Теоретические аспекты пожарной безопасности в образовательных учреждениях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 05.05.2016

Статья просмотрена: 2129 раз

Библиографическое описание:

Зекиев, Э. В. Теоретические аспекты пожарной безопасности в образовательных учреждениях / Э. В. Зекиев, Т. Р. Кабиров. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10441/ (дата обращения: 19.12.2024).



В РФ ежегодно регистрируется более 200 тысяч пожаров, в которых погибает до 19 тыс. человек [1]. Особенно опасны пожары своими крупными материальными потерями. В считанное время человек или организация теряют все, что создавалось многие годы. Россия по показателям потерь от пожаров находится на одном из первых мест в мире. Относительный уровень потерь от пожаров превышает сопоставимые показатели потерь США, Японии, Великобритании примерно в 3–4 раза. Этот показатель колеблется, но существенно не снижается.

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства [2].

Пожарная безопасность — это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальные ценности.

Современный образ жизни человека, научно техническая революция, появление машин, изобретение электричества и развитие процесса урбанизации только способствуют увеличению количества пожаров. Этому также способствует поступательное изменение климата и повышенной температуры на планете, что и приводит к увеличению защитных и пожароопасных периодов. Ежегодно на земном шаре возникает 7,5–8 млн. пожаров, от которых погибает до 90 тыс. человек и наносится материальный урон, составляющий миллиарды долларов. Значительный урон природе наносят ежегодные лесные и торфяные пожары. Пожары в XXI веке становится настоящим бедствием для общества. Это можно увидеть по таблице № 1 [1].

Таблица 1

Среднее число погибших при пожарах людей вгод странах мира (начало XXI века)

Число жертв от пожаров вгод

Число стран

Страны

1

Более 20 тыс.

1

Индия

2

От 10 до 20 тыс.

1

Россия

3

От 1 тыс. до 10 тыс.

6

США, Китай, Беларусь, Украина, ЮАР, Япония

4

От 0,2 тыс. до 1 тыс.

20

Великобритания, Германия, Индонезия, Бразилия, Мексика, Турция, Иран, Аргентина, Корея, Испания, Польша, Канада, Узбекистан, Румыния, Казахстан, Литва, Латвия, Филиппины и др.

5

От 0,1 тыс. до 0,2 тыс.

13

КНДР, Австралия, Шри Ланка, Чехия, Венгрия, Швеция, Болгария, Молдова и др.

Всего

41

Остальные 180 стран имеют, как правило, меньше 100 жертв в год (от 0 до нескольких десятков чел. в год)

По докладу МЧС РФ от 2015 года 21 августа основными причинами пожаров в образовательных учреждениях (далее ОУ) является:

− Незнание преподавательским составом и учащимися основ противопожарной безопасности (70,3 % всех случаев возникновения);

− перегрузка проводов (13 %);

− образование переходных сопротивлений (5 %);

− поджоги (9,2 %);

− шалость детей (2,5 %).

Проблема обеспечения пожарной безопасности в современных условиях жизни остается актуальной. Об этом свидетельствует следующая статистика. Ежедневно в России минимум в двух школах происходят пожары. Это не учитывая другие учебные заведения, такие как вузы, техникумы, профессионально — технические училища. За последние несколько лет в учебных заведениях было зарегистрировано более 10 тысяч пожаров, в которых погибло более 200 человек. Также пожары могут быть последствиями других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Поэтому решение данной проблемы возможно только комплексным подходом, также проведения мероприятий по противодействию терроризму.

В докладе департамента надзорной деятельности и профилактической работы «О мерах по подготовке образовательных учреждений к началу нового учебного года по вопросам обеспечения природно-техногенной и пожарной безопасности» от 2014 года 8 августа говорится, что за последние пять лет количество пожаров снизилось на 39 % и представляют следующую статистику:

− 2009 год — 442 пожара (6 пострадавших, 4 погибших);

− 2010 год — 381 пожаров (6 пострадавших, 1 погибший);

− 2011 год — 348 пожаров (9 пострадавших, 3 погибших);

− 2012 год — 333 пожара (11 пострадавших, 1 погибший);

− 2013 год — 313 пожара (7 потерпевших, 0 потерпевших);

− 2014 год — 309 пожара (13 потерпевших, 1 потерпевший).

По утверждению МЧС России наиболее характерными нарушениями правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях является:

− Не укомплектование средствами пожаротушения;

− Наличие металлических решеток на окнах и дверях запасных выходов;

− Частичное либо полное отсутствие противопожарной сигнализации;

− Необеспеченность огнезащиты деревянных конструкций;

− Неудовлетворительное состояние путей эвакуации;

− Несоблюдение правил эксплуатации электрооборудования;

− Недостаточная подготовка персонала по соблюдению мер пожарной безопасности;

− Неисправность систем отопления;

− Отсутствие или неисправность автоматических систем противопожарной защиты [3].

Количество пожаров снижается из года в год, но тем не менее остаются на высоком уровне. Статистика наглядно показывает, что к проблеме пожарной безопасности не только в образовательных учреждениях, но и во всех сферах необходимо уделять особое внимание. Это позволит избежать ущерба на миллиарды рублей бюджетных средств, которые можно более рационально распределить, уберечь наших детей от страшной гибели. Для этого необходима регулярная работа учителей с детьми по пожарной безопасности. Строгое следование правилам безопасности. И необходимо постоянно совершенствовать постоянно технику, предназначенную для предупреждения пожаров и борьбе с ними.

Литература:

  1. Ахмадуллин У. З. Пожарная охрана в Российской Федерации: учеб. пособие — г. Уфа: БГПУ, 2012. — 44 с.
  2. Кочетков С. И Основы пожарной безопасности в образовательных учреждениях / С. И Кочетков, В. А Марченко, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА, 2011–254 с.
  3. МЧС России [Электронный ресурс]: www.mchs.gov.ru. Дата обращения: 10.04.16.
Основные термины (генерируются автоматически): пожар, пожарная безопасность, Россия, великобритания, Япония.