Понимание прочитанного при учебном и самостоятельном чтении на уроках математики
Автор: Фролова Елена Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 15.06.2016
Статья просмотрена: 969 раз
Библиографическое описание:
Фролова, Е. Ю. Понимание прочитанного при учебном и самостоятельном чтении на уроках математики / Е. Ю. Фролова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10743/ (дата обращения: 20.12.2024).
Понимание прочитанного при учебном и самостоятельном чтении на уроках математики
«Книга — источник знаний», но надо уметь знания эти считывать. Задача современной системы образования не столько научить ученика читать, писать и считать, сколько сформировать у него «умение учиться». В основе всей деятельности учения лежит — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания.
В своей практике я столкнулась с тем, что «чистые» задачи по математике выполняются успешнее, чем задания, содержащие описание реальной ситуации. Наличие текста негативно сказывается на выполнении математической задачи.
Это объясняется тем, что математические тексты имеют свои специфики:
- Математические тексты написаны с помощью специальной символики. Для этих текстов характерна абстрактность освещаемых вопросов, лаконичность изложения, логическое построение, использование математической символики, формул и выражений, наличие чертежей, графиков, позволяющих перевести абстрактные понятия на язык образов и помочь читателю вскрыть существенные связи между рассматриваемыми объектами.
- В тексте учебника встречаются ссылки на уже известный материал, и если ученик с этим материалом не знаком или забыл, он не всегда может восстановить этот пробел самостоятельно.
- Математические тексты кратко изложены, что влечет необходимость интенсивной мыслительной деятельности при его чтении. Строгое логическое построение текста, доказательность рассуждений, определенная последовательность утверждений, наличие логических связок — все это требует напряжение мысли, сосредоточения. Кроме этого, требуется и владение некоторыми специфическими способами чтения математических текстов, такими как самостоятельное восстановление опущенных шагов, выполнение чертежей и рисунков, необходимых для понимания текста. В геометрии, например, полезно уходить от стандартных изображений, повторяя доказательство теоремы, взяв фигуры с иным соотношением и расположением элементов.
В своей работе учитель использует много различных приемов и методов подготовки к уроку. Наиболее широкое применение в современной школе получила технология развития критического мышления, включающая в себя основы смыслового чтения. Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала, и при изучении нового.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
5–6 классы
– выделение главного в тексте;
– составление примеров;
– умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
– грамотно пересказать прочитанный текст.
7–8 классы
– умение составить план прочитанного;
– воспроизводить текст по предложенному плану;
– умение пользоваться образцами решения задач;
– запоминание определений, формул, теорем.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Выделяют три этапа, по которым следует проводить работу учащихся с учебником на уроках математики. Рассмотрим подробнее каждый из этапов. В них покажем наиболее подходящие приемы работы с текстом для формирования у учащихся ключевых компетенций.
1 этап — Работа до чтения.
- В начале урока можно предложить игру «Банк идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно — исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.
- «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока, когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
- «Кластер»
Кластер(англ.Cluster — пучок, гроздь) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.
В методике, кластер — это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память.
Этапы работы при составлении кластера
1-й этап — посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” идеи, темы.
2-й этап — учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг “разбрасываются” слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается.
3-й этап — осуществляется систематизация. После чтения учебника, объяснения учителя учащиеся начинают анализировать и систематизировать изученный материал. Хаотичные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается.
4-й этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь тоже появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
2 этап — Работа с текстом учебника непосредственно.
Это само чтение. Работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, позже ребята сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).
В зависимости от поставленной цели учитель должен организовать чтение параграфа одним из способов (опережающее чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение по ролям, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр).
- Для лучшего понимания прочитанного текста учебника можно использовать методический прием — «Инсерт». Технически он достаточно прост. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки могут быть следующие:
Знак |
Значение знака |
V |
отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику |
+ |
отмечается новое знание, новая информация |
― |
отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе |
? |
отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее |
Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.
- Прием «План или конспект прочитанного»
Проработав доказательства теоремы, учитель может выдать каждому ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде таблицы, состоящей из двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая — их обоснования, а также имеются пропуски в той или иной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимся необходимо заполнить пустые места в доказательстве. Учащимся можно предложить заполнение этой таблицы с использованием учебника.
3 этап — Работа после чтения.
После чтения параграфа или главы из учебника ученики должны обязательно высказать свое отношение и свои мысли о прочитанном, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.
- После изучения на уроке темы, даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (на доску). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, речевые умения и снижает утомляемость.
- Еще одним приемом является составление маркировочной таблицы «ЗХУ»,которая является вариацией вышеописанного метода «Инсерт». Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы.
Что мы знаем |
Что мы хотим узнать |
Что мы узнали |
- Приём «Синквейн»
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка — тема или предмет (одно существительное);
2 строка — описание предмета (два прилагательных);
3 строка — описание действия (три глагола);
4 строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность систематизировать полученную информацию, изложить сложные идеи. На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит перед учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой — это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.
Литература:
- ФГОС. Основное общее образование, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897, http://standart.edu.ru
- Основы смыслового чтения и работы с текстом. Биология и география. — Большаков А. П.-Волгоград: «Учитель»,2014
- Развитие критического мышления на уроке. Заир-Бек С., Муштавинская И. Пособие для учителя. — М., 2004.
- http://festival.1september.ru/articles/588329/ — Технология работы с текстом на уроках математики и физики