Современный урок русского языка. Технологическая карта урока по теме «Корень слова»
Автор: Вострякова Татьяна Николаевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 26.05.2016
Статья просмотрена: 1862 раза
Библиографическое описание:
Вострякова, Т. Н. Современный урок русского языка. Технологическая карта урока по теме «Корень слова» / Т. Н. Вострякова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10574/ (дата обращения: 20.12.2024).
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на восхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-познавательного процесса.
В основу ФГОС положен системно-деятельный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности. При разработке новых Федеральных Государственных Стандартов приоритетным направлением основного общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, которые ставят главной задачей в развитии личности ученика умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы. Однако прежняя система образования не позволяла достичь новых результатов. Наблюдается противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией. В этом есть ряд недостатков, которые прослеживаются в результатах. И проявляется это в процессе обучения: падение интереса к учёбе, нежелание самостоятельно добывать знания, самореализовываться и самовыражаться. Традиционные уроки ассоциируются с учителем, объясняющим новый материал у доски, и учениками, записывающими большое количество сложного материала, который необходимо выучить.
При этом часть учащихся не проявляют интереса к знаниям, не могут применять их в жизни. Даже ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программным материалом теряются как только оказываются в нестандартной обстановке и не могут решить продуктивные задачи. Такие дети не готовы к новым технологиям. Они ждут подсказки учителя. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования стала непродуктивной, т. к. дальнейшее накопление информации ведёт к перегрузке учащихся и задача обучения заключается не в суммировании знаний, а вооружении учащихся инструментом, который можно использовать для получения знаний. Отсюда вытекают противоречия:
− низкий уровень мотивации учебной деятельности, а ФГОС требует активную познавательную деятельность;
− неумение применять знания в нестандартной обстановке, а ФГОС предполагает необходимость развития личности, её познавательных и созидательных способностей.
Проанализировав вышеизложенную ситуацию можно сформулировать профессиональную проблему: КАК превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребёнка, используя технологию развития критического мышления?
Чтобы решить эту проблему необходимо решить следующие задачи:
− создать условия, способствующие внедрению технологии развития критического мышления в образовательный процесс преподавания русского языка, и достижения нового результата обучения посредством применения данной технологии.
− изучить теоритический материал по применению технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы;
− отобрать материал для процесса преподавания русского языка и литературы на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
− разработать технологические карты уроков на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Паспорт технологической карты.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Школа: ГБОУ ООШ с. Чёрновка м. р. Кинель-Черкасский
Тема урока: «Корень слова»
Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.
Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Вид урока: традиционный
Мизансцена урока: смешанные группы, по3 человека
Оборудование: ноутбуки, учебник, раздаточный материал
Цель урока: Формировать научное мышление школьников на основе глубокого осмысления темы «Корень слова»
Планируемые образовательные результаты. Ученик по окончанию изучения темы:
− совершенствует знания о корне слова, научаться подбирать однокоренные слова; научится определять однокоренные слова и формы одного итого же слова; находить общее лексическое значение слова; давать характеристику корню слова и однокоренным словам выделять графически корень слова; проявляет интерес к изучаемой теме.
Таблица 1
Программные требования
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Формирования ценностных ориентаций. Адекватная мотивация учебной деятельности |
Прогнозирование выполнения работы. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем. |
Формирование уважительного отношения к России, русскому языку. Освоение доступных способов изучаемого материала. |
Программное состояние: Тема «Корень слова» изучается в 5 классе в разделе «Морфема. Орфография. Культура речи». Данная тема — четвертая в этом разделе, на изучение отводится 1 урок. (Русский язык. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. Тростенцова Л. А., в 2-х ч., М. Просвещение)
Мировоззренческая идея: Научить учащихся применять технологию развития критического мышления через чтение и письмо самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотно мыслили, с удовольствием учились в течение всей жизни.
Основные понятия: корень слова, однокоренные слова, формы одного и того же слова, лексическое значение слова
План урока.
- Составление «кластера» о корне слова (главная часть слова, лексическое значение).
- Ответ на тонкие и толстые вопросы.
- Чтение параграфа с маркировкой (приём «Инсерт»).
- Работа в группах (рассказать о корне, что стало известно. Найти общее лексическое значение слов, ответить на вопрос. Что общего у данной группы слов)
- Работа с мини- тестом.
- Групповая работа (прием Покопаемся в памяти)
- Заполнение кластера (корень- главная — значимая часть слова- одна часть речи — разные части речи)
- Составление Синквейна «Корень», подведение итогов урока.
Таблица 2
Планируемый результат |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
Стадия «ВЫЗОВ» 10 мин. |
||||||||||
− Проявляют интерес к изучаемой теме; − Владеют способами сотрудничества; − Используют приобретённые знания и умения в практической деятельности. |
Практическая работа: составление кластера (главная часть слова--- лексическое значение) − Что мы знаем о корне слова? Работа с таблицей
|
Индивидуальная работа с ноутбуками. |
||||||||
Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 15 мин. |
||||||||||
− Совершенствуют знания о корне слова; − Находят общее лексическое значение слов; − Определяют однокоренные слова и форы одного и того же слова; − Дают характеристику корню слова и однокоренным словам; − Подбирают однокоренные слова; − Выделяют корень слова; дают оценку, прогнозируют знания. |
Чтение текста с маркировкой Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы? Приём «ИНСЕРТ» «v» — уже знал «-» — думал иначе «+» — новое «?» — не понял, есть вопросы Работа с текстами Задание — рассказать, что вам стало известно о корне слова. Найдите общее лексическое значение в словах: Белый, беловатый, побелка, белизна. Весна, весенний. Красный, краснеть, краснота, покраснение. Ответьте на вопрос Что общего у данных слов? Решить мини-тест на отличие однокоренных слов и форм одного итого же слова. Приём «Покопаемся в памяти» Подобрать однокоренные слова, выделить графически корень: рыба, ветер, шахматы, луна |
Работа в парах, самостоятельное чтение параграфа 74 (стр. 12–13); Раздаточный материал в ноутбуках; Работа в группах по тексту с приёмом «инсерт» и выполняют задания, проверка озвучивается; Самостоятельно решают тест, проверка индивидуально учителем; Подбирают слова, называют их товарищам в группе, дополняют свой список. |
||||||||
Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин. |
||||||||||
− Дают определение корня; − Называют однокоренные слова; − Объясняют, что корень – это главная, значимая часть слова. |
Практическая работа: заполнение кластера − Что мы знаем о корне слова? − Какие слова называются однокоренными? − Что является основным лексическим значением слова? Проверка: Практическая работа: составление синквейна Корень Главная, значимая Заключает, носит, образует Без корня не существует слово Морфема. |
− Самостоятельно; − Фронтально; − Иллюстрации в ноутбуках и в учебнике. Раздаточный материал: − Самостоятельно; − Фронтально; − Работа в парах. |
||||||||
Подведение итогов урока: содержательная оценка |
Литература:
- «Концепция ФГОС общего образования» под редакцией А. А Кузнецова, А. М. Кондакова.
- Поташник М. М. Требования к современному уроку. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Технология развития критического мышления / Калмыкова Е. В. // http://ipk.68edu.ru/2010–05–31–12–25–16/consultinnovatika/381-kritika.html