Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности
Авторы: Ерёменко Светлана Владимировна, Леонова Татьяна Ивановна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 07.05.2016
Статья просмотрена: 237 раз
Библиографическое описание:
Ерёменко, С. В. Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности / С. В. Ерёменко, Т. И. Леонова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10513/ (дата обращения: 19.12.2024).
Дидактическая игра- средство воспитания А. С. Макаренко подчеркивал значение игр как средства всестороннего развития ребёнка. В процессе использования дидактической игры у детей формируется определённые умения и навыки. Умения, и навыки формируется путём упражнений, то есть многократным повторением действий для их сознательного совершенствования.
В процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности у детей с задержкой психического развития формируются определенные умения и навыки:
– общей моторики,
– ручной моторики,
– артикуляционной моторики, (статической, динамической, организации движений, переключения движений, объёма, тонуса, темпа, точности, координации);
– ритма
– произносительные умения и навыки: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Связной речи; дифференциация звуков, коррекция нарушений звуко — слоговой структуры;
– коммуникативного опыта (удивление, радость, восторг, огорчение)
Следует отметить, что успешному формированию навыков и умений детей с задержкой психического развития осуществляется в индивидуальной работе с каждым ребёнком.
Сенсорное развитие — это развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития значительно отстает по срокам формирования и происходит неравномерно. Дети не умеют ориентироваться в здании, не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки — пробами и примериванием. При обучении и планировании игр, учитывать определенную последовательность формы, величины и развитию цвета:
Игра «Сделай картинку» (по типу доски Э. Сегена)
Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези, составлять целое из частей, подбирать нужные с помощью проб и примеривания.
Игра «Помоги Незнайке собрать букеты»
Цель: осуществлять выбор цвета по образцу, продолжать различать цвета, знакомить с названием цвета, ориентироваться в игре на цвет, как на значимый признак.
После того дети научились практически выделять форму, величину и цвет, начинается работа над формированием зрительного восприятия формы, величины и цвета.
В дидактических играх данного раздела нельзя действовать с помощью практической ориентировки, здесь форму, величину и цвет надо увидеть, сопоставлять зрительно. А развить зрительное восприятие формы, величины и цвета помогают такие иры:
Игра «Угадай, что янарисовала»
Цель: учить выделять контур предмета, соотносить объемную и плоскую форму, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.
Игра «Улица»
Цель: учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин, развивать внимание: вызвать интерес и положительное отношение к совместной деятельности.
Игра «Времена года»
Цель: продолжать действовать в соответствии образом, формировать представление о том, что каждое время года имеет свой определяющий цвет: у зимы — белый, у осени- желтый, у весны — зеленый, у лета — пестрый; развивать внимание, интерес к результатам действий, целенаправленность.
Все эти игры формирует у детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе возникает интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, приводят к зрительной ориентировке. В этом и заключается основная задача при обучении детей с задержкой психического развития.
Дидактические игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Развитие целостного образа предмета начинается с узнавания. Дети с отклонениями в развитии контрольной группы не всегда могут узнавать предмет в новой ситуации, выделить его из группы предметов. Преодолеть эти трудности помогают игры:
Игра «Игрушки идут на праздник»
Цель: учить подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу, активировать внимание.
Игра «Запомни инайди»
Цель: учить узнавать изображения, запомнить их и соотносить мысленно в представлении, закрепить знания названий предметов.
Особое с важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве. Помочь детям овладеть пространственными представлениями также поможет ряд игр.
Игра «Петрушка»
Цель: познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предметов «на», «под», «около», «рядом», вызвать интерес к пространственному положению предмета, делать его значимым.
Игра «Дом для матрешки»
Цель: учить производить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого.
Зная характерные особенности детей с задержкой психического развития надо отметить, что коррекции и компенсации требуют развитие тактильно — двигательного восприятия. Они без специального обучения не овладевают хватанием, не могут определить на ощупь форму и величину предмета, часто промахиваются при действии с предметами.
Проводя работу по формированию тактильно — двигательного восприятия, узнавать предметы на ощупь помогают игры:
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально — положительное отношение к игре.
Игра «Ощупай ислепи»
Цель: учить изображать полученный путем тактильно — двигательного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности. Эта игра проводится несколько раз в течении учебного года, а материал меняется в зависимости от общей темы, которая планируется на месяц.
Так, если проходим тему: «Игрушки», в игре «Ощупай и слепи» используется мяч, шарик и др., по теме: «Овощи», используем «морковку», «яблоко»; по теме: «Продукты»- «бублик», «печенье» и др.
Как известно, развитие познавательной деятельности ребенка с интеллектуальным недоразвитием претерпевает существенные изменения, это связано с непривычным дефектом. Работа по формированию всех видов мышления приобретает особое значение. Ряд игр по формированию мышления по двум направлениям: от восприятия к мышлению и от наглядно-действительного к наглядно-образному и логическому мышлению. Например, игра «Сделай ёлочку» учит подбирать к одному образцу несколько объектов, выделяя их среди других, формируется первичное обобщение «все шарики», «все кубики», «все больше», «все маленькие», проводя игру «Сделай ёлочку» целью является: учить детей систематизировать свойства, выкладывая последовательный ряд предметов. Позднее задачи постепенно усложняется. Необходимо научить детей действовать в уме, оперируя образами представления, находить правильный выход, не прибегая к практическим действиям с предметами. Решению этой задачи помогают игры: «Достань шарик», «Что случилась», «Кому такое угощение» Цель: научить решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.
Одной из важных особенностей в отклонении развития умственно отсталых детей является отклонение в развитие речи. Используемые вышеперечисленные игры являются предпосылками к развитию речи. Одновременно в них воспитывается внимание к речи взрослого, умение воспринимать ее как сигнал к действию, что в свою очередь способствует развитию фонематического слуха, накоплению пассивного словаря, уточнению значения слов, пониманию конкретно отнесенного значению слова. А также используется игры, направленные на развитие основной функции речи-функции общения (коммуникативной, познавательной), регулирующей деятельность. Для развития делового общения используем игр: «Позови», «Передай Колокольчик», «Помоги» Цель которых вызвать потребность в деловом общении, учить использовать в общении простейшие слова и выражения «дай», «на», «дай это», «не то», «подержи», «возьми» и др., а также жесты; учить при общении называть друг друга по имени.
Надо отметить, что важным условием результативности использования дидактических игр, а следовательно положительной динамики в развитии детей с задержкой психического развития является соблюдение последовательности в подборе игр. При планировании игр учитывается следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий, возрастающую сложность.
Литература:
- Л. Бабич 365 Увлекательных занятий для дошкольников. Москва 2000г.
- Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина И учеба, и игра: математика. Ярославль 2000г.
- И. А. Морозова, М. А. Пушкарева, Коррекционно — развивающее обучение Масква 2007г. Мозайка — Синтез.