Организация работы c цифровым микроскопом на уроках окружающего мира | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)

Дата публикации: 28.05.2016

Статья просмотрена: 2175 раз

Библиографическое описание:

Перевалова, С. Н. Организация работы c цифровым микроскопом на уроках окружающего мира / С. Н. Перевалова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 154-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10637/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современном мире огромное значение имеют знания человека, которые помогают ему ориентироваться в новых технологиях. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, в становлении учебной самостоятельности. А владение информационно-коммуникационными технологиями ставится в один ряд с умением читать и писать. Поэтому учащихся необходимо не только знакомить с информационно — коммуникационными технологиями, но и учить применять их в своей деятельности, способствуя формированию ИКТ-компетентности.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе сложный, но очень интересный и познавательный, поэтому нужно попытаться сделать урок занимательным и творческим. Здесь важна роль учителя, который сможет заинтересовать и увлечь, покажет учащимся таинственный и увлекательный мир вокруг. Я думаю, что совместная работа в виртуальных лабораториях поможет в этом.

Основная ценность виртуальных лабораторий — это прекрасная навигация, новые впечатления и опыт, быстрая загрузка и высокая надежность при проведении экспериментов и практических работ, а также при организации исследовательского обучения. С их помощью можно: расширять кругозор, развивать познавательную активность, творческий потенциал, формировать навыки самостоятельного поиска, отбора и анализа информации.

Предлагаю вашему вниманию материал «мастер-класса», который помогает учителям в практической деятельности познакомиться с цифровым микроскопом QХ7. Мастер-класс интересен учителям начальных классов, работающим с инструментами виртуальной лаборатории.

Преимущества цифрового микроскопа очевидны: микроскоп снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, как самого микрообъекта, так и микропроцесса.

В программе, которая устанавливается на компьютере, возможно, хранить информацию, распечатывать или включать её в презентацию.

Поскольку микроскоп позволяет создавать видеозаписи, то фото, сделанное учащимися, работающими в разных группах на уроке, может быть использовано для создания видеоряда, для организации контроля знаний на этапе проверки домашнего задания на следующих уроках.

В видеофайл можно добавлять новые видео и неподвижные изображения (снимки), различные эффекты и надписи, музыкальное или голосовое сопровождение.

Микроскоп можно использовать в проектной и исследовательской деятельности.

Достаточная мобильность устройства позволяет исследовать объекты, расположенные не только на предметных стеклах, но и живые объекты непосредственно в зоне их обитания.

Материалы иоборудование для проведения мастер-класса:

  1. Цифровые микроскопы QХ7.
  2. Предметные стекла.
  3. Образцы исследуемого материала: листья растений (хлорофитум, циссус), клетки чешуи кожицы лука, гранит и известняк.
  4. Учебники по программе УМК «Начальная школа 21 века» и по программе «Развивающая система Л. В. Занкова».

Ход мастер-класса.

Уважаемые коллеги, перед вами готовые к работе цифровые микроскопы, план работы у вас на листе (Приложение № 1). Работа будет организована в трех группах. Давайте приступим к работе.

Подведем итог работы. При проведении практической работы вы увидели, что цифровой микроскоп QХ7 простое в использовании устройство, обладает большими возможностями: с его помощью в реальном времени на экране компьютера можно наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов.

Прошу высказать свое мнение участников группы № 1.

— Мы рассмотрели образец клетки чешуи кожицы лука. На увеличенном в 200 раз изображении хорошо увидели клетку, рассмотрели её строение. Рисунок клетки есть и в учебнике, но образец под микроскопом более нагляден и практически демонстрирует ученику, что все живые организмы состоят из клеток. Используя полученное изображение, мы смогли легко изобразить схематически строение клетки и, обозначить: ядро, оболочку, цитоплазму и сделать вывод.

Клетка лука под микроскопом

Прошу подвести итог работы участников группы № 2.

— Проанализировав таблицу «Горные породы», мы пришли к выводу, что многие свойства можно определить визуально или с помощью физического воздействия. А вот плотное или пористое, однородное вещество или смесь веществ перед нами, можно лучше рассмотреть под микроскопом.

ГранитИзвестняк

Слушаем участников группы № 3.

— Рассмотрев листовую пластинку, мы определили, что это простой и сложный листы. А вот жилкование пришлось изучить под микроскопом. Определили, что у листа циссуса — сетчатое жилкование, а у листа хлорофитума — параллельное.

После прослушанных результатов можно подвести итог, что работа с микроскопом QХ7 не только помогает увидеть и рассмотреть то, что не видно невооруженным взглядом, но и развивает исследовательские умения.

В завершении мастер — класса заполните таблицу. (Приложение 2)

Действительно, виртуальная лаборатория обладает дидактическим потенциалом: проведение экспериментов, наблюдений, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, её назначение — освоение доступных способов изучения природы и общества.

Налицо явные преимущества: портативность и быстрота в проведение эксперимента, но есть и недостатки, как и у любой системы — высокая чувствительность и сбои в работе школьного сервера. Но мы с вами понимаем, что всё-таки плюсов от этой работы больше. Учить как вчера, мы не можем, поэтому желаем вам успехов, творчества и вдохновения к новым открытиям.

Спасибо большое за сотрудничество.

Приложение № 1

ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ №1

  1. Создание мотивационного поля.
  2. Практическая работа.
  3. Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).

Практическая работа группы №1

«Рассматривание клетки под микроскопом»

Цель:отработать практические навыки работы с микроскопом.

Задачи:

  1. изучить строение растительной клетки;
  2. развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
  3. научиться схематически изображать строение клетки.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, учебник, тетрадь.

Ход работы:

  1. Включите программу «UleadVideoStudio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.
  2. Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом изображение объекта.
  3. Расположите стекло на предметном столике микроскопа, прижмите зажимами.
  4. Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе.
  5. Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х.
  6. Сфокусируйте микроскоп и увеличьте изображение, переведя кольцо в положение 200Х.
  7. Рассмотрите под микроскопом клетку кожицы лука, сравнив её с изображением в учебнике, стр.20.
  8. Зарисуйте в тетрадь клетку, увиденную под микроскопом и обозначьте: ядро, оболочку, цитоплазму.
  9. Сформулируйте вывод, используя стр.20,21 учебника.

Клетка — это __________________организм. Главная её часть — это___________, густая жидкость, заполняющая клетку -______________, ограничивает клетку — ____________.

ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ №2

  1. Создание мотивационного поля.
  2. Практическая работа.
  3. Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).

Практическая работа группы №2

«Сравнение свойств гранита иизвестняка»

Цель:отработать практические навыки работы с микроскопом.

Задачи:

  1. рассмотреть образцы и сравнить их состав и свойства;
  2. развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
  3. заполнить сравнительную таблицу «Горные породы».

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, песок и глина, учебник, тетрадь.

Ход работы:

  1. Включите программу «UleadVideoStudio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.
  2. Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.
  3. Нажмите кнопку включения подсветки сверху на микроскопе изображение объекта.
  4. Расположите известняк на предметном столике.
  5. Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х сфокусируйте микроскоп.
  6. Рассмотрите под микроскопом известняк и заполните таблицу.
  7. Расположите гранит на предметном столике.
  8. Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, 200Х, сфокусируйте микроскоп.
  9. Заполните таблицу:

Гранит

Известняк

Твёрдое, жидкое, газообразное

Однородное вещество или смесь веществ (каких?)

Цвет

Плотное или пористое

Раскалываются с трудом или легко (прочность)

Оставляет царапину с трудом или легко (твёрдость)

Растворимое или нерастворимое

  1. Вывод: Какие свойства горных пород удалось определить с помощью микроскопа?

ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ №3.

  1. Создание мотивационного поля.
  2. Практическая работа.
  3. Обобщение и подведение итогов (заполнение таблицы, смотри на обороте).

Практическая работа группы №3

«Лист— орган питания»

Цель:отработать практические навыки работы с микроскопом.

Задачи:

  1. изучить строение листовой пластинки;
  2. развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;
  3. сделать вывод о виде листа и типе жилкования.

Оборудование: микроскоп, предметные стёкла, учебник.

Ход работы:

  1. Рассмотрите количество пластинок на черешке и сделайте вывод о виде листа, используя учебник на стр.70.
  2. Включите программу «UleadVideoStudio7 SE VCD» на компьютере для воспроизведения изображения.
  3. Выберите файл capture на компьютере, на микроскопе должен зажечься зеленый индикатор подключения, а в окне программы появится передаваемое микроскопом.
  4. Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 10Х.
  5. Расположите на предметном стекле лист циссуса, сверху прижмите плотно другим стеклом.
  6. Положите экспонат на предметном столике с зажимами.
  7. Нажмите два раза кнопку включения подсветки сверху на микроскопе, чтобы включилась нижняя подсветка
  8. Переведите кольцо регулировки кратности увеличения изображения в положение 60Х, отрегулировав фокусировку поворотами рукояток.
  9. Рассмотрите, как расположены жилки у листа и сделайте вывод о типе жилкования, используя учебник на стр.70
  10. Вывод: Перед нами _______________ лист, потому что на его черешке _______________ листовая пластинка.

У этого растения жилки листа расположены __________________.

Приложение № 2

актуальность

целесообразность

— проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных

— развитие умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

— возможность быстро провести эксперимент и получить реальный результат

— портативность — автономная, легкая, переносная

— работа внутришкольного сервера

— высокая чувствительность

— освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)

— организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса

назначение

преимущества

недостатки

Литература:

  1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьнков. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.- 80с.
  2. Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: Учебник для 3класса: В 2 ч. — М: «Вентана-Граф», 2014
  3. Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н. Окружающий мир: Учебник для 4класса: В 2 ч. — Самара: Изд.дом»Фёдоров», 2013
  4. Методическое пособие «Использование программы Ulead VideoStudio 7 для работы с микроскопом QX7».- Институт новых технологий.
  5. http://www.minuspk.ru/publications/katalog/project/DswMedia/mikroskop.pdf
  6. http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/144632
  7. http://support.akipkro.ru/news/940-tsifrovye-mikroskopy-v-nachalnoj-i-osnovnoj-shkole.html
Основные термины (генерируются автоматически): микроскоп, VCD, кольцо регулировки кратности увеличения изображения, практическая работа, листовая пластинка, мотивационное поле, Начальная школа, предметное стекло, предметный столик, цифровой микроскоп.

Похожие статьи

Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт

Организация исследовательской деятельности с использованием ИКТ при изучении окружающего мира

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Исследование возможности распознавания геометрических образов с помощью тактильного зрения

Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование мультимедийных презентаций на уроках английского языка

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ослабленным здоровьем с использованием дистанционного обучения

Похожие статьи

Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт

Организация исследовательской деятельности с использованием ИКТ при изучении окружающего мира

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Исследование возможности распознавания геометрических образов с помощью тактильного зрения

Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии

Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование мультимедийных презентаций на уроках английского языка

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для детей с ослабленным здоровьем с использованием дистанционного обучения