Интеграция как процесс объединения определенных элементов разных видов учебной деятельности в единое целое при обучении младших школьников чтению
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Губарева Елена Геннадьевна, Мальцева Наталья Николаевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 10.05.2016
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Интеграция как процесс объединения определенных элементов разных видов учебной деятельности в единое целое при обучении младших школьников чтению / В. Н. Хаустова, Е. Г. Губарева, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10536/ (дата обращения: 19.12.2024).
Проблема детского чтения, вернее, потери интереса детей к этому важному для человека способу получения знаний — одна из самых актуальных в наше время. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Современные дети не столько не любят, сколько не умеют читать, а чтение — это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.
Почему дети не любят читать? Процесс чтения для них очень трудоемок. Он требует больших затрат времени и сил, а более легких источников получения информации сегодня очень много, поэтому особенно важным в работе учителя являются два фактора: развитие у обучающихся интереса к содержанию чтения и самому процессу чтения. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением. Несформированный навык чтения мешает восприятию, что, в свою очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Например, чтобы прочитать текст, который содержит 900 слов (2-й класс), при беглости чтения 45 слов в минуту, необходимо затратить 20 минут. На повторное чтение уйдет вторая часть урока. Таким образом, на уроке исключается возможность анализировать текст, работать над полным правильным ответом ученика; не хватает времени на опрос, исключается возможность контролировать усвоение изучаемого материала.
При недостаточно сформированном навыке чтения на чтение домашних текстов, текстов задач и упражнений ученику придется затратить больше часа. Но при таком несформированном навыке чтения естественно, что ученики за один раз не поймут того, что написано в учебнике. Им придется минимум дважды, трижды прочитывать тексты — это уже 2 часа. Плюс ещё письменные работы. Какой же может возникнуть интерес к учебе, если рабочий день ученика составляет 6–7 часов? При таком неадекватном напряжении сил школьника обучение становится неэффективным, подрывающим его здоровье.
Для разрешения сложившихся противоречий необходимо создать условия для перевода учащихся на более высокий уровень обучаемости при сохранении физического и психического здоровья. Сущность методикизаключается в последовательном совершенствовании навыка чтения через письмо, посредством систематического развития речевого аппарата, плавного произношения, широты поля зрения, оперативной памяти, мышления, речи, умения работать с текстом. При этом мною широко используется технология здоровьесбережения.
При обучении чтению использую интеграцию как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой и функциональной их однотипности. Понимая, что начальное обучение — это годы становления личности, приобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоенных ими всех базовых видов деятельности — умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств младших школьников средствами учебных предметов дифференцированного, локального действия, считаю, что обучение грамоте и основам читательской самостоятельности с этой точки зрения для начального обучения — исключение, а не правило, потому что само чтение — это единственный вид деятельности, который сразу должен формироваться у каждого ребенка на профессиональном уровне, так как сразу же является и ведущим средством обучения. Ввиду этого уверена, что интеграция — создание нового целого на основе выявления однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметов, видах деятельности), а затем приспособление этих элементов и частей и их объединение в несуществующий ранее монолит особого качества — здесь вполне уместна. Более того, без нее в данном случае просто не обойтись, если всерьез говорить об учении как средстве становления личности, ее саморазвития и самовоспитания. Так, вполне разделяя мнение ученых Н. Н. Светловской, Ю. М. Колягина о том, что литература в школе (а начальные классы — это первая ступень в мир литературы) перестает быть эстетическим предметом, если нужно только размышлять, помогаю автору произведения донести до школьников:
‒ аромат художественного произведения К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», прекрасного самого по себе, с помощью включения музыки Э.Грига, что и становится основной целью моего интегрированного урока (III класс, интегрирование — чтение и музыка);
‒ выражение главного в композиции басни И. А. Крылова «Квартет» с помощью описания и живого звучания упомянутых в произведении великим баснописцем музыкальных инструментов (III класс, интегрирование — чтение и музыка);
‒ оттенки значений изученных форм поэтической речи, их образный смысл, используя методы и приемы «театральной педагогики»: вхождение в роль, умение свободно держаться, «как на сцене», элементы импровизации
(III класс, Ф.Тютчев «Чародейкою зимою…», С.Есенин «Заметает пурга…»);
— целостный литературно-художественный образ былинного героя Добрыни Никитича с помощью иллюстрации к былинному сказу (портрет богатырей), выполненной на уроке чтения самими учениками (III класс, интегрирование — чтение и изобразительное искусство).
Интегрирование различных по своей природе видов деятельности при обучении младших школьников решает такие проблемы, как:
‒ развитие общей культуры школьников, приобщение моих учеников к общечеловеческим ценностям художественной культуры, научно-популярной и художественной литературе, периодике;
‒ развитие познавательных и речевых способностей детей, его творческих сил;
‒ воспитание нравственных качеств;
‒ развитие эстетических чувств.
Взаимная согласованность литературы с письмом, изобразительным искусством и музыкой усиливает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей. Чем органичнее их слияние, тем полнее и многостороннее знание моих учеников о предмете.
Игра «Лучший поваренок». Работа в группах.
Каждая группа получает рецепт приготовления блюда (бутерброда). Дети самостоятельно, читая рецепт, готовят бутерброд, а потом сами же и дегустируют.
Игра «Лучший сыщик». Работа в группах
По классной комнате в разных местах развешаны слова. Нужно собрать как можно больше слов по данной теме.
Например,
‒ слова, имеющие 2 слога (3. 4 слога);
‒ слова, в которых ударный 2 слог;
‒ слова, обозначающие признак предмета и т. д.
Игра «В музее»
Дети приносят свои коллекции, которые они собирают вместе с родителями, старшими сестрами и братьями. Нужно рассказать об истории возникновения коллекции и о ее экспонатах. «Зрители» (ученики, по каким-либо причинам не имеющие таких коллекций) становятся членами жюри.
Развитие речевого аппарата учащихся
Цель: создать благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми.
Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии -произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузам. Нормально устроенный речевой аппарат обучающихся функционирует в большинстве случаев недостаточно энергично или же излишне напряженно. Уровень слухового восприятия звуков, особенно близких по своим артикуляционно-акустическим признакам, невысок. Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста заставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обязательной в начальных классах.
Благодатным материалом для тренировки речевого аппарата являются скороговорки, богатые звуковыми повторами, обладающие четко выраженным ритмом. Они занимательны по своему содержанию, легко запоминаются детьми.
В школьной практике существует уже достаточно закрепившаяся последовательность проведения упражнений со скороговорками.
Произносительная зарядка в середине урока снимает усталость детей, активизирует их внимание к звучащей речи. Речевая гимнастика должна не загромождать урок, а сливаться органически со всеми другими компонентами его структуры.
Все задания многофункциональны. Они не только развивают правильность, осознанность, способствуют совершенствованию способа чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать вопросы, искать на них ответы и стимулируют интерес к чтению. Все они преподносятся в игровой форме, а значит, помогают одновременно снять напряжение, раскрыть свои индивидуальные способности.