Возможности сетевого взаимодействия в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вихирева, С. В. Возможности сетевого взаимодействия в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся / С. В. Вихирева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10502/ (дата обращения: 17.10.2024).



Одним из результативных подходов к решению педагогических задач является организация сетевого взаимодействия на различных уровнях образовательной деятельности.

Сетевое взаимодействие обеспечивает:

− неограниченный доступ каждого участника проекта к общему банку информации;

− рациональное распределение ресурсов при достижении общих целей деятельности;

− выбор вариативности при решении общих задач с опорой на инициативу и творческий подход каждого конкретного участника;

− осуществление непосредственного контакт участников друг с другом.

Модели взаимодействия отражены в общей схеме технологии сотрудничества:

  1. Модель «учитель — ученик».Учитель организует сетевое взаимодействие с одним или несколькими учениками, которое не предполагает взаимодействия учеников друг с другом.
  2. Модель «ученик — ученик». Учитель организует сетевую деятельность нескольких учеников, предполагающую их взаимодействие друг с другом. Примеров такого типа взаимодействия в литературе очень мало, так как это требует максимальных временных затрат. Подразумевается организационная, коррекционная и контролирующая роль учителя. Самоорганизованное общение детей в социальных сетях носит стихийный характер и не решает учебных задач. Применение в образовательных целях существующую потребность школьников в сетевом взаимодействии, имеющиеся у них навыки сетевого общения на сегодняшнем этапе развития ИК-технологий может быть рациональным и продуктивным.
  3. Модель «учитель — учитель». Педагоги продуктивно взаимодействуют друг с другом, используя различные сетевые средства. Эта модель является наиболее распространенной в учительской среде. Дистанционные курсы, вебинары, педагогические форумы и образовательные сайты стали популярны и уже никого не пугают.

Сетевое взаимодействие, являясь колоссальным информационно-коммуникационном ресурсным пространством, содействует развитию личностного самоопределения учащихся на основе адекватной самооценки своих возможностей и способностей и успешности социальной адаптации и личностной самореализации субъектов образовательного процесса.

Интернет-обучение, являясь доступной формой организации учебной и внеурочной деятельности, в настоящее время не является достаточно популярным. Беспроигрышным вариантом эффективной организации сетевого взаимодействия может стать проектная деятельность, одним из условий которой является совместная коллективная работа по достижению общего результата, в ходе которой каждый участник, являясь членом команды, вносит свой вклад в общую работу, взаимодействует при этом с другими.

В январе-марте 2016 года был реализован межрегиональный экологический проект «Вместе мы — сила!». Проект был запущен при поддержке Московского Дома общественных организаций и образовательного сайта со статусом СМИ «Учительский портал».

Цели проекта: популяризация любви к природе и заботы о ней через организацию интернет-сотрудничества учащихся разных школ.

Задачи проекта:

− стимулирование инициативы и творчества учащихся;

− привлечение внимания детей к заботе о природе и к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и биологического разнообразия;

− обеспечение школьников знаниями, необходимыми для сохранения экологического баланса;

− организация интеллектуального общения детей из разных мест проживания через совместную исследовательскую и творческую работу в области экологии;

− привлечение внимания к проблемам окружающей среды посредством развития системы социального партнерства при помощи расширения деловых контактов и форм сотрудничества средних общеобразовательных учебных заведений с представителями высшей школы и научных учреждений, а также вовлечения в профилактическую работу родителей и общественности.

Организацией сетевого взаимодействия в рамках проекта, комплектованием межшкольных команд и подготовкой конкурсных заданий занимались учителя МБОУ СШ № 48 им. Героя России Д. С. Кожемякина города Ульяновска, МКОУ Лемешкинская СОШ Руднянского муниципального района Волгоградской области, ГБОУ школа № 2051 ЮВАО города Москвы.

Участниками проекта стали учащиеся 8–9 классов. Внутри каждой школы были сформированы команды «Био» и «Эко», входящие в состав межшкольных сборных команд.

Работу команд оценивало и комментировало межрегиональное жюри. Взаимодействие организаторов с членами жюри осуществлялось также посредством Интернет-технологий. Оценивалось прохождение участниками каждого этапа состязаний. Итоги отражались в сводной таблице.

Сегодня каждый учитель может воспользоваться огромным количеством сервисов для организации учебно-воспитательного процесса с использованием информационных технологий. При организации работы проекта мы остановили свой выбор на самой популярной среди молодежи социальной сети «ВКонтакте».

В проекте были задействованы все три модели возможного межсубъектного взаимодействия. Форма организации носила соревновательный характер. Каждый этап освещался и все работы размещались в группе «Вместе мы — сила» социальной сети «ВКонтакте» http://vk.com/club67087117 и на сайте Детского экологического движения «Радуга» http://raduga498.moy.su/.

Работа в проекте строилась следующим образом:

  1. Создание визитных карточек команд и утверждение рабочих групп. Данный вид работы не оценивался жюри, так как имел своей целью — создать наиболее полное представление о каждом участнике проекта и помочь в выборе партнеров.
  2. Теоретический этап. На этом этапе каждой команде предлагалось по три вопроса эколого-биологической направленности.
  3. Исследовательский этап. В этом туре задания командам несколько отличались друг от друга, но не принципиально. Тема исследования «Экологические проблемы содержания домашних животных», команде «Эко» предложено рассмотреть проблемы содержания кошек, команде «Био» — собак.
  4. Творческий этап. Каждой команде нужно было создать три видеоролика в форме экологической социальной рекламы, объединенные общей темой «Экономия и вторичное использование материалов». Команде «Био» в качестве объекта взять бумагу, «Эко» — пластик. Команды выполняли задание в течение двух недель.

Проект завершен. Цели, определенные организаторами, достигнуты, задачи решены. Работа, организованная в сетевом пространстве, доказала свою состоятельность, являясь действенным методом при формировании универсальных учебных действий.

Коммуникативные:

− планирование внутрикомандного сотрудничества и согласование своих действия с партнерами.

Личностные:

− личная ответственность каждого члена команды за выполнение своей части задания;

освоение новых видов деятельности.

Регулятивные:

− умение ставить цель, определять задачу, соотносить поставленную цель и условия ее достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями.

Познавательные:

− добывать, перерабатывать и представлять информацию;

− оформлять результаты исследования и представлять их.

Реализация всестороннего виртуального партнерства выступает гарантом в достижении общеучебных целей, обеспечивая доступность, открытость и вариативность. Способствует не только повышению профессиональной компетентности учителя в применении современных ИК-технологий, но и формированию познавательной компетентности учащихся, используя их интерес к современным компьютерным технологиям.

Основные термины (генерируются автоматически): сетевое взаимодействие, команда, друг, задача, модель, социальная сеть, участник проекта, ученик, учитель, член команды.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Похожие статьи

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся

Возможности развития предметно-пространственной среды группы, способствующие проявлению инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника