Ребёнок-исследователь
Авторы: Медведева Ксения Алексеевна, Нарышкина Анна Валентиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 02.05.2016
Статья просмотрена: 683 раза
Библиографическое описание:
Медведева, К. А. Ребёнок-исследователь / К. А. Медведева, А. В. Нарышкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10486/ (дата обращения: 16.11.2024).
С первых дней жизни рождения ребёнок становиться первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Для него всё впервые: свет, тепло, движение, страх и радость. Достигнув пятилетнего возраста, наши маленькие исследователи становятся «почемучками». Вопросов возникает слишком много, а найти на них ответ или решить проблему ребёнку в этом возрасте не всегда доступно. На помощь приходят взрослые: родители и педагоги.
В своей работе с дошкольниками шестого года жизни (старший дошкольный возраст) грамотно и доступно организовать подобную помощь помогают современные образовательные технологии. Одними из таких технологий и являются проблемное обучение и проектный метод. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна в контексте ФГОС ДО. Детский проект это сложноорганизованный под руководством воспитателя процесс, который помогает решить возникшую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией результатов.
При моделировании проблемных ситуаций и реализации проекта в процессе экспериментирования, опытно-исследовательской деятельности развиваются все основные познавательные психические процессы детей (мышление, воображение, внимание, память, речь, ощущение и восприятие). Совершенствуется игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников новым и необычным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Проекты являются методом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание детей. [1]
Например, давая детям полное представление о свойствах воды, воспитатель проводит разнообразные опыты и эксперименты. Для знакомства детей с ролью воды жизни и здоровье человека, использует просмотр компьютерных презентаций, чтение художественной литературы, детских энциклопедий; с водой, как явлением неживой природы, дети знакомятся на прогулке в ходе наблюдений и опытов с водой в группе. В беседе и в ходе режимных моментов педагог прививает бережное отношение в природе и её ресурсам.
Темы для проектов планируются на полугодие и утверждаются на педагогическом совете. Каждый воспитатель готовит к педсовету презентацию своего проекта.
Выбирая тему проекта, мы руководствуемся интересами детей, опираемся на часто задаваемые вопросы.
Далее следует постановка цели, проблемы и разработка задач. В проектах реализуются три вида задач: развивающие, образовательные и воспитательные. Одной из важнейших задач является развитие и укрепление партнёрских отношений между педагогами и семьями воспитанников. Затем начинаем подбор материалов для создания условий реализации проекта: художественная литература по теме, наглядные пособия, дидактические и развивающие игры, инструменты и материалы для опытно-экспериментальной деятельности (при необходимости); аудио и видео материалы. А также предметы и атрибуты для отражения темы проекта в развивающей предметно-пространственной среде. Проводится большая работа с интернет ресурсами для создания компьютерных презентаций для занятий.
Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенной Т. В. Фуряевой можно выделить следующие виды проектов: [2]
познавательно-исследовательские проекты — совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самодеятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений;
игровые проекты — предполагают использование элементов творческих игр, с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем;
информационные практико-ориентированные проекты — сбор информации и её реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов схем, картотек и др.);
творческие проекты — оформление результата деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда;
досуговые проекты — спортивные и развлекательные мероприятия;
комплексные проекты — смешанные типы по предметно-содержательному наполнению.
Мероприятия планируем в зависимости от тира проекта. Для творческих проектов, в которых преобладает художественное творчество или театрализация, готовим материалы для разнообразных техник продуктивной деятельности атрибуты для игр. Для познавательно-исследовательских проектов необходимо подобрать материалы и оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности. В группе есть картотека «Опыты, фокусы, эксперименты», которая пополняется с каждым проведённым опытом. Для информационных проектов подбираем различные интересные факты по теме, дидактические игры, художественную литературу.
В реализации любого проекта принимают непосредственное участие родители наших воспитанников. Для них организуется информирование о целях и задачах предстоящего проекта, анкетирование. Родители привлекаются к выставкам совместного творчества, к обогащению материалами и литературой развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта. Мамы наших ребят с удовольствием принимают участие в изготовлении атрибутов и костюмов для театрализованных мероприятий. Мы приглашаем родителей в качестве участников или зрителей на итоговые открытые мероприятия прошедших проектов.
Непосредственное участие родителей воспитанников в проектах нашей группы укрепляет партнёрские отношения между семьями и педагогами, а также между родителями и детьми.
Таким образом, можно составить краткий план работы над проектом.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация. [3]
Основной целью проектного метода в дошкольном возрасте является развитие свободной творческойличности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Разберём организацию конкретного проекта для детей старшего дошкольного возраста. Творческий групповой среднесрочный проект «В гостях у сказки» проходил в нашей группе с 01.03.2016 по 31.03.2016. Цель проекта: Формирование у детей интереса к игре-драматизации. На первом этапе работы над проектом для создания условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач, подобрали художественную литературу, атрибуты для театрализованных игр презентации для занятий; разработали схему реализации проекта. Разработали конспекты и сценарий открытого мероприятия (вечер музыкального досуга «В гостях у сказки»).
На втором этапе (основном) проводились следующие мероприятия:
‒ знакомство родителей с проектом, размещение объявления на странице группы в социальной сети
‒ консультации для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»
‒ беседа с использование компьютерной презентации «Что мы знаем о театре?»
‒ литературная гостиная. Чтение русских народных сказок: «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», отгадывание загадок о героях сказок
‒ сюжетно-ролевая игра «Театр»
‒ создание декораций, костюмов для открытого мероприятия
‒ распределение ролей для театрализации р. н.с. «Царевна- лягушка»
‒ слушанье с детьми музыкальных произведений и их отбор для спектакля
‒ прослушивание аудиосказки «Царевна-лягушка»
‒ творческая мастерская. Изготовление афиши
‒ художественное творчество, рисование «Любимый сказочный герой»
‒ выставка детских рисунков «Любимый сказочный герой»
‒ репетиции спектакля «Царевна-лягушка»
‒ подготовка к вечеру «Поиграем в сказку».
На третьем заключительном этапе прошёл вечер музыкального досуга «Поиграем в сказку».
В ходе реализации проекта были выполнены все поставленные задачи, цель достигнута.
- Дети научились инсценировать с помощью педагога знакомую сказку.
- Дошкольники получили представление о театре и театральной культуре.
- Сформировался устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки.
- Дети научились импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
- Усовершенствовалось умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля.
- Дети стали свободнее держаться на сцене.
- Стали дружнее, стало зарождаться чувство партнерства.
- Повысился интерес родителей к жизни детей в ДОУ.
Метод проектов очень эффективен, и мы активно применяем его в работе с дошкольниками. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, обобщать и применять полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. [3] Мы считаем, что благодаря инновационной проектной деятельности, развивается дошкольное учреждение, растёт качество образования дошкольника, внедряются современные педагогические технологии, повышается уровень профессиональности педагогов.
Литература:
- Н. И. Васильева, С. Ю. Михайленко Эколого-коррекционный проект // Дошкольная педагогика. — 2004. — № 6. — С.43–46.
- Н.Рыжова Здравствуй, дерево // Дошкольное воспитание — 2002. — № 10.– С.50–56.
- Т. Д. Пашкевич «Таинство педагогического проектирования в ДОУ». Барнаул 2009г.