Проблемы внедрения предшкольного обучения в ДОУ
Автор: Худайбердина Рида Халяфовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 01.05.2016
Статья просмотрена: 144 раза
Библиографическое описание:
Худайбердина, Р. Х. Проблемы внедрения предшкольного обучения в ДОУ / Р. Х. Худайбердина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10484/ (дата обращения: 15.11.2024).
Сегодня российская система дошкольного образования серьезно трансформируется. Прежде всего, процесс изменений определен инновациями в области практического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Согласно стратегической цели российского образования, необходимо «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками» [1], что предусматривает включение в систему общего образования дополнительной ступени — предшкольного образования. Идея предшкольного обучения рассматривается в целом как способ и средство психологической и интеллектуальной подготовки детей к школе, и одновременно как создание условий для получения образования максимально большим количеством детей. Данная ступень образования должна охватывать детей седьмого и шестого года жизни, которые посещают ДОУ, но вместе с тем и детей, которые их не посещают, что усложняет соответствующую структуру организационных форм.
Необходимо отметить, что искусственно ускоренная предшкольная подготовка нарушает течение специфических форм жизнедеятельности детей дошкольного возраста, таких как игру, различные виды художественного творчества и т. д. Последние заменяются дополнительным обучением на занятиях, а в содержание оставшихся вкладываются характерные черты учебных предметов.
Соответственно, вступают в конфликт социальный заказ, определяющий необходимость создания равных условий для всех детей в получении предшкольного обучения, и современная практика дошкольного образования, что дает возможность выделить существенные противоречия в области внедрения предшкольного обучения в ДОУ:
− между объективно повышающимися требованиями к результату дошкольного образования и негативными последствиями раннего обучения, в результате чего у детей теряется интерес к учебе, а также наносится ущерб полноценному развитию ребёнка;
− между присутствием многочисленных программ дошкольного образования, а также их вариативностью, что нарушает условие преемственности образования при определенных изменениях: переходе ребенка в другое образовательное учреждение, приходе в класс нового педагога или учеников, покупке новых учебников;
− между программами ДОУ и общеобразовательных школ;
− между непониманием и неприятием достаточно большой частью школьных педагогов специфических поведенческих форм у части детей 6–7 лет, не успевших внутренне измениться для школьных реалий;
− между сменой режима дня, повышением физической и психической нагрузки у начинающего школьника и отсутствием в школьных образовательных учреждениях привычных вчерашнему дошкольнику возможностей для разгрузки.
При анализе данных противоречий становится ясно, что система дошкольного образования бурно развивается, однако ребенок дошкольного возраста все менее подготовлен к переходу в начальную школу. Процесс адаптации детей к школе слишком затягивается. Вместе с тем школы предлагают как альтернативную форму предшкольной подготовки группы кратковременного пребывания. Однако последние ориентированы только на обучающие занятия и, соответственно, не могут обеспечить детям дошкольного возраста эволюцию социальных навыков и умений, считающихся неотъемлемой частью школьной готовности, а также не учитывают особенностей психического развития детей предшкольного возраста.
То есть в ДОУ из детей стараются создать маленького школьника, что сокращает их детство, что не может положительно оцениваться. Цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных психологических предпосылок. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако это еще не является свидетельством готовности к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру [2, с. 118]. То есть, готовность к школьному обучению не определяется уровнем умений и навыков (чтение, письмо, счет), владея которыми, ребенок может не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности. Однако сейчас процесс обучения довлеет над процессом воспитания. В результате массовой интеллектуализации детей предшкольного возраста мы получаем увеличение умственных перегрузок, сокращение двигательной активности ребенка.
Проблемы внедрения предшкольного обучения на сегодняшний день являются актуальными, т. к. отражают современные тенденции развития образования в нашей стране, а также наметившуюся потребность охвата всех детей предшкольного возраста на этапе подготовки к школе. Подготовка детей к начальной школе — одна из самых важных проблем современного российского образования.
Нужно помнить важнейшую цель предшкольной подготовки — выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, дабы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
Литература:
- Общее образование // Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). — 2016. URL: http://минобрнауки.рф/documents/336 (дата обращения: 24.03.2016).
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология / под ред. Е. А. Андрюкова. — М.: Педагогическое общество России, 2014. — 442 с.