Научно-исследовательская деятельность как элемент мотивационного процесса, направленный на раскрытие интеллектуальных способностей у студентов
Авторы: Степанова Наталья Ивановна, Бачерова Наталья Владимировна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 16.05.2016
Статья просмотрена: 119 раз
Библиографическое описание:
Степанова, Н. И. Научно-исследовательская деятельность как элемент мотивационного процесса, направленный на раскрытие интеллектуальных способностей у студентов / Н. И. Степанова, Н. В. Бачерова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10564/ (дата обращения: 19.12.2024).
На сегодняшний день, приобщение студентов к научным исследованиям становится актуальной задачей на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей деятельности.
К сожалению, в педагогической литературе больше говорится о важности задачи включения научно-исследовательской деятельности в образовательный процесс, нежели о конкретных путях её решения. На практике же имеем не достаточную освещенность фундаментальных проблем методологии научно-исследовательской работы.
Научно-исследовательская работа позволяет каждому студенту испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога — создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе.
При решении педагогических задач важно не только то, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос «зачем это нужно ребенку».
Не менее важно и пробуждение интереса у студента к процессу учения. Ориентируясь на это, следует помнить, что стремление сделать его (процесс) увлекательным требует изобретательности и педагогического мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных материальных затрат. Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение интереса.
Таким образом, правильно выстроенный мотивационный процесс, является залогом успешного раскрытия интеллектуальных способностей у студентов.
В свою очередь научно-исследовательская деятельность, как элемент мотивационного процесса, представляет собой мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному почти развития и совершенствования.
Основные критериями научно-исследовательской работы являются:
– Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем;
– Выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала;
– Описание процесса исследования;
– Проведение итогов и анализ результатов проведенной работы.
Особенность организации и проведение научно-исследовательской деятельности заключается в выстраивании логической цепочки, позволяющей более точно отразить задачи и цели работы.
Занятие следует начинать кратким вступительным словом преподавателя не более 10 мин. В данной части четко и ясно ставятся цели и задачи, которые следует достичь с наибольшей эффективностью. Несмотря на то, что научно-исследовательская деятельность является индивидуальной работой, по желанию преподавателя можно разделить студентов на команды. В таком случае цели и задачи будут достигаться коллективно и с наибольшей эффективностью, за счет ряда аспектов:
– Присутствие соревновательного духа;
– Работа в группе приучает использовать не только свои звания, но и звания других людей;
– Повышенная активизация студента, за счет стремления быть полезным для группы;
Работа в группе способствует раскрытию интеллектуальных способностей каждого студента.
После формирования целей и задач, студентам предоставляется возможность приступить к выполнению задания. При этом каждый студент или группа, выбирает способ работы самостоятельно. В ходе занятий преподаватель не должен устраняться от руководства самостоятельной работой студентов. Ему необходимо постоянно все видеть, все замечать.
Подведение итогов необходимо делать на каждом занятии, посколько это способствует лучшему усвоению знаний и не создает «пробелов» в научно-исследовательской работе.
Для контроля усвоения материала целесообразно в конце каждого занятия проводить собеседование. Основная дидактическая цель подведения итогов — научить анализировать ход и результаты работы, аргументировать свои выводы, оценивать содержание, рационально планировать свою учебную деятельность.
Помимо выше изложенного. Научно-исследовательская деятельность как элемент мотивационного процесса, играет немаловажную роль в подготовке студентов на конференции. Во время «подготовительных» консультаций важно выдерживать критическое отношения к научно-исследовательской работе, как со стороны ее руководителя, так и со стороны ее авторов.
Подготовка презентации и самостоятельная работа с материалом, являются одними из самых сложных этапов в создании научной работы, так как именно они являются визитной карточкой автора и его работы. Именно поэтомуна консультации по созданию электронных презентаций и проведению экспериментов и опытов, тратится до 70 % всего консультированного времени.
К элементам исследовательской работы следует отнести:
– Оборудование;
– Расходные материал;
– Применяемые современные методики;
– Научная литература;
– Научный консультант.
Любое исследование начинается с изучения состояния проблемы: теоретических концепций, взглядов, существующих по этой проблеме, методологических подходов, выработанных в данной области исследования.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что психологами доказано — умственная работа, выполняемая не из-за качества долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью цента положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждаем о том, что научно-исследовательская деятельность, являясь элементом мотивационного процесса, содействует выявлению и развитию интеллектуальных способностей у студентов.
Научно-исследовательская деятельность в работе со студентами должна занимать ведущее место по объективным причинам:
– Повышает активность студентов: из «пассивных» поглотителей информации они превращаются в ее «добытчиков»;
– Развивает способности к анализу и обобщению, улучшает связанность, глубину и широту мышления;
– Облегчает усвоение экстрактного материала, представляет его в виде конкретных образцов;
– Приучает студентов к точности, аккуратности, последовательности действий;
– Развивает самостоятельность.
Однако данная модель, как и любая другая концепция, все же не позволяет увидеть некоторые частные особенности, характерные для студентов. Концепция очерчивает только главные, наиболее крупные звенья системы. Вопрос о том, как проявляется все это в реальном, живом ребенке, требует социального рассмотрения. Ответ на него уже не так прост и однозначен.