Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии (старший дошкольный возраст) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шупикова, В. С. Рабочая программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание двух или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии (старший дошкольный возраст) / В. С. Шупикова, А. Ф. Саудаханова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 116-125. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10659/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основное предназначение дошкольного учреждения — обеспечение помощи семье в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сохранение и укрепление здоровья детей, развитие их индивидуальных особенностей и осуществление необходимой коррекции нарушений развития.

Оптимальное развитие детей со сложным дефектом, имеющих сочетание 2-х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии может происходить только при создании определенных, условий воспитания и образования в сочетании со специальными коррекционными методами и приемами.

При организации и проведении организованной образовательной деятельности предъявляется ряд организационно-педагогических требований: создание доброжелательной атмосферы общения, обеспечения каждому ребёнку близкой и понятной мотивации любой деятельности; широкое использование в организованной образовательной деятельности с детьми игровых приёмов обучения, моментов соревнования, дидактических игр, с целью поддержки интереса к процессу деятельности и получения задуманного результата; формирование навыков правильной осанки, укрепление мышечного корсета, развитие координации движений. Обязательным условием при проведении образовательной деятельности является смена статического положения, самомассаж, пальчиковая гимнастика или офтальмотренаж.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса и дополнительной литературы:

Т. С. Комарова «Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2–7 лет» М.: Мозаика — Синтез, 2006 (методическое пособие).

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в группе детского сада» М.: Мозаика-СИНТЕЗ,2008 (методическое пособие).

Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А. В., Зацепина, М. Б., — Испр. и доп. — М., 2002.

Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2–3 года. Конспекты занятий» М.: Мозаика — Синтез, 2007 (методическое пособие).

Конструирование из природного материала. / Л. А. Парамонова. — М: Карапуз.

Кукольный домик (детское рукоделие). / Л. В. Пантелеева. — М: Карапуз, 2003.

Т. С. Комарова «Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2–7 лет» М.: Мозаика — Синтез, 2006 (методическое пособие).

Программа по разделу «Изобразительная деятельность» рассчитана:

для детей в возрасте 5–6 лет:

по разделу «рисование» на 72 часа в год (2 раза в неделю), длительность организованной образовательной деятельности составляет-25 минут:

практических часов — 69

контрольно-диагностических — 2

срезовых — 1

по разделу «лепка» на 18 часов в год (1 раз в 2 недели), длительность организованной образовательной деятельности составляет- 20минут:

практических часов — 15

контрольно-диагностических — 2

срезовых — 1

по разделу «аппликация» на 18 часов в год (1раз в 2 недели), длительность организованной образовательной деятельности составляет- 20 минут:

практических часов — 15

контрольно-диагностических — 2

срезовых — 1

для детей в возрасте 6–7 лет:

по разделу «рисование» на 36 часов в год (2 раза в неделю), длительность организованной образовательной деятельности составляет: 25 минут;

практических часов — 69

контрольно-диагностических — 2

срезовых — 1

по разделу «лепка» на 18 часов в год (1раз в 2 недели), длительность организованной образовательной деятельности составляет: 25 минут;

практических часов — 15

контрольно-диагностических — 2

срезовых — 1

по разделу «аппликация» на 18 часов в год (1раз в 2 недели), длительность организованной образовательной деятельности составляет: 25 минут.

Программой предусмотрено проведение:

практических часов — 15

контрольно-диагностических — 2

срезовых —1

Содержание данной области направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности; развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной); развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, с применением средств, отвечающих психофизиологическим особенностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья и решение следующих задач:

Для детей 5–6 лет.

Приобщение к искусству:

продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству; развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства; развивать наблюдательность; при чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов;

формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства;

развивать навыки и умения правильной осанки;

укреплять мышечный «корсет» позвоночника и мышц конечностей

Изобразительная деятельность:

продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы;

развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение;

учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы;

совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций;

продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы(рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

развивать навыки детей, и способствующие формированию правильной осанки: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь; учить детей координировать движения рук в процессе продуктивной деятельности; использовать все группы мышц руки при работе с изобразительным материалом.

Предметное рисование:

учить на основании предварительного обследования рисовать карандашами и красками предметы разной формы, передавать их индивидуальные особенности

(огурец, помидор, лимон и яблоко), рисовать предметы из округлых и угловатых форм (автобус, вагон);

учить в рисунке передавать различие предметов по величине, рисовать предметы после наблюдения их на прогулке, рассматривание картинок, по представлению; учить предметному рисованию по индивидуальному замыслу, индивидуальному выбору из группы представленных предметов;

развивать умение передавать в рисунке свои впечатления; дополнять незаконченные рисунки дорисовывая существенные детали у предметов (колеса у машин, окна у домов), упражнять в составлении узора в круге, квадрате, овале, на полосе, использовать одну или несколько красок наносить точки, мазки, волнистые линии.

Лепка:

учить лепить знакомые предметы по представлению (по заданию, по собственному выбору), передавать особенности формы предмета, раскрашивать лепку использовать ее в игре; учить выполнять работу строго по теме; развивать умение сравнивать предметы по форме; учить лепить группы предметов к сказкам и обыгрывать поделки; планировать этапы и последовательность работы, а по окончании рассказать в какой последовательности она выполнялась; учить лепить предметы по индивидуальному выбору детей, до этого времени отсутствующие в их изобразительном опыте.

закреплять навыки аккуратной лепки.

закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка:

учить рассматривать деревянные хохломские миски, солонки; керамическую посуду; познакомить с лепкой полой формы (чашка, глубокая миска).

Аппликация:

совершенствовать умение анализировать образец, воспроизводить его в аппликации; развивать пространственные представления, совершенствовать навык работы с клеем;

учить составлять по образцу узор в круге и полосе; переносить симметричный узор с одной стороны аппликации на другу, осуществлять выбор необходимых элементов;

учить составлять предметную аппликацию из частей, наклеивать изображения сборно-разборных игрушек,

учить анализировать готовую работу, находить и сопоставлять симметричные элемент; при учете двигательных возможностей познакомить некоторых детей с приемами работы с ножницами, выполнять аппликации, тематика которых отражает изменения в погоде;

уточнить знания детей о правилах, способствующих формированию правильной осанки: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь;

учить детей координировать движения рук в процессе продуктивной деятельности;

использовать все группы мышц руки при работе с изобразительным материалом.

Для детей 6–7 лет.

Приобщение к искусству:

развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности;

формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре);

формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству;

формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей;

воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого;

закреплять навыки и умения правильной осанки;

укреплять мышечный «корсет» позвоночника и мышц конечностей

Изобразительная деятельность:

формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету;

формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности;

продолжать учить рисовать с натуры, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет.

закрепить знания детей о правилах, способствующих формированию правильной осанки; учить координировать движения рук в процессе продуктивной деятельности; использовать все группы мышц руки при работе с изобразительным материалом;

Предметное рисование:

совершенствовать умение анализировать натуру перед рисованием;

учить рисовать без показа по представлению на основе наблюдений;

учить передавать в рисунке впечатления от праздника, рисовать красками и карандашами осень, зиму, праздник елки, салют, передавая в рисунке изменения в природе; рисовать по представлению на темы сказок;

формулировать замысел содержание предстоящей работы и следовать намеченному плану; упражнять в раскрашивании контурных изображений; переносить рисунок с одной стороны листа на другую; учить рисовать красками, фломастером (ставить точки, волнистые линии, крестики, галочки, кружочки);

учить оценивать результат своей и чужой работы в соответствии поставленной задачей

Лепка:

продолжать учить лепить из пластилина по представлению простые, сюжетные композиции к сказкам (Мышка в коляске);

выполнять индивидуальные задания в выполнении общей работы с последующим объединением всех поделок (корзина с яблоками);

способствовать формированию замысла, планированию предстоящей работы и доведения до конечного результата;

учить анализировать проделываемую работу, определять степень участия каждого в ней, использовать данные поделки в других видах деятельности (игра, рисование, ФМП).

Аппликация:

учить составлять по образцу узоры из цветов, листьев по краям различных форм: круг, квадрат, овал, соблюдая принцип чередования по определенному признаку;

продолжать учить складывать и наклеивать изображения человека, животных из отдельных частей; проводить упражнения по узнаванию целого по части (кому нужна эта деталь?);

учить вырезать по возможности и наклеивать простые формы (овощи, фрукты); выполнять сюжетную аппликацию на тему «Зима», «лунная ночь»;

закрепить знания детей о правилах, способствующих формированию правильной осанки;

учить координировать движения рук в процессе продуктивной деятельности;

использовать все группы мышц руки при работе с изобразительным материалом.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания, связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

В программу включены следующие задачи национально-регионального компонента:

Старшая группа.

Продолжать знакомить детей с творчеством местного народа.

Обогащать музыкальными впечатлениями, слушая народную музыку и песни.

Подготовительная к школе группа.

Расширять знания детей о народной музыке коренных народов.

Учить изображать в музыкальных играх характерные движения: бег оленя, прыжки зайца, повадки песца, собаки, белки, лисы; использовать народные игры в самостоятельной деятельности.

В каждую форму организованной образовательной деятельности включен компонент дошкольного образовательного учреждения, направленный на реализацию коррекционно-развивающих следующих задач: учить сохранять правильную позу при работе за столом: не горбиться, не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь; учить детей координировать движения рук в процессе продуктивной деятельности; использовать все группы мышц руки при работе с изобразительным материалом. Данные задачи реализуются в форме специальных коррекционных игр и игровых упражнений на развитие мелко-моторных, крупно — моторных навыков.

При проведении организованной образовательной деятельности используются такие формы работы, как: создание коллекций, творческие задания, игры-драматизации, воспроизведение по образцу, выставки творческих работ, конструктивное моделирование, продуктивные виды деятельности, игра, рассматривание, наблюдение, исследовательская деятельность, рассказ, беседа, и др.

Содержание работы по освоению раздела «Изобразительная деятельность» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в рабочей программе представлено календарно-тематическим планированием, которое разработано с учетом обязательного минимума содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования и в котором указаны: разделы и темы в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы и календарем праздников. В данном плане тезисно представлено содержание изучаемого материала, требования к овладению необходимыми умениями и навыкам (программное содержание), включен национально-региональный компонент и компонент ДОУ, раскрыты формы и методические приемы, используемые в ходе организованной образовательной деятельности.

Определение результатов освоения программы направлено на целевые ориентиры и представлено следующим образом:

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Программа представлена в следующих разделах:

Пояснительная записка.

Тематический план организованной образовательной деятельности.

Тематическое планирование по разделу «Рисование».

Дата

Тема месяца

Сентябрь-9

Золотая осень. Хочу все знать.

Тема недели

Тема ООД

Диагностика

Детский сад и школа

Неваляшка

Астры в вазе

Профессии в детском саду, школе.

Дети делают зарядку

Осень на полотнах русских художников

Золотая осень

Осенние листья

Ветка рябины

Деревья и кустарники

Осенняя береза

Грибы

Гриб –Боровик

Октябрь-8

Дары осени.

Овощи

Овощи на столе (огурец и помидор)

Овощи на столе(морковь и свекла)

Фрукты

Яблоко и груша

Апельсин и банан

Хлеб всему голова

Колоски в вазе

Что нам осень принесла

Ягоды

Познакомьтесь, Хохлома!

Листочки и ягодки-подгот.гр.,

Ветка смородины -ст.гр.

Ноябрь-9

В мире животных.

Дикие животные

Ежиха с ежатами-ст.

Народный ненецкий орнамент-подг.

Дикие птицы

Три медведя гуляют

Домашние животные

Дымка

Домашние птицы

Индюк

Животные Севера

Белый медведь

Морозные узоры

Животные жарких стран

Слоновья семейка

Солнечный цвет

Гуси-лебеди

Декабрь-9

Новогодние кружева.

Зима

Снежной зимой в деревеньке-ст.

Рамка для картины-подг.

Опушка зимнего леса

Зимующие птицы

Снегири на ветках

Зима на полотнах русских художников

Зимние забавы

Дед и баба вылепели Снегурочку

Хвойные деревья

Песни метели

Новый год

Вальс снежинок

Рождество

Наша нарядная елка

Срезовое

Рисую что хочу

Январь-4

Мир моды.

Обувь

Девочка в нарядном платье.-ст.гр.;

Кукла в национальном костюме-подгот.гр.

Головные уборы

Шарф для папы

Одежда

Русская плясовая

Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка)

Февраль-8

Защитники Отечества.

Транспорт

Автобус едет по улице

Нарисуй что хочешь

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Я рисую море

Защитники Отечества

Наша Армия родная

Дом и его части

Дом для кота Матроскина

Строительные профессии

Дома на нашей улице

ПДД

Специальные машины

Март-8

Весна-красна.

Мамин день.

Моя любимая мама

Как я с мамой иду домой

Весна

Цветы дивной красоты-ст.гр. Жостовский поднос-подгот.гр.

Букет нежных подснежников

Комнатные растения

Кактус.

Хлорофитум, фиалка

Перелетные птицы

Что за чудо городок

Городецкие птицы

Апрель-9

Земля — наш общий дом.

Мебель

Столешница

Умная машина

Космос

Космос

Мой город

Заочная экскурсия по городу (видеофильм)

Посуда

Веселые ложки

Чайная пара

Москва

Спасская башня Кремля

Моя семья

Нарисуй какую хочешь картинку к сказке

Диагностика

Май-8

В мире природы.

Цветы

Букет тюльпанов в вазе

Я помню, я горжусь.

Салют в честь праздника Побед.

Насекомые

Веселые жучки

Весна на полотнах русских художников

Рыбы

Морское царство

Рисую, что хочу

Лето

Букет сирени

Лето на полотнах русских художников

Всего

72

Тематическое планирование по разделу «Аппликация».

Дата

Тема месяца

.

Тема недели

Тема ООД

Сентябрь

Золотая осень. Хочу все знать

Диагностика

Деревья и кустарники. Грибы

Гриб боровик

Октябрь

Дары осени.

Фрукты

яблоко и груша

Ягоды

банка варенья для Карлсона

Итоговая ООД

что нам осень принесла

Ноябрь

В мире животных.

Домашние животные

Домашние птицы

овечка

Животные жарких стран

жираф

Декабрь

Новогодние кружева.

Зимующие птицы

сова лесная на ветке-ст.

сова полярная на ветке- подгот.

Новый год

Рождество

сказочная птица

Срезовое

снеговик под елкой

Январь

Мир моды.

Одежда

украсим рукавички ягодками

Февраль

Защитники Отечества.

Транспорт

по морям, по волнам

Строительные профессии

ПДД

цветной домик –ст.

улицы нашего города-подгот

Март

Весна-красна.

Весна

одуванчики –ст.

подснежники- подгот)

Перелетные птицы

орнаменты коренных народов севера

Апрель

Земля — наш общий дом.

Диагностика

Москва

Моя семья

Спасская башня-подгот

салют на Красной площади-ст.

Май

В мире природы.

Насекомые

бабочки на лугу (коллективная)

Лето

цветы луговые

Всего

18

Тематическое планирование по разделу «Лепка».

Дата

Тема месяца

Тема недели

Тема ООД

Сентябрь

Золотая осень. Хочу все знать.

Диагностика

Золотая осень

за грибами в лес пойдем

Октябрь

Дары осени.

Овощи

натюрморт

Хлеб всему голова

чашка с блюдцем

Ноябрь

В мире животных.

Дикие животные

Дикие птицы

Дикая собака Динго/ фигурка животного

Животные Севера

оленье стадо (коллективная)

Декабрь

Новогодние кружева.

Зима

птицы на кормушке

(коллективная)

Зимние забавы

Хвойные и лиственные деревья

зимние забавы (коллективная)

Срезовое

елочка пушистая

Январь

Мир моды.

Обувь

Головные уборы

русская матрешка

Февраль

Защитники Отечества.

Транспорт

веселые вертолеты

Защитники Отечества

Дом и его части

деревенская улочка

Март

Весна-красна.

Мамин день.

букет для мамы (налеп)

Комнатные растения

декоративная пластина «цветы»

Апрель

Земля — наш общий дом.

Диагностика

Посуда

кувшинчик

Май

В мире природы.

Цветы

Я помню, я горжусь.

яблоня в цвету (налеп)

Рыбы

рыбки весело резвятся (коллективная)

Всего

18

Тематическое планирование по разделу «Музыка

Дата

Тема месяца

Сентябрь-9

Золотая осень. Хочу все знать.

Тема недели

Тема ООД

Диагностика

Детский сад и школа

Игрушки

Осень в гости просим

Профессии в детском саду, школе.

День Знаний

Детский сад (день дошкольного работника)

Золотая осень

Прекрасна ты, осенняя пора

Осень — гостья дорогая

Деревья и кустарники

Березка

Грибы

Урожай собирай

Октябрь-8

Дары осени.

Овощи

Что нам Осень принесла?

Осень разноцветная

Фрукты

Что нам Осень принесла?

Осень разноцветная

Хлеб всему голова

В гостях у сказки

Осень хлебосольная

Ягоды

Рябиновые бусы

Как готовиться к зиме

Ноябрь-9

В мире животных.

Дикие животные

Сказка начинается

Дикие птицы

Кто как готовится к зиме

Домашние животные

На бабушкином дворе

Домашние птицы

У бабушки-загадушки

Животные Севера

Северные напевы

Морозные узоры

Животные жарких стран

Чунга-чанга

Чей домик?

Играем в театр

Декабрь-9

Новогодние кружева.

Зима

Здравствуй, гостья Зима

У леса на опушке

Зимующие птицы

Снегири

Снежные сказки

Зимние забавы

Снежные колобки

Хвойные деревья

Песни метели

Новый год

Вальс снежинок

Рождество

Рождественская сказка

Срезовое

Повтори звуки

Январь-4

Мир моды.

Обувь

Святки

Головные уборы

А, ну-ка, девочки!

Одежда

Русская плясовая

Веселый хоровод

Февраль-8

Защитники Отечества.

Транспорт

Веселый автобус

Мы едем, едем, едем…

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Вот поезд наш мчится

Защитники Отечества

Наши защитники

Дом и его части

Музыкальный теремок

Строительные профессии

Кого встретил Колобок?

ПДД

Куда едут красные машины?

Март-8

Весна-красна.

Мамин день.

Маму поздравляют дочки и сыночки

Весна идет

Весна

Букет для мам

Вальс цветов

Комнатные растения

В нашем садике

Весна стучится в окна

Перелетные птицы

Пение птиц

Весенние забавы

Апрель-9

Земля — наш общий дом.

Мебель

Загадки Петрушки

В гостях у бабушки Федоры

Космос

Космическое путешествие

Мой город

Солнечная капель

Посуда

Задорные ложкари

Веселый самовар

Москва

Наш гимн

Моя семья

Сколько нас поет?

Диагностика

Май-8

В мире природы.

Цветы

Наш любимый детский сад

Я помню, я горжусь.

Дорогие ветераны

Насекомые

Бабочки и жуки

Кто быстрее?

Рыбы

Музыкальный аквариум

Золотая рыбка

Лето

Пусть всегда будет солнце!

Солнечные зайчики

Всего

72

Литература:

  1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2–7 лет» М.: Мозаика — Синтез, 2006 (методическое пособие).
  2. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в группе детского сада» М.: Мозаика-СИНТЕЗ,2008 (методическое пособие).
  3. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А. В., Зацепина, М. Б., — Испр. и доп. — М., 2002.
  4. Конструирование из природного материала. / Л. А. Парамонова. — М: Карапуз.
  5. Кукольный домик (детское рукоделие). / Л. В. Пантелеева. — М: Карапуз, 2003.
  6. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2–7 лет» М.: Мозаика — Синтез, 2006 (методическое пособие).
  7. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. — М., 1991.
  8. Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Основные термины (генерируются автоматически): организованная образовательная деятельность, защитник Отечества, золотая осень, правильная осанка, детский сад, методическое пособие, ребенок, изобразительная деятельность, изобразительный материал, продуктивная деятельность.

Похожие статьи

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Программа «Чистюля» как средство повышения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...

Исследовательская деятельность по использованию элементов смехотерапии в работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «задержка психического развития»

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структкре специализированных групп

Проект: «Использование возможностей предметной дидактической среды с картиннографией в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию высших психических функций у детей с задержкой психического развития старшего возраста по теме «Космическое путешествие»

Похожие статьи

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Программа «Чистюля» как средство повышения уровня сформированности гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...

Исследовательская деятельность по использованию элементов смехотерапии в работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «задержка психического развития»

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Рабочая программа коррекционной деятельности по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей 5–7 лет общеразвивающего ДОУ, не имеющего в своей структкре специализированных групп

Проект: «Использование возможностей предметной дидактической среды с картиннографией в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию высших психических функций у детей с задержкой психического развития старшего возраста по теме «Космическое путешествие»