Организация работы с одаренными детьми при изучении географии. Из опыта работы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 09.05.2016

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Овчелупова, В. И. Организация работы с одаренными детьми при изучении географии. Из опыта работы / В. И. Овчелупова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/9843/ (дата обращения: 15.11.2024).



В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе уже 30 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках — это задача каждого учителя географии.

Коренные изменения в общественной жизни нашей страны повышают требования к уровню образования, квалификации и гражданской активности человека. Идет работа по созданию новых концепций, разрабатываются стандарты обучения и воспитания молодого поколения в современных условиях. Выполнение требований стандарта школьного географического образования направлено прежде всего на повышение качества учебно-воспитательной работы при изучении географии.

Известно, что современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний (простое воспроизводство, репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях).

Дети не одинаковы, способности их различаются как в психическом, так и в физическом плане. Учитывая это, я не работаю на «среднего» ученика, так как знаю, что это приведет к снижению уровня знаний, будет затормаживать способности учащихся и угасанию интереса к предмету география. Необходимо создать психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, самостоятельность, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без усвоения которых оно невозможно, относят перенос ранее усвоенных знаний и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной ситуации, новой функции объекта, альтернативы решения проблемы; комбинирование разных способов решения. Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, принятию решений, построению аргументации и др. Наполнение содержания образования призвано обеспечить базовое универсальное содержание, включающее и региональный минимум для всех, а также содержание, дифференцированное по объему и глубине, как параллельное базовому минимуму, так и выходящее за его пределы. Такая дифференциация должна занять, на мой взгляд, достойное место, равнозначное базовому уровню образования. Её необходимо вводить в обучение с раннего возраста, придавая все большую роль. Именно эти проблемы, я и стараюсь решать на уроках географии, работая параллельно, по составленным мною программам, и давать материал, как базового уровня, так и повышенного.

Для успешного усвоения данного совокупного содержания образования необходимо использовать сочетание некоторых дидактических методов обучения: информационно — рецептивного, конструктивно — репродуктивного, проблемного изложения, исследовательского и. т.д. Применение этих методов в разных сочетаниях должно соблюдать общую принципиальную логику обучения. В ней должны просматриваться:

 Предъявление новой информации;

 Прямое и вариативное применение учениками этой информации с включением в неё надпредметных действий;

 Самостоятельное творческое решение учениками проблем, построенных на основе усвоенных знаний и умений и предусматривающих в разных сочетаниях упомянутые структуры творческой деятельности.

В рамках этих методов обучения приоритет принадлежит достижению прочности усвоения путем прямого и косвенного повторения, неизменно размышляющей деятельности учителя и ученика, преобладанию методов проблемного обучения, предельному вниманию к эмоциональной окрашенности всего процесса учения и определению каждым своей системы ценностей. Данный метод предполагает, индивидуализированную и одновременно достаточную для каждой группы степень трудности. Каждый работает в меру своей способности. В качестве непременного условия реализации указанных целей и методов обучения выступает разнообразие организационных форм, предполагающее проникающее во все обучение индивидуализацию, групповую и коллективную формы самостоятельной работы, предоставляющий широкий простор для свободы выбора, самопроявления учащимися своей личности, творческой активности в диалоге, дискуссии, при решении проблем. Успешность обучения, его результаты, проверяются как в ходе осуществления обратной связи, так и в конце процесса по следующим показателям: прочным знаниям, в том числе непременно методологическим, усвоению предметных и надпредметных способов деятельности; достижению доступного уровня творческого применения знаний и умений, способности к решению проблем и самостоятельной постановке новых; сформированности мировоззренческих интересов и системы ценностей. Таким образом, идет планомерная и параллельная работа как с классом в целом, так и с группой учащихся повышенного уровня обучаемости, т. е. с одаренными детьми.

Что же такое обученность? И что такое обучаемость?

Обученность — это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Обученность оценивается в баллах — отметка по предмету.

Обучаемость — проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

Выделяют три уровня обучаемости:

 І уровень — репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.

 ІІ уровень — высокий прикладной уровень обучаемости, дает возможность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации.

 ІІІ уровень — наиболее высокий, творческий уровень обучаемости — способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решения.

Как правило, большинство учащихся в классе имеют второй уровень обучаемости, и лишь несколько учеников имеют наиболее высокий уровень обучаемости, и если вовремя эту группу детей не выявить, не спланировать индивидуальную работу с ними, то это приведет к затормаживанию способностей. Чтобы этого не произошло, я разработала программу работы с такими учащимися.

Уровневая дифференциация предполагает направленность обучения на личность ученика с учетом его уровня развития и способностей. Учебный материал по географии дифференцируется по структуре и по содержанию, что позволяет выделять темы и задания по степени сложности, полноте содержания и уровню усвоения, а также по степени самостоятельности.

По характеру познавательной деятельности уровневая дифференциация определяет степень продуктивности в изучении географии. Дифференциация содержания направлена на достижение обязательного (формирующего) уровня усвоения учебного материала; знания научных основ; сформированности типовых познавательных действий; навыков свободного воспроизведения основных фактов, правил, законов; понимания причинно-следственных связей, умения производить аналитико-синтетическую деятельность при решении как элементарных, так и сложных задач; умения предъявлять оценочные суждения.

Уже в 5 классе, при изучении курса география, можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно-следственные связи и. т.д.

В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно-методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

 Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8–10 минут

 Объясняю новый материал.

 Провожу закрепление новой информации.

 Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:

  1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.
  2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  3. Выполните задание по образцу.
  4. Выполните здание в измененной ситуации.
  5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о третьем, творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети.

Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут-то важным является уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер ученика.

Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

Учитель на своих уроках должен создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально — физического развития одаренных детей.

На каждом уроке стимулировать их творческую деятельность.

Использовать прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.

Учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей.

Я разработала программу работы с одаренными на уроках географии в 7 классе.

В программе к каждой теме курса имеются задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности.

В программе нашли широкое отражение самостоятельные работы:

 На приведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного;

 На проведение анализа с последующими выводами;

 На раскрытие причинно-следственных связей;

а) выявление причин и следствий;

б) установление единичных и общих связей;

в) выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений;

г) группировке связей по их генезису;

 На формирование приемов обобщений с последующими выводами;

 На формирование приемов классификации;

 Выдвижение гипотез и их защита;

 Создание презентации к изучаемой теме по плану, данному учителем;

 Составление текста с географическими ошибками.

Данную программу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно-смысловых тенденций, но и степеней их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, ребенок, умение, уровень обучаемости, учебный материал, ученик, выдвижение гипотез, мой взгляд, творческая деятельность, уровневая дифференциация.

Похожие статьи

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Об организации работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков. Презентации

О системе экологического воспитания дошкольников (из опыта работы)

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми

Развитие любознательности и наблюдательности у детей начальной школы (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности

Развитие трудовых навыков и умений у детей средней группы при ознакомлении с природой. Тема «Маленькие помощники Золушки»

Похожие статьи

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Об организации работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Организация самостоятельной работы студентов при изучении иностранных языков. Презентации

О системе экологического воспитания дошкольников (из опыта работы)

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми

Развитие любознательности и наблюдательности у детей начальной школы (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности

Развитие трудовых навыков и умений у детей средней группы при ознакомлении с природой. Тема «Маленькие помощники Золушки»