способы не верны». Также она отмечает, что благодаря Эннеаграмме «родители и педагоги научатся: понимать детей, которые очень отличаются от них; принимать, что ни один тип не «лучше» или «хуже», чем другой; помогать детям достичь большего чувства уверенности и благополучия, показывая им, как черпать для себя ресурсы всех девяти стилей; показывать детям, как распознать и оценить свои собственные и чужие таланты; успокаивать тех, кто испытывает чувство неудачи, когда их ребенок не соответствует их ожиданиям» [7, с. 2]. Таким образом, в руках педагога Эннеаграмма способна превратиться не только в инструмент внеурочной работы с детьми, но и помочь родителям увидеть и принять те различия со своими детьми, которым они ранее могли не придают им важного значения. При этом только системное изучение Эннеаграммы способно пролить свет на данную проблему, однако в рамках данной статьи мы не имеем возможности подробно раскрыть механизм функционирования данной модели.
Таблица 2
Четвертый, пятый ишестой эннеатипы школьных учащихся (по Р. Фитцелу)
Четверка: Непонятый, Индивидуалист |
Пятерка: Интеллектуал, Аутсайдер |
Шестерка: Спрашивающий, Друг |
|
Ведущая мотивация |
Найти свою особую и уникальную идентичность |
Быть компетентным и умным |
Быть поддержанным и защищенным |
Фокус внимания |
«Чего мне не хватает» |
То, что они знают и делают хорошо |
Неопределенность, риски, опасности, неизвестность |
Стратегия действий |
«Избегать традиций и заставить людей замечать, что я другой» |
Уйти из мира, чтобы изучить его |
Получить руководство от тех, кому они доверяют |
Динамика поведения |
— сильное желание выразить себя творчески; — гордость своей уникальностью; — иногда — осознание страха быть исключенным из процесса; — часто ищет утешение в грезах, мечтах. |
— предпочитают проводить время за свои собственными увлечениями; — социально некомфортабельный; — предпочитают наблюдать, а не участвовать. |
— иногда трудолюбивый, ответственный, верный — иногда двойственный, сомневающийся, ненадежный; — уровень обязательств зависит от того, насколько он доверчив; — в своем поведении реагирует на доверие и тревогу. |
Стиль обучения: |
— нужна личная, эмоциональная связь с содержанием урока; — ждать, пока не настанет настроение удариться в учебу; — влить свою душу в свою работу; — очень чувствителен к критике (личный отказ). |
— лучше всего учатся через наблюдение (лекции, книги); — понимание «до участия»; — удовлетворение с полным пониманием темы; — анализ, нахождение закономерностей, размышление. |
— вопросы, вопросы и еще раз вопросы; — детальный, рациональный анализ; — предпочитает структуру, рамки, обоснованные правила; — хорош при обнаружении проблем или отклонений. |
Стиль общения: |
— эмоциональный, драматический талант; — персонально обличающий, разоблачающий; — глубокое философское обсуждение; — акцентирование внимание на значениях, на символизме. |
— как правило, тихий и сдержанный; — очень разговорчив при обсуждении темы (или мастерства), представляющего для него большой интерес; — опирающийся на факты, бесстрастный; — много думает, прежде чем говорить. |
— общителен и обаятелен; — скептичен, поучителен, задает вопросы, играет роль адвоката дьявола; — часто использует вербальные конструкции «да, но», «дело в том, что…» и т. д.; — часто нервничает, выступает перед другими. |
Идеальный класс для него: |
— господствующие ценности: самовыражение, креативность, эмоциональная аутентичность; — возможность персонализировать работу; — уникальная атмосфера с содержательными украшениями; — выходы для изучения творчества и настроение; — есть отдушины для проявления креативности и выражения настроения. |
— господствующие ценности: знания, оригинальность, любознательность; — темы рассматриваются в индивидуальном порядке и в глубину; — достаточно спокойное время; — интеллектуальные дискуссии. |
— господствующие ценности: коллективная поддержка, надежность, ответственность; — атмосфера доверия; — предсказуемый, структурированный; — вопросы приветствуются, и на них даются ответы. |
Дополнительная информация охарактерных качествах Эннеатипа |
Творческое личностное прикосновение: — его проекты являются произведением искусства; — хочет, чтобы его работа была экстраординарной (неординарной); — может быть художественно подкован; — превращает скучную работу в нечто прекрасное. Индивидуальность: — хочет специальный, значимый опыт; — хочет признания своей уникальности каждым учеником; — не хочет быть как все. |
Одиночество: — наслаждается временем в одиночестве; — ему нужно время, чтобы подумать; — ему не нравится давление в виде пристального наблюдения, думает о преследовании. Интроверсия ипроникновение: — активные способности ума, полного идей и концепций; — ощущает себя в безопасности в чертогах собственного разума; — чувствует себя неуклюжим во внешнем мире; — стремится к сокращению чужого проникновения в свое внутреннее пространство. Концентрация: — сильная способность сосредотачиваться; — концентрация ненависти прерывается; — предпочитает глубину знаний широте знаний. |
Доверие профессионалам: — изначально настороженно относится к педагогам и их полномочиям; — вопрос несоответствия, допущения; — стремится понять опыт педагога, его предубеждения, предпочтения. Уверенность иобязательства: — неопределенность порождает тревогу, беспокойство; — хочет смотреть в корень дела, отметать все допущения перед участием в чем-либо; — переизбыток задаваемых вопросов приводит к параличу анализа; — неуверенность в себе приводит к прокрастинации. |
В июне 2012 г. Р. Фитцел, канадский исследователь Эннеаграммы, выступил с докладом на образовательной конференции в Университете Куинс в Кингстоне, в канадском штате Онтарио, и в представленных в ходе выступления материалах выделил качества, коммуникативные особенности, ожидания от учебного процесса и другие признаки, присущие детям, принадлежащим к тому или иному Эннеатипу. Необходимые данные представлены в таблицах 1–3 [8]. Исходя из их содержания, мы видим, что школьный коллектив формирует в ребенке такие качества, которые впоследствии будут в значительном виде определять его способы взаимодействия с людьми, то есть специфику отношений в рамках того или иного культурного контекста, где человек проходит необходимые этапы социализации.
Таблица 3
Седьмой, восьмой идевятый эннеатипы школьных учащихся (по Р. Фитцелу)
Семерка: Болельщик |
Восьмерка: Бросающий вызов |
Девятка: Приспосабливающийся, Компаньон |
|
Ведущая мотивация |
Быть счастливым и полным жизни |
Защитить и контролировать себя. |
Пребывать в мире |
Фокус внимания |
Позитивное мышление |
Власть и справедливость |
Точка зрения других людей |
Стратегия действий |
Искать счастье / восхищение в окружающем их мире |
Отстаивать свою независимость |
Отрицать собственные желания и мнения, чтобы приспособиться к другим |
Динамика поведения |
— накачивает класс своей позитивной энергией; — обучение является для него исследованием нового; — много шутит, разговорчивый, развлекает других. |
— защищает себя; — защищает тех, кто слишком слаб, чтобы защитить себя; — берет на себя ответственность; — подвергает проверке справедливость педагога. |
— спокойный, добродушный, хорошо ведущий себя ученик; — идет в потоке; — сотрудничающий, одобряющий; — оптимистичный, добивающийся консенсуса. |
Стиль обучения: |
— быстро обучается; — обучается по ассоциациям; — умственное исследование и экспериментирование; — может подойти к сути вещей, не нуждаясь в их широкой картине. |
— независимый, минимальный надзор; — хочет «испачкать руки»; — наслаждается обсуждениями в классе, особенно дебатами; — предпочитает практические теории. |
— погружение; — эмпирические упражнения, физическое движение; — повторение; — рутина, предсказуемость, структура. |
Стиль общения: |
— разговорчивый, восторженный; — ведет беседу в свободной форме; — нелинеен, уходит «на касательную». |
— прямой, черствый, чистая правда; — обвиняющее мнение демонстрирует как факт; — ненавидит, когда кто-то не может добавить свое мнение в общее внутриклассное обсуждение; — скоропалительный и профанированный. |
— спокойный, мирный голос; — косвенный, тонкий; — в ответах может заговариваться, ему сложно проговаривать конкретику; — иногда заявляет мнения других людей как свои собственные. |
Идеальный класс для него: |
— господствующие ценности: энтузиазм, непосредственность, открытость; — быстрый темп, динамичный, интерактивный; — полный положительной энергии; — отсутствие принуждений и ограничений. |
— тот, где он обладает авторитетом, уверенностью в себе и прозорливостью; — высокая сплоченность и атмосфера решительных действий; — энергичные дебаты; — справедливые внутриклассные правила. |
— господствующие ценности: стабильность, приземленность и баланс; — спокойная атмосфера — фокус на широкую картину вещей и их общую связанность; — счастливый, комфортный, свободный от стресса. |
Дополнительная информация охарактерных качествах Эннеатипа |
Идеи: — плодовит в мозговом штурме; — видит связь между идеями; — связи могут его касаться; — может соединять разрозненные идеи вместе. Многозадачность: — наслаждается разнообразием; — отвлекается, когда вещи замедляются; — не переносит рутину и прогнозируемость; — поддерживает открытые (неокончательные) планы. |
Правила иавтономность: — правила рассматриваются как ограничители независимости; — несправедливые правила оспариваются; — если правила не обязывают, то как бы «не существуют»; — напирает на границы. Интенсивность: — интенсивность заставляет Восьмерку чувствовать себя живым и реальным; — работа с энергией во время работы является сложной задачей; — когда ему скучно, то, как правило, склонен искать неприятности. Правда: — неудобство принятия в пассивном ключе новых идей; — нуждается в бросании вызова тому, что изучает, и разыскивает доказательства для подтверждения этого; — может изменять свое мнение под воздействием более сильного аргумента. |
Широкая картина вещей: — все части сочетаются друг с другом в гармоничный путь; — пытается включить новую информацию в общую картину; — иногда ему трудно понять, какие части имеют важное значение и какие нет. Пассивность: — для него трудно определить приоритеты в работе: это будет сделано, когда будет сделано; — низкий уровень стресса, малая конфликтность; — высокоэнергичная окружающая среда может высасывать из него соки; — может делать частые перерывы, подстраиваться. Группы: — предпочитает работать в группах; — чувствует целостность, единство группы — стремится к сохранению гармонии в группе. |
Многочисленные схемы, выделяющие в развитии личности социальные, биологические, географические и культурные факторы все же сводят четыре указанные группы к общему знаменателю в лице воспитания ребенка. Бессмысленно пытаться достоверно установить точное количество людей, играющих значительную роль в воспитании ребенка, но имеет смысл выделить в данном процессе таких трех основных участников, как родители (мать и отец, либо иные исполнители материнской и отцовской функции) и институт образования в лице школы.
Нередки ситуации, когда противоречивые родительские установки могут приводить к стрессам у их детей, и в такой момент, как считает Э. Вэгел, на помощь способен прийти институт школы, сглаживающий некоторые углы в детском воспитании [7, с. 153]. Кроме того, детские стрессы могут проявляться ввиду специфики эннеатипологической структуры личности родителей, а именно родители — представители того или иного Эннеатипа могут допускать, помимо таких банальных аспектов, как гиперопека или зависть к собственным, более успешным детям по сравнению с ними самими, следующие типичные ошибки в воспитании:
‒ Дети могут чувствовать себя унижаемыми, если их родители — Единицы всегда тревожатся по вопросам непрестанного совершенствования своих детей;
‒ Двойки могут вторгаться в жизнь своих детей и умалять их потребности, давая слишком много советов;
‒ Шестерки могут постоянно опекать вниманием и теплом, что создает у детей беспокойство и намекает им, что они не способны заботиться о себе;
‒ Четверки и Семерки иногда хотят показать, как они прекрасны и как могут негодовать, что должны заниматься воспитанием ребенка, который просит внимания;
‒ Родители-Пятерки могут быть слишком негативными, безразличными или авторитарными;
‒ Тройки и Восьмерки могут быть слишком захваченными чем-то или слишком занятыми;
‒ Когда Девятки и другие типы родителей проявляют невмешательство в судьбу детей, такие дети могут воспринимать недостаток руководства над собой как стресс.
Проявление стресса у детей выражаются в конечном итоге во множестве симптомов, а именно нервных тиках, склонности грызть ногти, чрезмерном хвастовстве и других проявлениях. В наиболее же неблагоприятных случаях возможно развитие невротических тенденций, и может понадобиться обращение за помощью к соответствующим специалистам [7, с. 156].
Таблица 4
Что родители— представители девяти эннеатипов— ожидают от своих детей (по Д. Рисо иР. Хадсону) [9]
Эннеатип |
Наиболее вероятные требования иожидания относительно своих детей |
Единицы |
Могут требовать самоконтроля, разумности, регулярности и способности задерживать вознаграждения, считая, что их ребенок — это по сути немного Взрослый |
Двойки |
Могут требовать щедрости, вдумчивости, услужливости и внимания к другим, ожидая, что их ребенок будет маленьким помощником |
Тройки |
Могут требовать проявления себя при выполнении заданий, оправдания семейных надежд, физического совершенства и популярности, ожидая, что их ребенок будет маленькой «звездочкой» |
Четверки |
Могут требовать чувственности, художественного творчества, эмоциональной глубины, ожидая, что их ребенок будет немного психотерапевтом |
Пятерки |
Могут требовать независимости, прилежности, интеллектуальных подарков, ожидая, что их ребенок станет маленьким гением |
Шестерки |
Могут требовать послушания, надежности, настойчивости, и обнадеживают себя тем, что их ребенок будет маленьким «актером» и частью коллектива |
Семерки |
Могут требовать жизненной силы, хорошего чувства юмора и настроения, гибкости и спонтанности, ожидая, что их ребенок будет как бы немного развлекающим других |
Восьмерки |
Могут потребовать жесткости, самодостаточности, мужества и силы воли, ожидая, что их ребенок будет как бы предпринимателем |
Девятки |
Могут требовать тишины, отсутствия требований, благости, отсутствия нужды в чем-либо, ожидая, что их ребенок будет маленьким ангелом |
Все указанные ошибки способны допускать и педагоги, поскольку их значительная роль в формировании личности ребенка неоспорима. Кроме того, если вопросы педагогики связаны с вопросами влияния взрослого на поведения ребенка, то мы должны иметь представление о том, что могут требовать от детей взрослые представители того или иного Эннеатипа. В таблице 4 и приведены такие требования, а также ожидания от детей, являющиеся наиболее вероятными, поскольку они полностью соответствуют жизненному функционированию каждого из типов.
Цель данной статьи, несомненно, заключается в популяризации Эннеаграммы в педагогическом сообществе. Однако данная модель — не просто методика описания закономерностей поведения человека: прежде всего она показывает его ведущую бессознательную мотивацию и базовую жизненную стратегию, предугадывает дальнейшую динамику его поведения и выкристаллизовывает таланты (уникальные способности) каждого из Эннеатипов. В кратком изложении И. и Е. Каропы, одними из наиболее известных и влиятельных тренеров Эннеаграммы в русскоязычном пространстве, членов Международной Коучинговой и Тренинговой Ассоциации (ICTA), такие таланты имеют выражение, представленное в таблице 5.
Таблица 5
Особые таланты / уникальные способности представителей девяти эннеатипов (в кратком изложении от И. иЕ. Каропы) [10]
Эннеатип |
Особые таланты / уникальные способности |
Единицы |
Ответственные и обязательные; реформаторы; стремятся к порядочности и честности |
Двойки |
Хорошие друзья; эмпатичные и сопереживающие; «социальная компетентность» |
Тройки |
Целеустремленные и работоспособные; мастера самопрезентации |
Четверки |
Интуитивные и творческие; эмоционально стойкие; глубокие и сопереживающие |
Пятерки |
Компетентные и знающие; проницательные и знающие; тактичные и внимательные к границам |
Шестерки |
Предвидят опасности и угрозы; преданные и надежные; прекрасные командные игроки |
Семерки |
-Фокусируются на позитиве и решениях; креативные, генераторы идей; воодушевляют и заряжают энтузиазмом |
Восьмерки |
Уверенные и сильные лидеры; заботятся о близких; преодолевают сложности («решают вопросы») |
Девятки |
Понимающие и примиряющие; сглаживают конфликты; добрые, с позитивным мировосприятием |
Таким образом, модель эннеаграммы позволяет педагогу организовывать индивидуальную работу с учащимися через осознание и наблюдение глубинных паттернов их поведения. Условия, обеспечивающие эффективность такой работы, имеют отношение к ряду определенных образовательных технологий, что требует отдельного рассмотрения.
Литература:
- Гингер А., Гингер С. Гештальт-терапия контакта. СПб.: Специальная Литература, 1999. —287 с.
- Наранхо К. Изменим образование, чтобы изменить мир. М.: Независимая фирма «Класс», 2013. — 400 с.
- Макани Х. К. Эннеаграмма: Ваш путь личностного развития, пересмотренное и дополненное. М.: Ганга, 2012. — 288 с.
- Тэллон Р., Сикора М. Осознанность в действии: эннеаграмма, коучинг и развитие эмоционального интеллекта. М.: Ориенталия, 2015. — 432 с.
- Калдина М. А. Эволюция личности: Эннеаграмма как путь индивидуального развития и личностной трансформации. — М.: Ганга, 2015. — 104 с.
- Солсо Р. Когнитивная психология. СПб: Питер, 2011. — 589 с.
- Wagele E. The enneagram of parenting: the 9 types of children and how to raise them successfully. HarperCollins, 1997. — 176 pp.
- Rob Fitzel. Enneagram in school. URL: http://www.fitzel.ca/enneagram/students.html (Дата обращения: 25.04.2016).
- Riso D., Hudson R. Practical Applications. URL: http://www.enneagraminstitute.com/practical-applications (Дата обращения: 25.04.2016).
- Вектор Роста: Международный центр обучения и развития. Обучающие видео-уроки по Эннеаграмме. URL: http://vektor-rosta.ru/enneagram-video (Дата обращения: 25.04.2016).
Ключевые слова
личностное развитие, индивидуальный подход, психология образования, эннеаграмма, эннеатип, педагогические методы., педагогические методыПохожие статьи
Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике
В статье рассматриваются вопросы индивидуализации в зарубежной методике. Поставлен вопрос о внедрение индивидуализации обучения в учебный процесс. Наиболее актуальным представляется разработка моделей индивидуализированного обучения, так как индивиду...
Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка)
В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.
Модель формирования готовности будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе
В статье рассматриваются особенности педагогического моделирования. Выделена и охарактеризована технология построения модели, которая формирует готовность будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе.
Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку
Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...
Лидерство и ментальность
Статья посвящена актуальной проблеме лидерства в формировании профессиональной ментальности организации. В работе впервые затрагивается вопрос нахождения механизмов, средств влияния продуктивного лидерства на эффективность управленческой деятельности...
Теоретические основания исследования образовательной среды вуза
В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...
Сущность эстетического воспитания
В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.
Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике
В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...
Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях
В статье представлен теоретический анализ гендерной проблематики в психологии.
Психолингвистические аспекты синхронного перевода
В статье рассматриваются психолингвистические проблемы синхронного перевода, приводится описание психолингвистической модели синхронного перевода и механизмов, обеспечивающих одновременность восприятия и говорения.
Похожие статьи
Понятие индивидуализации обучения в зарубежной методике
В статье рассматриваются вопросы индивидуализации в зарубежной методике. Поставлен вопрос о внедрение индивидуализации обучения в учебный процесс. Наиболее актуальным представляется разработка моделей индивидуализированного обучения, так как индивиду...
Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка)
В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.
Модель формирования готовности будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе
В статье рассматриваются особенности педагогического моделирования. Выделена и охарактеризована технология построения модели, которая формирует готовность будущих учителей к творческой самореализации во внеаудиторной работе.
Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку
Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...
Лидерство и ментальность
Статья посвящена актуальной проблеме лидерства в формировании профессиональной ментальности организации. В работе впервые затрагивается вопрос нахождения механизмов, средств влияния продуктивного лидерства на эффективность управленческой деятельности...
Теоретические основания исследования образовательной среды вуза
В статье представлены имеющиеся в отечественной педагогике и психологии подходы к изучению проблем подготовки современного специалиста на этапе профессионального обучения в вузе. Показана специфика влияния образовательной среды на развитие личности с...
Сущность эстетического воспитания
В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.
Исторические традиции профилизация образовательной среды в зарубежной педагогике
В статье рассматриваются исторические традиции профилизации образовательной среды в зарубежной педагогике. Приводятся исторические предпосылки социокультурного развития образования в аспекте профилизации. Анализируются общие черты организации профиль...
Гендерные подходы в психологических теориях и исследованиях
В статье представлен теоретический анализ гендерной проблематики в психологии.
Психолингвистические аспекты синхронного перевода
В статье рассматриваются психолингвистические проблемы синхронного перевода, приводится описание психолингвистической модели синхронного перевода и механизмов, обеспечивающих одновременность восприятия и говорения.