Психологический аспект при обучении стрельбе из стрелкового оружия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 20.05.2016

Статья просмотрена: 2635 раз

Библиографическое описание:

Кутыгин, Ю. А. Психологический аспект при обучении стрельбе из стрелкового оружия / Ю. А. Кутыгин. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 60-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10553/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одним из важных условий в формировании стрелковых умений и навыков является психологическая подготовка. По мере роста подготовленности стрелка меняются её направленность, содержание и методические приёмы. Если на начальном периоде обучения она была направлена на преодоление вредных стрелковых рефлексов и выполняла «обслуживающие» функции, то в фазе совершенствования стрелка психологическая подготовка формирует конкретные качества, необходимые для достижения вершин мастерства, нередко становится самостоятельным, главенствующим направлением. Если говорить о подготовке спортсменов-стрелков высокого уровня, то психологический аспект составляет около девяноста процентов от общего объёма тренировочного процесса.

Служебная деятельность сотрудников полиции является наиболее опасной и сложной по сравнению с другими видами деятельности человека. Специфика службы определяется высоким уровнем нервно-психического напряжения, постоянной готовностью к действиям в экстремальной ситуации. Одной из составляющих служебной деятельности сотрудника правопорядка является вероятность применения огнестрельного оружия, а эффективная стратегия формирования психологической готовности к применению огнестрельного оружия на поражение базируется на реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий нормативно-правового, воспитательного, тактико-технического и психологического характера.

Качество стрельбы зависит от правильности и стабильности выполнения целого комплекса технических приемов. При применении оружия в ситуациях служебной деятельности сотрудники испытывают, на фоне стресса, сильное эмоциональное возбуждение, которое может негативно влиять на точность и согласованность действий. Как сформировать профессиональную компетенцию у сотрудника полиции, которая позволяла бы не только уверенно выполнять контрольные стрельбы, но и осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений с использованием оружия в условиях высокого эмоционального напряжения?

Для формирования мотивационной составляющей целесообразно периодически доводить до сотрудников статистические данные по применению оружия полицейскими с разбором ошибок, которые повлекли за собой нежелательные последствия и демонстрацией положительного опыта. На примерах применения оружия, где сотрудники в критических ситуациях сохранили свою жизнь, жизни других людей очень важно показать, что это обычные сотрудники полиции с присущими им сильными и слабыми сторонами. Но самая сильная заинтересованность может угаснуть, если не будет поддерживаться постановкой конкретных целей и их реализацией. Для сотрудников правоохранительных органов это различные соревнования по стрельбе с моральным, материальным поощрением и присвоением спортивных разрядов, выполнение упражнений для сотрудников, представленных к испытаниям на присвоение (подтверждение) квалификационных званий, сдача итоговых проверок и многое другое. Вероятно, можно значительно легче преодолевать психологические трудности, если условно разделить цели на два вида: перспективные и оперативные. Перспективные цели определяются результатами, которые покажет сотрудник на зачётной стрельбе или в случае необходимости применить оружие на службе. Оперативные цели должны быть направлены на выбор и использование средств и методов обучения для решения конкретных задач технической, тактической и психологической подготовки. Если сотруднику удалось добиться высоких показателей в стрельбе, он должен иметь четкое, объективное представления о том, за счет каких технических, физических, психологических действий он этого достиг. В случае же снижения результатов делается вывод относительно нецелесообразности использования выбранных методик. Преподаватель и обучаемый должны постоянно анализировать весь спектр своей работы, используя творческий подход находить новые решения, использовать и специализировать применительно к стрельбе сведения, данные, факты из разнообразных отраслей науки и повседневной служебной деятельности. Процесс психологической подготовки всегда требует совместных творческих усилий обучающего и обучающегося.

Большое значение для выполнения точных, координированных действий имеет связь представлений о том или ином движении с практическим его выполнением, то есть идеомоторные процессы. Каждый опытный стрелок знает: стоит только подумать перед выстрелом о том, что он может быть неудачным, потерять нить знакомых ощущений и восприятий, как правильное представление мгновенно нарушается, теряется координация движений, и если не предпринять каких-либо мер, то плохой результат не заставит себя ждать. Например, при стрельбе по мишени с заложником возникла мысль о том, как бы ни поразить заложника и даже если все выстрелы были отмечены хорошими, то очень часто та часть мишени, которая обозначает заложника, оказывается поражена. При возникновении отрицательной навязчивой мысли ей соответствует двигательное исполнение ошибочной схемы действий. Когда в сознании сотрудника совершенно отчетливо воспроизводится правильная схема основных рабочих движений, особенно в производстве выстрела, вероятность хорошей стрельбы значительно повышается. Как правило, ошибочные и неточные движения проявляются тогда, когда мышечное чувство недостаточно сформировано или значительно притупляется вследствие эмоционального напряжения, утомления, отвлечения внимания. Формирование мышечной памяти у стрелка осуществляется тренировками вхолостую, работой на тренажёрах «Хват», «Отдача» которые позволяют преподавателю видеть и оперативно устранять те ошибки обучающегося, которые негативно сказываются на результатах стрельбы. Многократно повторяемое стреляющим и «проговаривание» определенной последовательности действий и мысленное их выполнение является идеомоторной тренировкой. При производстве выстрела сотрудник не должен допускать возникновения ситуации, где внутренние противоречия подавляли представляемую стрелком правильную схему действий и приводили двигательный аппарат стреляющего в неконтролируемое состояние. Основой для формирования идеомоторных процессов является прежний опыт в определенной деятельности. Повторяемый опытным стрелком множество раз процесс производства выстрела настолько запоминается в мельчайших подробностях, что ему ничего не стоит мысленно воспроизвести все детали в своем воображении. Сотрудник должен приучать себя к постоянному анализу своих действий с оружием и уметь определять ошибки.

Зарекомендовавшим себя способом преодоления технических неточностей и психологических напряжений является сознательное противопоставление этому сосредоточение внимания стреляющего на основных технических элементах за счет создания положительных идеомоторных реакций методом их предварительного прогнозирования.

Основная психологическая проблема при стрельбе — умение быстро очистить своё сознание от всех мыслей: начиная от желания попасть в мишень и получить хорошую оценку, заканчивая подавлением в себе страха быть убитым в огневом контакте с вооружённым преступником. Нужно понять, что любая мысль, вызывая мышечные сокращения, может способствовать промаху. В условиях вооружённого противоборства с правонарушителем отключаться от внешней среды нельзя, однако не стоит допускать, чтобы ощущения переходили в эмоции, поскольку последние стимулируют ненужную мышечную активность и загружают мозг бессмысленной работой, что мешает процессу мышления, а соответственно принятию важных решений по применению оружия на основе правовой оценки происходящего.

Литература:

  1. Л. М Вайнштейн «Оружие-пистолет». Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета. Стр.5–9.
  2. Иткис М. А. «Техника стрельбы из винтовки». Глава 2.
  3. А. Н. Садков «Психологическая подготовка в служебно-прикладном виде спорта — стрельба из боевого оружия».
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая подготовка, сотрудник, высокий уровень, действие, огнестрельное оружие, опытный стрелок, оружие, производство выстрела, стрельба.

Похожие статьи

Инновационные методики обучения стрельбе из автомата

Влияние процесса обучения стрельбе из табельного оружия на психологическое состояние сотрудников

Применение технологии развития критического мышления в воспитательной работе

Некоторые аспекты профессиональной этики в работе психолога

Роль задач в обучении математике

Личностно ориентированный подход и его значение в обучении математике и физической культуре

Принятие управленческих решений в военном образовании как основополагающая характеристика профессионала

Особенности психологического сопровождения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении ими огнестрельного оружия

Необходимость использования прикладных задач в обучении математике

Роль нетрадиционных уроков в процессе обучения

Похожие статьи

Инновационные методики обучения стрельбе из автомата

Влияние процесса обучения стрельбе из табельного оружия на психологическое состояние сотрудников

Применение технологии развития критического мышления в воспитательной работе

Некоторые аспекты профессиональной этики в работе психолога

Роль задач в обучении математике

Личностно ориентированный подход и его значение в обучении математике и физической культуре

Принятие управленческих решений в военном образовании как основополагающая характеристика профессионала

Особенности психологического сопровождения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении ими огнестрельного оружия

Необходимость использования прикладных задач в обучении математике

Роль нетрадиционных уроков в процессе обучения