Педагогический потенциал культурологического подхода к высшему профессиональному образованию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 03.05.2016

Статья просмотрена: 1262 раза

Библиографическое описание:

Колоницкая, О. Л. Педагогический потенциал культурологического подхода к высшему профессиональному образованию / О. Л. Колоницкая. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10506/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: гуманитаризация, культурологический подход, гуманитарная среда, конкурентоспособный специалист, культуроведческая социологизация

В условиях современного общества происходит объединение культурологического и образовательного аспектов образования. Это связано с потребностями человека, которые базируются не только на получении знаний, а ещё и «на способах, придающих человеческой активности внутреннюю целостность» [1], то есть на культуре. Образование является ключевым фактором вхождения человека в культуру как национальной и мировой, так и личностной. Обучаемые должны овладеть культурным достоянием, которое было создано человечеством. Необходимо готовить конкурентоспособных специалистов настроенных на активную деятельность и творчество в сфере своей специальности, тонко чувствующих культурную среду. Наряду с общепринятыми аспектами, необходимо учитывать и то, что образование должно способствовать включению студента в национальную культуру, во-первых, а во-вторых, в общероссийскую и мировую культуру.

Для достижения поставленных задач в техническом ВУЗе необходимо создать гуманитарную среду (далее ГС). Для создания ГС как один из основополагающих используется культурологический подход, который предполагает использование культуры в качестве ключевого понятия. «Культурологический подход — это, прежде всего, принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом, способным вмещать в себя все «старые» смыслы культуры и одновременно производить новые» [2, 37].

Итак, будущий конкурентоспособный специалист должен овладеть самой необходимой частью культуры, поэтому образованию присуща культуротрансляционная функция, которая в неязыковом вузе является чрезвычайно важной, потому, что выпускаемым специалистом необходимо иметь представление о разнообразии культур, их особенностях и основных чертах. Следовательно, технический вуз должен готовить высокообразованных конкурентоспособных специалистов, настроенных на активную деятельность и творчество в сфере своей специальности, тонко чувствующих культурную среду.

Очевидно, что личность живет и действует в условиях культуры, а культура, в свою очередь, является неотъемлемым фактором полноценного существования личности. Культурное развитие личности это, в первую очередь, непрерывный, целостный процесс. Мы считаем, что высшее профессиональное образование должно помогать усваивать культуру и её реалии, прививать толерантное отношении к другим культурам, учить человека быть полноценным носителем культурных ценностей данного народа, так же как и учить творчеству и самореализации, то есть умению выражать себя, своё “Я” и быть субъектом творчества.

Всё больше и больше уделяется внимание культуре в системе профессионального образования. Довольно долго недооценивался очевидный факт: именно образование является наиболее важной частью культуры. Многие исследователи изучали культурные функции, присущие образованию, которые необыкновенно важны и представляют собой своеобразное триединство. Мы полностью согласны мнением Г. И. Гайсиной, что образование реализует следующие культурные функции: гуманитарную − развитие гуманитарной культуры студента; культуротрансляционную — трансляция из поколения в поколение опыта, представлений, идеалов, культурных особенностей как исторически сложившихся, так и новых составляющих культуры; культуротворческую — обогащение культуры за счёт не только её изучения, но и переработки и понимания [3, 82].

Процесс гуманитаризации, затрагивающий сферу высшего профессионального образования, выражается во взаимосвязи культуры, личности и образования и выявляется в его культурных функциях. Гуманитарная, культуротрансляционная и культуротворческая функции образования необходимо рассматривать при создании модели конкурентоспособного специалиста. Поэтому в настоящее время происходит культуроведческая социологизация содержания высшего профессионального образования, которая предполагает, что образование — это средство передачи индивиду универсальных и национальных культурных ценностей на основе сопоставительного изучения цивилизаций и культур, разницы менталитетов, влияние культур друг на друга [4, 56]. Данное понятие лежит в основе создания ГС в техническом вузе. В свою очередь для достижения культуроведческой социологизации как основополагающий используется культурологический подход.

На наш взгляд, вслед за Н. Е. Буланкиной важно заметить, что формирование культурологической компетенции личности приобретает в настоящее время первостепенную значимость для решения различных глобальных проблем развития современного общества. В зависимости от того, насколько адекватно осознают люди ценности своей культуры и народа и сопоставляют их с другими, определяется благополучие данного народа и статус страны в мировом пространстве [5, 33–43].

Необходимо подчеркнуть, что культурологический подход представляет собой совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психологической жизни и деятельности человека через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и т. д.

Культурологический подход представляет собой совокупность различных технологий, направленных на развитие гуманитарной культуры будущего специалиста, его профессиональных и личностных качеств. Более того, в контексте культурологического подхода представляется необходимым выделить ещё несколько задач высшего технического образования в дополнение к вышеизложенным: во-первых, овладение общей культурой, адекватной мировому уровню и, во-вторых, интеграцию личности национальную и мировую культуру.

Являясь методологической основой и методом проектирования личностно-ориентированного образования, культурологический подход, позволяет трактовать: культуру как гуманистически ориентрированное содержание образования; образование как процесс овладения культурой, направленный на развитие, целостное преобразование личности человека; познание мира, творчество и диалог как способы саморазвития и самореализации личности [7].

По мнению В. Шубина, гуманитарная культура − это культивирование таких ценностей, которые ориентированы на развитие и саморазвитие самого человека путем формирования гражданских качеств, нравственных оценок, правовых норм, эстетических вкусов, интеллектуальных и познавательных способностей [6].

Гуманитарная культура и основные качества и ценности, которые формируются с её помощью, закладываются на дисциплинах гуманитарного профиля: это и знания этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Следовательно, гуманитаризация образования происходит через гуманитарные дисциплины. В связи с этим необходимо подчеркнуть роль гуманитарного образования.

Отметим, что к особенностям практической реализации культурологического подхода относятся: опора на культуру как целостный опыт предыдущих поколений, систему нравственных и духовно-материальных ценностей, определяющую смыслы человеческой жизни и творческого развития личности в организации процесса воспитания обучаемых и формировании содержания образования; понимание человека как творца и творения культуры, ориентация на личность как субъекта индивидуального и исторического развития; понимание культуры как условия, средства и желаемого результата педагогического воздействия; усиление гуманитарной составляющей обучения в техническом вузе, использование культуры в целях объединения и реализации задач воспитания и обучения; направленность на сохранение культуры, её основных ценностей, использование её для социализации личности, формирования качеств личности и развития их индивидуальных способностей [7].

Выводы:

  1. Внедрение культурологического подхода в высшее профессиональное образование объясняется потребностями современного общества, которое нуждается не только в высокообразованных специалистах, но и в гибких, коммуникабельных и конкурентоспособных личностях.
  2. Культурологический подход является перспективным направлением развития системы высшего профессионального образования и адекватно отражает тенденции, происходящие в современном обществе.
  3. Использование культурологического подхода происходит за счёт изучения гуманитарных дисциплин. Технические знания формализованы, а гуманитарная подготовка способствует расширению кругозора, формированию мировоззрения и развитию личностного потенциала. Именно они знакомят с ценностями мировой и региональной культуры, дают понимание закономерностей развития общества и процессов, происходящих в нём, влияют на социализацию, самоактуализацию и самоидентификацию личности.

Литература:

  1. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. Г. В. Драча. — Ростов-на-Дону, 1995
  2. Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике пед. Образования, автореф. дис. на соскание уч. ст. доктора пед. Наук, М., 2002
  3. Гайсина Г. И. Формирование гуманитарной культуры будущего учителя в довузовских структурах педагогического образования. — Уфа: Баш ГПИ, 1999. — 178с
  4. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. — Воронеж: ИСТОКИ, 1996. — 237с.
  5. Буланкина Н. Е. Полиязыковое информационно-образовательное пространство личности. Методология. Проблемы. Технология: Монография. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2000. — 200с.
  6. ШУБИН В. Культура. Техника. Образование http://n-t.ru/ri/sb/kt.htm
  7. http://school-c.ru/dissertatsiya-ot-avtora/vozmozhnosti-kulturologicheskogo-podhoda-v-formirovanii-kachestv-lichnosti-cheloveka-kulturyi-u-shkolnikov
Основные термины (генерируются автоматически): культурологический подход, высшее профессиональное образование, культура, образование, современное общество, гуманитарная культура, технический вуз, активная деятельность, гуманитарная среда, конкурентоспособный специалист.

Похожие статьи

Методологические основы создания гуманитарной образовательной среды технического вуза

Роль лингводидактического потенциала гуманитарных дисциплин в создании гуманитарной среды технического вуза

Закономерности реализации человекосообразного подхода в условиях информатизации системы высшего профессионального образования

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления образования

К вопросу о формировании этнокультурной компетентности личности современного педагога

Концептуальный подход к понятию «мониторинг» в педагогической науке

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин в решении воспитательных задач современной школы

В статье авторы размышляют о ценностном потенциале гуманитарного образования в воспитании школьников.

Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста

В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза

Похожие статьи

Методологические основы создания гуманитарной образовательной среды технического вуза

Роль лингводидактического потенциала гуманитарных дисциплин в создании гуманитарной среды технического вуза

Закономерности реализации человекосообразного подхода в условиях информатизации системы высшего профессионального образования

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления образования

К вопросу о формировании этнокультурной компетентности личности современного педагога

Концептуальный подход к понятию «мониторинг» в педагогической науке

Правовая культура молодого педагога

В статье рассматривается правовая культура педагога как важнейшая часть компетентности учителя, особенности правовой культуры молодого педагога, сложности в формирования правовой культуры и правосознания.

Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин в решении воспитательных задач современной школы

В статье авторы размышляют о ценностном потенциале гуманитарного образования в воспитании школьников.

Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста

В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов технического вуза