Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Авторы: Семёнова Ольга Викторовна, Хорошавина Виктория Викторовна, Фефилова Татьяна Геннадьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 05.05.2016
Статья просмотрена: 2032 раза
Библиографическое описание:
Семёнова, О. В. Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ / О. В. Семёнова, В. В. Хорошавина, Т. Г. Фефилова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 228-230. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10500/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема формирования у детей представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это начинать?
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях культурой и спортом, т. е. воспитать у дошкольников культуру здоровья.
В «Большом энциклопедическом словаре» под понятием «культура» от латинского — cultura обозначает — воспитание, образование и развитие. Духовное и социальное благополучие.
Понятие «здоровье» «Большая советская энциклопедия» раскрывает как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов.
Таким образом, мы предполагаем, что «культура здоровья» это приобретение человеком знаний о состоянии организма, формирование уравновешенного отношения с окружающей его природой, достижение им духовного и социального благополучия.
Формировать основы культуры здоровья необходимо начинать с раннего возраста. Ведь именно дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Этим детям свойственно:
– отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики;
– нарушение техники движений и двигательных качеств (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики;
– отставание формирования навыков самообслуживания, технических навыков в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании;
Грубых двигательных расстройств у детей с ОВЗ нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.
Для таких детей характерны:
– рассеянность внимания,
– дети часто действуют импульсивно,
– наблюдаться инертность,
– отсутствует произвольная регуляция деятельности и поведения.
Сенсорное развитие, развитие памяти и восприятия также отличается качественным своеобразием.
Учитывая всё вышесказанное, необходимо построить работу таким образом, чтобы происходило слияние оздоровительной и образовательной деятельности. Это, в конечном итоге, будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Работа по формированию культуры здоровья у детей с ОВЗ проводилась по двум направлениям (с детьми и с родителями) и включала в себя 3 раздела:
- «Я — человек. Что я знаю о себе».
- «Образ жизни человека и здоровье».
- Здоровый образ жизни в большом городе».
Работа, проводимая в разделе «Я — человек. Что я знаю о себе» была направлена на закрепление у детей образа «Я», представлений о целостности организма человека, о взаимосвязях в деятельности систем организма и о взаимоотношениях человека с окружающим миром. Ребёнок познакомился с основными средствами познания мира — зрением, слухом, обонянием, вкусовыми ощущениями, учился им доверять и использовать их в повседневной практике, фиксировал свои ощущения в речи, а также познавал себя через общение с окружающими людьми. В этот раздел вошли занятия по ознакомлению с окружающим (беседы «Я — человек», «Овощ и фрукт — здоровье берегут», «Если ты заболел» и др.), изодеятельности («Я на дереве расту», «Урожай собирай и на зиму запасай» и пр.), дидактические игры («Ботаническое лото», «Кто сначала, кто потом?), логоритмические и психогимнастические упражнения («Зеркало», «Ласка», «Водопад» и др.), практические занятия в «Школе здоровья» по обучению детей навыкам культурной гигиены, чтение художественной литературы подобранной в соответствии с возрастом.
Раздел «Образ жизни человека и здоровье» включает в себя работу по формированию у детей представления о единстве человека и природы. Первоначально ознакомление с этим единством выражается в понимании дошкольниками значимости режима дня в обыденной жизни как проявления биоритмов природы. Дети знакомятся с сезонными и суточными изменениями, учатся соотносить своё поведение и самочувствие с этими изменениями. Солнце, воздух и вода рассматриваются как факторы, оказывающие важнейшее влияние на жизнь и здоровье не только человека, но и всего живого на Земле. У дошкольников формируются представления о возрасте людей, о зависимости от возраста деятельности человека, дети начинают понимать, что наше самочувствие зависит от образа жизни и правильного отношения к своему здоровью. Такой подход является основой для формирования представлений о здоровом образе жизни как базовой потребности человеческого организма.
Третий раздел предусматривает знакомство ребёнка со случаями и жизненными ситуациями, в которых необходимо обращение к врачу, рассказывает о случаях возникновения угрозы здоровью: это появление высокой температуры, сильного кашля, боль в различных частях тела, травма. Особое внимание уделяется факторам угрозы жизни и здоровью в большом городе (интенсивные транспортные потоки на дорогах, загрязнение окружающей среды, шум и большие людские потоки). Так, у детей закрепляются навыки безопасного поведения на дорогах, во дворах, на пешеходных переходах, формируются представления о правильном поведении в экстремальных ситуациях дома и на улице: при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, во время пожара, большого скопления людей, если, вдруг, ребёнок потерялся, осторожность в обращении с электроприборами, острыми и мелкими предметами и др.
Содержание перечисленных разделов сконструировано на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, «От рождения до школы» под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, программы социального развития ребенка «Я — человек» С. А. Козловой, программ экологического образования детей («Мы» Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Шилёнок, Т. А. Марковой, Т. А. Виноградовой, «Наш дом — природа» Н. А. Рыжовой и авторских разработок).
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, особое внимание воспитанию культуры здоровья у детей с ОВЗ мы уделили и в работе с родителями, т. к. этим детям необходимо постоянное закрепление полученных знаний в домашних условиях.
Для активизации родителей в вопросах воспитания культуры здоровья у детей с ОВЗ необходимо было:
- Повысить уровень педагогической культуры родителей.
- Поддержать их в уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Организовать проведение совместных спортивных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Для этого использовали следующие формы работы:
– Индивидуальные консультации и беседы с родителями. Цель таких бесед зависела от ситуации, например: если ребёнок часто приходит в детский сад с длинными и грязными ногтями, или, если, ребёнок приносит колющие или режущие предметы в детский сад и т. п.
– Цикл консультаций по проблеме воспитания у детей основ здорового образа жизни. Цель: обращение внимания родителей на правильность оформления жилого помещения, чтобы обезопасить ребёнка, а также дать дополнительные знания о формировании у детей представлений о культуре здоровья.
– Открытая образовательная деятельность: викторина «Дорога к здоровью», беседа «Маленькие рыцари и дамы», беседа «Путешествие к Замку здоровья». Цель: активизация работы родителей в данном направлении темы, показ знаний детей, их умение работать, воспринимать и понимать материал, правильно анализировать.
Организовали:
– «Открытые дни» для родителей с целью просмотра и обучения конкретным приёмам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, ЛФК, самомассаж, психогимнастика, элементы релаксации и т. д.);
– тренинг по теме «Ознакомление дошкольников с основами культуры здоровья» чтобы вызвать интерес к обучению детей здоровому образу жизни, показать значение данного обучения для здоровья самих детей, напомнить основные правила поведения в экстремальных ситуациях;
– совместные с родителями и детьми физкультурные досуги и праздники.
Познакомили родителей с опытом семейного воспитания одной из семей с целью показать на конкретном примере возможности проведения работы в домашних условиях по проблеме. Одновременно с этим создали «библиотечку-передвижку», оформили выставку детской литературы по формированию здорового образа жизни.
Информация и практический опыт, полученный родителями, помогли им увидеть и лучше узнать работу дошкольного образовательного учреждения по воспитанию у детей культуры здоровья, вызвали интерес к данному вопросу.
В ходе проделанной работы, было:
– организовано здоровьесберегающее пространство;
– подобраны воспитательно-образовательные мероприятия по способствующие формированию у детей с ОВЗ культуры здоровья;
– оформлен дидактический материал для образовательной деятельности по ЗОЖ;
– разработано и реализовано содержание сотрудничества с родителями по данному вопросу.
Таким образом, отношение детей с ОВЗ к своему здоровью, как величайшей ценности в жизни, формируется при целенаправленном воспитании, обучении и закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физической культурой. Дети дошкольного возраста обладают достаточным потенциалом, чтобы влиять на своё здоровье. Именно он помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу — становление у ребенка позиции созидателя в отношении не только своего здоровья, но и здоровья окружающих.
Литература:
- Волошина Л. Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «Дошкольное учреждение — педагогический колледж» / Л. Н. Волошина — Белгород, ГОУ ВПО Белгородский ГУ, 2005–150 с.
- Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю. Ф. Змановский. — М.: Просвещение, 1989. -154с.
- Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подг. группы детского сада — М: ТЦ Сфера, 2004–384 с.
- Ожегов С. И., Н. Ю. Шведов Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов, 4-е изд. доп. М.: Азбуковник, 2001–704с.
- http://bse.sci-lib.com/
- tp://www.vedu.ru/bigencdic/32041/