Экспериментальная деятельность в детском саду
Автор: Кириллова Ирина Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 07.06.2016
Статья просмотрена: 2501 раз
Библиографическое описание:
Кириллова, И. М. Экспериментальная деятельность в детском саду / И. М. Кириллова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10616/ (дата обращения: 19.12.2024).
Это всё — эксперименты — Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился, Сколько времени он длился?
Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
Богданова О. В.
Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому необходимо ребенку постоянно получать новые впечатления о живой и неживой природе.
В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом.
Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего — задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент.Именно этим и занимаются малыши в детских садах.
Экспериментально — исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах:
‒ Познавательное занятие или часть занятия;
‒ Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);
‒ Наблюдение, труд в уголке и на участке;
‒ Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность);
‒ Развлечения.
Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования; О. В. Дыбина, Л. Н. Прохоров, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир, рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведенья о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — это естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ведь всякий здоровый ребёнок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, ему интересно его узнать, понять те процессы и преобразования, которое происходят на его глазах. Маленький человек еще не осознает сущности всех явлений, но уже знает, что не все в мире одинаково и хочет узнать еще больше об окружающем его пространстве. Именно это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение.
Ребенок в детском саду является исследователем, проявляя интерес к различным видам деятельности. Интерес и внимание привлекает детей, когда педагог показывает опыты и проводит экспериментирования.
Чем полезно детское экспериментирование в детском саду? Во-первых, у детей происходит соприкосновение с предметами, что позволяет понять их качества, свойства. Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок. В-третьих, у детей углубляются знания о природе — живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, влияет на их самооценку.
В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, так как является способом познания мира. Эксперимент обогащает память, мышление детей, так как совершаются операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В детском саду экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты. С чего начинается процесс экспериментирования?
Наблюдение — это первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента.
Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают размышление об увиденном. Как уже указано выше, при наблюдении за объектом или предметом ребенок использует логику мышления. Размышление о том, что видит дошкольник, помогает ему выдвинуть какую-то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли это, оригинально ли.
Следующий этап очень трудный для детей — измерение, замер. Здесь используются первичные математические знания ребенка.
Следующий этап — предсказание. О том, за чем наблюдал ребенок ранее, он пытается объяснить, что и почему должно в итоге произойти. Последние этапы даются детям труднее, но большинство деток отлично с этим справляются.
Материал для проведения экспериментирования очень простой. Это пуговицы, веревки, шнурки, нитки, пластиковые бутылки, киндер-сюрпризы. Можно использовать природные материалы: вода, песок, растения и др.
Детей учат ими пользоваться, показывают, как они действуют. Например, на примере использования воды и стакана, можно показать детям, что происходит с жидкостью, если ее поместить в очень холодную среду — морозильную камеру. Можно использовать различные формочки, в них налить воду и таким образом создать красивые ледяные фигурки. Детям такие опыты очень нравятся. Другим интересным экспериментом является, когда с детьми в детском саду в почву помещают семечки. Почву регулярно увлажняют, рыхлят. И через несколько дней из земли появляются нежные зеленые всходы. Дети с удовольствием наблюдают, за развитием маленького ростка. Наблюдая за водичкой, налитой в неглубокое блюдечко и поставленное на теплый подоконник, дошкольники получают знания о том, что вода может испаряться.
Большую радость удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.
Правила, которые следует соблюдать при организации исследовательской работы с детьми:
- Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
- Не сдерживать инициативу детей.
- Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
- Не спешить с вынесением оценочных суждений.
- Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
Из всего сказанного можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.
Элементарные опыты с водой
«Прозрачность воды»
Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком — нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко — нет.
«Чем пахнет вода»
Предложить детям два стакана воды — чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.
«Вода не имеет формы»
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
«Как выйти сухим из воды»
Сомните бумагу и положите её на дно стакана. Быстро переверните стакан и погрузите его в воду. А теперь уберите стакан из воды: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
Литература:
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Учебное пособие. Старшийдошкольный возраст.- Педагогическое общество Россия. Москва. 2005. — 80с.
- Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». — Екатеринбург.1995.
- Поддьяков Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991.-№ 4.-С.31.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников — М.: Т. Ц. «Сфера, 2001.- 192с.
- Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 333 с.
- Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2003. — 64с.