Изучение иностранного языка с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе
Автор: Сафарова Асем Муратовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 30.05.2016
Статья просмотрена: 1678 раз
Библиографическое описание:
Сафарова, А. М. Изучение иностранного языка с применением элементов современной методики CLIL в образовательном процессе / А. М. Сафарова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10645/ (дата обращения: 15.11.2024).
Школа — мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепче держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс
В связи с переходом на 12-летнее обучение происходит модернизация образовательной системы Казахстана и методики преподавания, что влечет за собой новые требования к учителю. Учитель новой школы — это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. Потому пришло понимание, что будущее современной цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста. Оно все больше определяется ролью личности, готовой решать главные социально-экономические проблемы на благо и во имя человека. По данным ЮНЕСКО, одной из причин этого явления стала переоценка ценностей мировой цивилизации, в процессе которой общество подошло к осознанию необходимости воспитания человека культуры с планетарным мышлением, способного активно участвовать в социальном прогрессе, изменяя себя и окружающую деятельность. [1]
Всем известно, что от системы образования в обществе и ее состояния зависит очень многое, практически, это фундамент будущего общества, при этом важно отметить роль языка, который занимает важнейшее, если не центральное место в обществе и его системе отношений. Школа, как образовательное учреждение, в свою очередь способна создать и развить условия для успешного изучения иностранного языка. Учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. В данной статье, мне, как учителю английского языка, хотелось бы рассмотреть данную методику обучения. Метод, о котором пойдет речь, считается одним из самых успешных, так как он позволяет совмещать изучение сразу двух и более предметов, одним из которых является английский язык. Данную методику можно использовать как в начальном звене, так в среднем и старшем. Именно о пользе такого рода занятий и пойдет дальше речь.
Аббревиатура CLIL означает ContentandLanguageIntegratedLearning— интегрирование преподавания иностранного языка и других учебных дисциплин. Впервые термин был предложен Дэвидом Маршем в 1994 году. Этот вид преподавания характеризовал учебные ситуации, когда дисциплины или их отдельные разделы преподаются на иностранном языке, таким образом преследуя двуединую цель: изучение учебного предмета и одновременное изучение иностранного языка. Марш продолжил свои исследования, и уже в 2001 году сущность методики была истолкована следующим образом: CLILрассматривает изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов, таким образом формируя у учащегося потребность в учёбе. Это позволяет ему переосмыслить и развить свои способности в коммуникации, в том числе на родном языке. [2]
Отправной точкой для восприятия методики является признание того факта, что каждый учащийся является разумной и образованной личностью, но продемонстрировать свой интеллект он может только на родном языке. Попадая в ситуации общения на иностранном языке, ученики оказываются неспособны показать свои знания в областях специальных знаний — строительство, педагогика, медицина и т. д. Без знаний иностранного языка для этих специальностей они не имеют возможности общения в профессиональном контексте. Кроме того, ученики и студенты могут быть ограничены в доступе к информационным ресурсам по нужным им специальностям и не иметь возможности для эффективного профессионального роста. Профилизация преподавания иностранных языков позволит отойти от привычных контекстов типа «Еда», «Семья», «Увлечения» и обратиться к коммуникативным ситуациям, типичным для будущего профессионального и общечеловеческого общения обучающихся. Таким образом, функциональный подход к преподаванию иностранного языка позволяет достичь ещё большей эффективности за счёт предложения широкого общеобразовательного пространства в качестве учебного контекста.
Характерными для занятия в формате CLILявляются следующие элементы (4 «С» методики CLIL):
– Content — содержание. Необходимо стимулировать процесс освоения знаний и развития умений по предмету.
– Communication — общение. Необходимо учить студентов использовать средства иностранного языка для получения знаний по предмету.
– Cognition — мыслительные способности. Необходимо развивать мыслительные способности для лучшего понимания языка и предмета. Достижению этой цели помогут задания для аналитического или критического чтения и письма, задания по вычленению главного, сопоставлению, догадке, нахождению связей и т. д.
– Culture — культурологические знания. Понимание особенностей, схожестей и различий отдельных культур поможет обучающимся эффективнее социализироваться в современном поликультурном пространстве, лучше понять собственную культуру и стимулировать её сохранение и развитие. [3]
При проектировании учебного курса преподаватель должен учитывать такие факторы, как: возраст учащихся, их социально-лингвистическое окружение, степень знакомства с изучением предметов на иностранном языке. Проведение занятий в формате методики CLILпредполагает, с одной стороны, повышенные требования к преподавателю иностранного языка, которому придётся быть готовым привлекать к подготовке и/или проведению занятий коллег с другими предметами. С другой стороны, учащиеся отмечают, что занятия по иностранным языкам зачастую гораздо интереснее занятий по другим предметам, так как преподаватели используют разнообразные формы подачи материала, организации работы, делают акцент на индивидуальную и творческую деятельность детей. Это значит, что изучение основных предметов станет для учащихся намного интереснее и эффективнее, если будет происходить в рамках деятельностного и коммуникативного подхода, свойственного занятиям по иностранному языку.
Особые требования предъявляются и к подбору учебного материала и разработке заданий к нему. Таким образом, перед преподавателем ставятся следующие задачи:
– Материал по учебному предмету должен быть подобран на уровне сложности чуть ниже актуального уровня знаний учащихся на этом предмете на родном языке. Тексты должны быть тщательно отобраны и снабжены достаточным количеством заданий для понимания и освоения материла.
– Задания по обработке текста должны быть построены с акцентом на предметное содержание, вовлекать учащихся в процесс понимания, проверки, обсуждения главной мысли текста.
– Задания должны показывать особенности лингвистических форм, отрабатывать умение в их создании, употреблении, использовать различные виды проверки и оценки.
– Задания должны стимулировать самостоятельную и творческую деятельность учащихся, коммуникативные задания для устного и письменного общения на иностранном языке.
– Учеников следует ознакомить с компенсаторными стратегиями для решения языковых, содержательных и коммуникативных сложностей.
Выбор учебных материалов будет зависеть от структуры курса, определённой учебным учреждением. Существует три базовые модели курса:
– Расширение языкового образования — один или два часа в неделю посвящаются работе с материалами по отдельным темам предмета или нескольких предметов.
– Модульное преподавание — на различных этапах учебного процесса включаются модули изучения отдельного или нескольких предметов на иностранном языке.
– Частичное слияние с предметом — до 50 % учебных занятий по иностранному языку проводятся в формате методики CLIL. По содержанию учебный материал может повторять или дополнять материал, изученный на основных занятиях по предмету. [4]
При правильном учёте всех вышеперечисленных факторов курс, основанный на методике CLIL, позволит решить следующие учебные цели и задачи:
– Повысить мотивацию к изучению иностранного языка;
– Научить учащихся осознанно и свободно использовать иностранный язык для решения повседневных задач общения;
– Развивать у учащихся знание и понимание других культур;
– Подготовить учащихся к возможности продолжения образования и работы в глобальном контексте;
– Развивать лингвистические и коммуникативные компетенции посредством использования иностранного языка в естественном и современном виде.
Урок CLIL требует от учителя соблюдения следующих пунктов:
– Совмещение языковых и предметных знаний.
– Языковой компонент урока не нуждается в чёткой структуре.
– Языковые компоненты урока зависят от учебного предмета.
– Лексический подход важнее грамматического.
– Задачи, поставленные на уроке, зависят от уровня обученности ученика. [5]
Актуальность реализации подхода определена ГОСО РК, так как обозначены общие учебные умения, навыки и способы деятельности учащихся на каждой из ступеней образования, требования к умению использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни по каждому из предметов.
Универсальность учителя — вот основа CLIL метода. В CLIL для учителя языка нет ничего нового. Разница лишь в том, что учитель иностранного языка должен быть учителем — предметником, либо учитель — предметник должен быть способен преподнести свой предмет на иностранном языке.Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Сегодняшний активный ученик — завтрашний активный член общества. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Творческое мышление следует развивать всесторонним анализом проблем; познавательные задачи следует решать несколькими способами, чаще практиковать творческие задачи. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения. Использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, объединять в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. Изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Объяснять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Вся жизнь — это череда решений нестандартных, производственных и житейских. Эффективен не тот, кто просто много знает, а тот, кто владеет инструментами приобретения, организации и применения знаний из различных источников информаций.
Литература:
- Mehisto, P., Marsh D., Frigols, M.J. (2008) Uncovering CLIL. Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. Macmillan Books for Teachers. Macmillan Education
- Marsh, D. (2001). Using Languages to Learn and Learning to Use Languages: An introduction for parents and young people. TIE-CLIL: Milan.
- British Council. CLIL (Content and Language Integrated Learning) Introduction/Teaching English/British Council/ http://www.britishcouncil.org.
- Maljers A., Marsh D., Coyle D., Hartiala A. K., Marsland B., Pérez-Vidal C., Wolff D. (2002) The CLIL Compendium. http://www.clilcompendium.com
- Лалетина, Т. А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку.
- Bentley, Kay (2010) TKT Course CLIL Module CUP