Организация работы c цифровым микроскопом на уроках окружающего мира
Автор: Перевалова Светлана Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 28.05.2016
Статья просмотрена: 2175 раз
Библиографическое описание:
Перевалова, С. Н. Организация работы c цифровым микроскопом на уроках окружающего мира / С. Н. Перевалова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 154-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10637/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современном мире огромное значение имеют знания человека, которые помогают ему ориентироваться в новых технологиях. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, в становлении учебной самостоятельности. А владение информационно-коммуникационными технологиями ставится в один ряд с умением читать и писать. Поэтому учащихся необходимо не только знакомить с информационно — коммуникационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности, способствуя формированию ИКТ-компетентности.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе сложный, но очень интересный и познавательный, поэтому нужно попытаться сделать урок занимательным и творческим. Здесь важна роль учителя, который сможет заинтересовать и увлечь, покажет учащимся таинственный и увлекательный мир вокруг. Я думаю, что совместная работа в виртуальных лабораториях поможет в этом.
Основная ценность виртуальных лабораторий — это прекрасная навигация, новые впечатления и опыт, быстрая загрузка и высокая надежность при проведении экспериментов и практических работ, а также при организации исследовательского обучения. С их помощью можно: расширять кругозор, развивать познавательную активность, творческий потенциал, формировать навыки самостоятельного поиска, отбора и анализа информации.
Предлагаю вашему вниманию материал «мастер-класса», который помогает учителям в практической деятельности познакомиться с цифровым микроскопом QХ7. Мастер-класс интересен учителям начальных классов, работающим с инструментами виртуальной лаборатории.
Преимущества цифрового микроскопа очевидны: микроскоп снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, как самого микрообъекта, так и микропроцесса.
В программе, которая устанавливается на компьютере, возможно, хранить информацию, распечатывать или включать её в презентацию.
Поскольку микроскоп позволяет создавать видеозаписи, то фото, сделанное учащимися, работающими в разных группах на уроке, может быть использовано для создания видеоряда, для организации контроля знаний на этапе проверки домашнего задания на следующих уроках.
В видеофайл можно добавлять новые видео и неподвижные изображения (снимки), различные эффекты и надписи, музыкальное или голосовое сопровождение.
Микроскоп можно использовать в проектной и исследовательской деятельности.
Достаточная мобильность устройства позволяет исследовать объекты, расположенные не только на предметных стеклах, но и живые объекты непосредственно в зоне их обитания.
Материалы иоборудование для проведения мастер-класса:
- Цифровые микроскопы QХ7.
- Предметные стекла.
- Образцы исследуемого материала: листья растений (хлорофитум, циссус), клетки чешуи кожицы лука, гранит и известняк.
- Учебники по программе УМК «Начальная школа 21 века» и по программе «Развивающая система Л. В. Занкова».
Ход мастер-класса.
Уважаемые коллеги, перед вами готовые к работе цифровые микроскопы, план работы у вас на листе (Приложение № 1). Работа будет организована в трех группах. Давайте приступим к работе.
Подведем итог работы. При проведении практической работы вы увидели, что цифровой микроскоп QХ7 простое в использовании устройство, обладает большими возможностями: с его помощью в реальном времени на экране компьютера можно наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов.
Прошу высказать свое мнение участников группы № 1.
— Мы рассмотрели образец клетки чешуи кожицы лука. На увеличенном в 200 раз изображении хорошо увидели клетку, рассмотрели её строение. Рисунок клетки есть и в учебнике, но образец под микроскопом более нагляден и практически демонстрирует ученику, что все живые организмы состоят из клеток. Используя полученное изображение, мы смогли легко изобразить схематически строение клетки и, обозначить: ядро, оболочку, цитоплазму и сделать вывод.
Клетка лука под микроскопом
Прошу подвести итог работы участников группы № 2.
— Проанализировав таблицу «Горные породы», мы пришли к выводу, что многие свойства можно определить визуально или с помощью физического воздействия. А вот плотное или пористое, однородное вещество или смесь веществ перед нами, можно лучше рассмотреть под микроскопом.
ГранитИзвестняк
Слушаем участников группы № 3.
— Рассмотрев листовую пластинку, мы определили, что это простой и сложный листы. А вот жилкование пришлось изучить под микроскопом. Определили, что у листа циссуса — сетчатое жилкование, а у листа хлорофитума — параллельное.
После прослушанных результатов можно подвести итог, что работа с микроскопом QХ7 не только помогает увидеть и рассмотреть то, что не видно невооруженным взглядом, но и развивает исследовательские умения.
В завершении мастер — класса заполните таблицу. (Приложение 2)
Действительно, виртуальная лаборатория обладает дидактическим потенциалом: проведение экспериментов, наблюдений, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, её назначение — освоение доступных способов изучения природы и общества.
Налицо явные преимущества: портативность и быстрота в проведение эксперимента, но есть и недостатки, как и у любой системы — высокая чувствительность и сбои в работе школьного сервера. Но мы с вами понимаем, что всё-таки плюсов от этой работы больше. Учить как вчера, мы не можем, поэтому желаем вам успехов, творчества и вдохновения к новым открытиям.
Спасибо большое за сотрудничество.
Приложение № 1
ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ №1
- Создание мотивационного поля.
- Практическая работа.
- Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).
Практическая работа группы №1
«Рассматривание клетки под микроскопом»
Цель:отработать практические навыки работы с микроскопом.
Задачи:
- изучить строение растительной клетки;
- развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
- научиться схематически изображать строение клетки.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, учебник, тетрадь.
Ход работы:
- Включите программу «UleadVideoStudio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.
- Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом изображение объекта.
- Расположите стекло на предметном столике микроскопа, прижмите зажимами.
- Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе.
- Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х.
- Сфокусируйте микроскоп и увеличьте изображение, переведя кольцо в положение 200Х.
- Рассмотрите под микроскопом клетку кожицы лука, сравнив её с изображением в учебнике, стр.20.
- Зарисуйте в тетрадь клетку, увиденную под микроскопом и обозначьте: ядро, оболочку, цитоплазму.
- Сформулируйте вывод, используя стр.20,21 учебника.
Клетка — это __________________организм. Главная её часть — это___________, густая жидкость, заполняющая клетку -______________, ограничивает клетку — ____________.
ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ №2
- Создание мотивационного поля.
- Практическая работа.
- Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).
Практическая работа группы №2
«Сравнение свойств гранита иизвестняка»
Цель:отработать практические навыки работы с микроскопом.
Задачи:
- рассмотреть образцы и сравнить их состав и свойства;
- развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
- заполнить сравнительную таблицу «Горные породы».
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, песок и глина, учебник, тетрадь.
Ход работы:
- Включите программу «UleadVideoStudio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.
- Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.
- Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе изображение объекта.
- Расположите известняк на предметном столике.
- Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х сфокусируйте микроскоп.
- Рассмотрите под микроскопом известняк и заполните таблицу.
- Расположите гранит на предметном столике.
- Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х, сфокусируйте микроскоп.
- Заполните таблицу:
|
Гранит |
Известняк |
Твёрдое, жидкое, газообразное |
||
Однородное вещество или смесь веществ (каких?) |
||
Цвет |
||
Плотное или пористое |
||
Раскалываются с трудом или легко (прочность) |
||
Оставляет царапину с трудом или легко (твёрдость) |
||
Растворимое или нерастворимое |
- Вывод: Какие свойства горных пород удалось определить с помощью микроскопа?
ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ №3.
- Создание мотивационного поля.
- Практическая работа.
- Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).
Практическая работа группы №3
«Лист— орган питания»
Цель:отработать практические навыки работы с микроскопом.
Задачи:
- изучить строение листовой пластинки;
- развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
- сделать вывод о виде листа и типе жилкования.
Оборудование: микроскоп, предметные стёкла, учебник.
Ход работы:
- Рассмотрите количество пластинок на черешке и сделайте вывод о виде листа, используя учебник на стр.70.
- Включите программу «UleadVideoStudio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.
- Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.
- Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 10Х.
- Расположите на предметном стекле лист циссуса, сверху прижмите плотно другим стеклом.
- Положите экспонат на предметном столике с зажимами.
- Нажмите два раза кнопку включения подсветки сверху на микроскопе, чтобы включилась нижняя подсветка
- Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, отрегулировав фокусировку поворотами рукояток.
- Рассмотрите, как расположены жилки у листа и сделайте вывод о типе жилкования, используя учебник на стр.70
- Вывод: Перед нами _______________ лист, потому что на его черешке _______________ листовая пластинка.
У этого растения жилки листа расположены __________________.
Приложение № 2
актуальность целесообразность |
— проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных — развитие умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире — возможность быстро провести эксперимент и получить реальный результат — портативность — автономная, легкая, переносная — работа внутришкольного сервера — высокая чувствительность — освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) — организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса |
назначение |
|
преимущества |
|
недостатки |
Литература:
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьнков. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.- 80с.
- Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: Учебник для 3класса: В 2 ч. — М: «Вентана-Граф», 2014
- Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н. Окружающий мир: Учебник для 4класса: В 2 ч. — Самара: Изд.дом»Фёдоров», 2013
- Методическое пособие «Использование программы Ulead VideoStudio 7 для работы с микроскопом QX7».- Институт новых технологий.
- http://www.minuspk.ru/publications/katalog/project/DswMedia/mikroskop.pdf
- http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/144632
- http://support.akipkro.ru/news/940-tsifrovye-mikroskopy-v-nachalnoj-i-osnovnoj-shkole.html