Мультимедийная презентация как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка
Авторы: Симонова Александра Сергеевна, Хлебникова Елена Александровна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 03.06.2016
Статья просмотрена: 1677 раз
Библиографическое описание:
Симонова, А. С. Мультимедийная презентация как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / А. С. Симонова, Е. А. Хлебникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10706/ (дата обращения: 16.11.2024).
Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе. В настоящее время выпускник школы должен быть готов к полноценной творческой деятельности в современном информационном обществе, а это значит, он должен обладать не только определенным объемом знаний, но и владеть умениями и навыками, позволяющими осуществлять учебную и трудовую деятельность, а также обладать современными ценностями, ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми технологиями, быть готовым к межличностному, межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Английский язык приобрел статус языка международного общения, поэтому и учащиеся, и их родители, и государство в целом заинтересованы в практическом овладении иностранным языком. Владение иностранным языком — это то средство, с помощью которого человек получает возможность не только обогатить свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, но и возможность оценивать чужую мысль и выражать свое отношение к чужой культуре, чужому творчеству. Поэтому из числа способов овладения иностранным языком предпочтение отдается тем методикам, которые, прежде всего, обладают развивающим потенциалом.
Инновационный подход к обучению позволяет организовать учебный процесс так, чтобы ребенок получал удовольствие от урока, но при этом урок не превращался бы просто в игру. На данном этапе развития процесса обучения сформировалось достаточное количество технологий, которые применяются учителями для достижения целей, предъявляемых ФГОС второго поколения. Школе нужен учитель современный и развивающийся, умеющий применять знания в нетрадиционной обстановке. Уроки должны быть прогрессивными, интересными и креативными. Современное образование предполагает широкое использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе для активизации познавательной деятельности обучающихся и развития интереса к предмету.
В настоящее время в педагогической практике мультимедийные презентации прочно заняли свое место на уроке иностранного языка и являются частью учебно-методического обеспечения. Мультимедийная презентация является качественно новым подходом в изучении иностранного языка. В толковом словаре иностранных слов под мультимедиа понимается технология, предусматривающая использование различных средств производства, хранения и передачи информации (акустических, визуальных и т. п.), а также совокупность программ и информационных систем, реализующих эту технологию. Презентация же определяется как общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного. Основной задачей мультимедийной презентации является доведение до аудитории полноценной информации об объекте презентации в удобной форме.
Применение мультимедийных презентаций играет большую роль на уроках иностранного языка, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть языковые трудности, достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. Презентации вызывают интерес не только у учителей, но также и у учащихся, так как для подготовки такой презентации ученик должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.
В процессе создания, подготовки и демонстрации мультимедийной презентации учащимися на уроке иностранного языка реализуются познавательный, учебный, развивающий, а также воспитательный аспекты обучения.
Познавательный аспект проявляется в том, что работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся из всего многообразия поисковой информации отбирают материал, который наиболее им интересен. Учащимися используется новая актуальная информация из ресурсов сети Интернет и других источников, а также свои собственные познания в этой области. Подобное сравнение стимулирует и мотивирует стремление учащихся постоянно увеличивать и углублять объем своих знаний по теме. Следует сделать вывод, что познавательный аспект в работе над презентацией способствует созданию мотивации.
Учебный аспект реализуется в ходе работы над презентацией, когда сочетаются все виды речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование и письмо. Учащийся дает расширенную информацию по каждому слайду. Высказывание создателей презентации должно быть логическим, грамматически верным, правильно оформленным в языковом отношении и отвечающим поставленной коммуникативной задаче. Учащиеся учатся передавать информацию, содержание которой не всегда известно классу, а поэтому имеют реальный стимул к высказыванию. Защищая презентацию, ученик учится логически правильно строить своё выступление, то есть формирует умение монологического высказывания. Это позволяет ему научиться выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность, логически рассуждать, сопоставлять, учиться высказываться в пределах программы. Мультимедийные презентации — это эффективный приём при развитии и совершенствовании монологического высказывания, так как в процессе своего выступления ученик имеет возможность использовать ключевые слова, схемы, картинки, таблицы, которые он самостоятельно разработал. Это позволяет высказываться последовательно, развёрнуто, выразительно, с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами.
Развитие навыков чтения является одной из главных целей обучения при работе над презентацией. Тексты для чтения в первой своей функции используются для поиска информации по теме презентации. Для того чтобы отобрать необходимый для своей презентации материал, учащимся приходится ознакомиться с огромным количеством печатного материала.
Аудирование выступает как цель и как средство обучения при защите презентаций. В ходе прослушивания речи выступающего с защитой презентации другие воспринимают его речь на слух, знакомятся с новым материалом, узнают на слух и припоминают уже известную ранее информацию. На защите мультимедийной презентации аудирование часто сочетается со зрительной опорой.
Работая над презентацией, учащиеся учатся письменно фиксировать ключевые понятия, фразы, цитаты, короткую текстовую информацию, печатать ее на слайдах. Задача учителя проверить и при необходимости исправить имеющиеся орфографические ошибки, сделать это корректно, направить учащихся на запоминание трудных слов. При ознакомлении с новой лексикой, изображения на экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием. При изучении грамматического материала увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Интеллектуальное развитие учащихся также является важной задачей обучения иностранному языку при создании и защите презентации. Процесс работы над созданием каждого отдельного слайда строится как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий. Продолжается работа над формированием устойчивого интереса и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка. Работа над презентацией развивает у учащихся воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Все это отражает развивающий аспект обучения.
Воспитательный аспект предполагает, что материал мультимедийной презентации по любой теме должен быть ориентирован на усвоение общечеловеческих ценностей. Участники создания презентации при ее защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду, учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимной поддержки, осознавать свою культуру через контекст культуры англоязычных стран.
Применение мультимедийных презентаций значительно обогащает возможности урока. Эффективность воздействия учебного материала в виде презентаций на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Говоря о преимуществах использования мультимедийных презентаций, необходимо указать их главные достоинства:
– повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
– совершенствование языковых навыков и умений;
– создание побуждающей к творчеству обстановки;
– возможность реализации индивидуализации обучения;
– наглядное представление материала;
– реализация самостоятельной деятельности учащихся;
– сочетание контроля и самоконтроля;
– сочетание разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
– сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся.
Но не следует забывать о недостатках мультимедийной презентации. Во-первых, возможна утомляемость детей однообразной учебной деятельностью. Необходимо уметь не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Во-вторых, мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что также способствует повышению утомляемости детей. Только разумное комплексное сочетание всех имеющихся методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
Таким образом, применение современных технологий в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. Более того, внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех его этапах: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. К тому же, мультимедийные презентации позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
- Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка. — М.: Издательство Астрель, 2003. -1578 с.
- Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.
- Колкер Я. М., Устинова Е. С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 1.
- Денисова Ж. А., Денисов М. К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием // Иностранные языки в школе. -2008.- № 3 стр. 20–27