Использование деловых игр в предпринимательской деятельности
Автор: Рахматуллаева Дурдона Равшановна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 08.06.2016
Статья просмотрена: 325 раз
Библиографическое описание:
Рахматуллаева, Д. Р. Использование деловых игр в предпринимательской деятельности / Д. Р. Рахматуллаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10528/ (дата обращения: 19.12.2024).
Во всем мире давно признано, что наиболее эффективными являются активные формы обучения. Важное место среди них занимает метод деловых игр.
Деловые игры — высшая и самая сложная форма игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность [1].
Деловые игры — это «живые» модели, воспроизводящие взаимодействие участников конкретной системы труда с определенными объектами. Основной элемент игры — люди, подготавливающие и принимающие решения. Их взаимодействие в игре обусловлено специальными правилами, воспроизводящими те закономерности, зависимости, положения реальной деятельности, которые являются наиболее характерными для рассматриваемого комплекса и интересуют конструкторов игры.
Деловые игры являются прогрессивным методом, позволяющим в интересной и разнообразной форме учиться, а также применять полученные знания, умения, технику действий и вспомогательные средства, необходимые для экономической практики. Важными учебными целями игры являются ориентация на работу в группе, целостное и системное мышление плюс способность действовать. Такая игра позволяет ученикам ощутить динамику процесса комплексного управления предприятием, начиная от завоевания рынка и кончая реальными решениями по управлению производством. Цель игры показать процесс управления предприятием, как цельную систему [2].
Классификация деловых игр производится по различным критериям:
а) способы передачи и обработки информации (с применением обычных средств связи и обычных носителей информации, с использованием макетов, планов действующих объектов);
б) возможности развития игры (с ограниченным, неограниченным числом ходов, саморазвивающиеся игры без масштаба времени и с масштабом времени);
в) характер моделируемых ситуаций (игра с соперником (борьба сторон); игра с природой; игра-тренировка);
г) характер игрового процесса (противоборствующие отношения сторон, взаимодействие подгрупп; состязание; игра с применением ЭВМ, АСУ, обучающих устройств);
д) динамика моделируемых процессов (ситуационные, оперативные и долгосрочные частично или полностью формализованные сферы деятельности или объекты управления в системе труда, которую академик Е. А. Климов подразделяет на системы «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ» [3].
Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям, основанным на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Основными признаками деловых игр являются: наличие модели объекта; наличие ролей; различие ролевых целей при выработке решений; взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; наличие общей цели у всего игрового коллектива; коллективная выработка решений участниками игры; реализация в процессе игры «цепочки решений»; многовариантность решений; управление эмоциональным напряжением; разветвленная система индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения [4]. Деловая игра, как бы сжимая время, сближает время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе. Помимо этого, достоинством деловых игр является радикальное сокращение времени накопления опыта. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца. Как правило, игры проводятся по периодам (циклам), которые имитируют период продолжительностью в день, неделю, квартал или год. Качество игры тем выше, чем ближе модель к изучаемому или исследуемому механизму. Если деловая игра как имитационная модель действительно отражает основные закономерности изучаемых явлений, то она может с успехом применяться как в учебных, так и в исследовательских целях.
Дидактические свойства деловых игр отражают динамизм обстановки, повторяемость шагов, сложность сочетания возможных альтернатив действия, сжатие масштаба времени при принятии решений. От других форм игровых занятий деловые игры отличаются следующими наиболее важными признаками, характеризующими их дидактические свойства:
- Наличие важной социально-экономической или социально-психологической проблемы, общей цели для всего игрового коллектива и вместе с тем наличие возможности для каждого участника игры своими действиями влиять на достижение конечного результата, работая на определенной должности.
- Различие интересов участников и учет условий неопределенности, которые могут проявиться из-за разного положения тех или иных участников по отношению к рассматриваемой проблеме и разного состояния ресурсов и субъективных оценок их важности, неодинаковой объективной ответственности участников игры за решение проблемы.
- Наличие информационной неопределенности, различного рода сбоев, отклонений, осложнений, неполадок в обстановке, как и в реальной жизни.
- Принятие и реализация в процессе игры определенной последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от действий других участников.
- Наличие и необходимость развитой системы стимулирования, реализующей функции побуждения, подчинения, обеспечения объективной оценки личного вклада каждого участника игры в достижение общей цели коллектива.
Литература:
- Голиш Л. В., Файзуллаева Д. М. Педагогик технологияларни лойиҳалаштириш ва режалаштириш: Ўқув-услубий қўлланма. –Т.: “Иқтисодиёт”, 2011.
- Ҳакимова М. Ф. Бўлажак иқтисодчи мутахассисларнинг касбий маҳоратини шакллантиришда таълим технологияларининг ўрни/ “Иқтисодиёт ва инновацион технологиялар” электрон журнал. –T.: 2011. -№ 1.
- Климов Е. А. Человек и профессия. –Л., 1984.
- Голиш Л. В. Технологии обучения на лекциях и семинарах: Учебное пособие//Под общ. ред. акад. С. С. Гулямова. — Т.: ТГЭУ, 2005.