Социальное проектирование как средство повышения социальной активности учащихся
Автор: Борисова Елена Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 06.05.2016
Статья просмотрена: 316 раз
Библиографическое описание:
Борисова, Е. В. Социальное проектирование как средство повышения социальной активности учащихся / Е. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10438/ (дата обращения: 15.11.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет социализацию личности школьника как одну из важнейших задач. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами в системе социальных связей, сумеет реализовать свои способности, жить в социальном смысле комфортно и благополучно, и, как следствие, насколько успешным будет государство
Социализация — сложная двусторонняя система взаимодействия личности и социальной жизни. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека. Он может идти как в условиях стихийного воздействия на личность, так и при условии целенаправленного формирования личности. Для того чтобы процесс социализации обучающихся был целенаправленным, нужно выстраивать воспитательную работу в школе так, чтобы этот процесс был управляемым.
Особую роль в процессе воспитания социальной активности может сыграть социальное проектирование, которое позволяет ребятам самим находить наболевшие проблемы общества и искать способы их решения.
Социальное проектирование — особый вид деятельности подростка. Именно, социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи социализации: формировать свое Я — концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Одним из основополагающих направлений воспитательного процесса нашей школы является социализация учащихся через социальное проектирование. Этот процесс происходит в основном во внеурочное время в рамках реализации воспитательной программы «Я — Гражданин».
Учащиеся ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка каждый год участвуют в конкурсе областного социально-образовательного проекта «Гражданин», где систематически занимают призовые места. Ребята брались за решение многих социальных вопросов нашего села, а для этого приходилось изучать информацию в СМИ, нормативные документы действующего законодательства, встречаться со специалистами, депутатами, проводить акции, различные мероприятия.
В 2011–2012 учебном году проектная группа ребят со своим социальным проектом «Поможем реке» заняла 1 место на территориальном этапе конкурса областного социально-образовательного проекта «Гражданин».
Идея проекта родилась в связи с частыми жалобами местного населения на качество воды, поступающей в дома через систему водоснабжения из реки Чапаевки. Ребят заинтересовались тем, насколько же эта тема актуальна в нашем поселении. Члены проектной группы встретились сглавой поселения Кудрявцевой Н. А. и с начальником отдела по охране окружающей среды Администрации м. р. Волжский Лабуз Виктор Николаевичем. Входе встречи выяснилось, что проблема чистой воды очень актуальна для нашего поселения и для многих других сел нашего района.
В ходе реализации данного проекта ребята провели большую работу:
– Проведена акция: «Поможем реке!» среди учащихся школы!», в ходе которой рассказали учащимся школы о своем проекте, пригласили принять участие в Акции по благоустройству села, очистке берегов реки
– Проведена Акция по очистке берегов реки Чапаевка от мусора (80 человек)
– Выпущено и распространено среди населения 50 буклетов «Поможем реке!»
– На берегах реки установлено 5 щитов с обращением к односельчанам со словами «Односельчане! Не загрязняйте ВОДУ! Давайте сохраним наш единственный источник воды и прекрасный уголок природы — реку Чапаевку!»
– Получено подтверждение о включении участка реки Чапаевка в областную Ведомственную программу по очистке малых рек
– Передан наказ кандидату в депутаты Самарской Губернской Думы Дьяченко Олегу Брониславовичу
В 2013–2014 учебном году был выполнен социальный проект «Памяти героев-земляков», с которым проектная группа заняла 1 место на территориальном этапе конкурса областного социально-образовательного проекта «Гражданин» и прошла на областной этап конкурса, где заняла уже 2 место.
Актуальность данного проекта была продиктована тем, что у молодого поколения искажаются факты о событиях Великой Отечественной войны, они плохо информированы о своих земляках, отличившихся на полях сражений, имеющих весомые военные награды.
Целью данного проекта было увековечивание памяти героев-земляков — участников Великой Отечественной войны.
Работая над данным проектом, ребята достигли следующих результатов:
- Согласована с директором школы установка мемориальной доски героям — землякам
- Собрана информация о Селищеве В. П., Ледакове И. М., Жукове Г. В.
- Подготовлен и размещен на сайте Википедии материал о Жукове Г. В.
- Проведена акция «Живая память» (200 человек)
- Собраны средства на изготовление мемориальных досок (14 750 руб)
- Подготовлена и отправлена статья о Жукове Г. В. для газеты «Волжская новь». Данная статья опубликована в «Школьной газете»
- Разработан проект сценария торжественной церемонии открытия мемориальных досок. Получены предварительные согласия на участие в церемонии открытия главы Поселения, председателя Самарской региональной общественной организации «Союз десантников России» Калиничева А. В.. Отправлено письмо-приглашение сыну героя — Жукову Ю. Г.
- 8.Организован просмотр художественного фильма о Г. В. Жукове «Подвиг Одессы» для учащихся школы и учителей (210 человек)
- Были изготовлены и установлены на стене нашей школы мемориальные доски, посвященные нашим односельчанам:
– Селищеву В. П. — герою Советского Союза;
– Ледакову И. М. — герою Советского Союза;
– Жукову Г. В. — вице адмиралу, герою Гражданской и Великой Отечественной войн, кавалеру трех орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, награжденного Орденом Нахимова I степени и др. наградами.
Организуя работу над социальными проектами на протяжении нескольких лет, я могу выделить следующие положительные результаты данного метода:
– в ходе работы над проектами повышается социальная активность учащихся;
– виден реальный вклад ребят в изменении социальной ситуации в местном сообществе;
– формируется навык коллективной работы, умение работать с официальными документами, общаться с представителями органов власти;
– учатся нести ответственность за свои дела и поступки.
Таким образом, социальное проектирование — это особый, социально значимый вид деятельности, который помогает учащимся реально раскрыть свои природные способности. Это наиболее эффективное средство воспитания обучающихся, средство повышающее их социальную активность.
Литература:
- Сасова И. А. Метод проектов в обучении школьников: На пути к 12 — летней школе. — М.: ИОСО РАО, 2000
- Методика социально — образовательного проекта «Гражданин»/ Составитель Пахомов В. П. — 2-е изд. доп. и перераб. — Самара: Изд-во «НТЦ», 2006
- Технология социального проектирования/ Составитель: Макарова Р. Т.- Москва, 2010