Компьютерные технологии в системе образования
Автор: Гладышева Елена Николаевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 22.06.2016
Статья просмотрена: 2179 раз
Библиографическое описание:
Гладышева, Е. Н. Компьютерные технологии в системе образования / Е. Н. Гладышева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10775/ (дата обращения: 15.11.2024).
Приход компьютерных технологий на смену традиционной методике безусловно внёс коррективы в процесс обучения. А вот способствовали ли они усилению эффективности учебного процесса, как ожидалось? Не хочу упускать возможность рассмотреть, какие качественные изменения захлестнули педагогический процесс на уровне обучения студентов так необходимым информационным технологиям в контексте будущей профессиональной деятельности.
1.Цифровые технологии активно входят в нашу жизнь, меняя её.
Кнопочное воспитание, серфинг по социальным сетям, компьютерная зависимость от игр и Интернета — патологические факторы потерянного времени, столь необходимого для развития и образования. Опасное влияние пустопорожнего использования компьютера для хорошего самочувствия или эйфории за планшетом заметно к подростковому периоду. Фактически можно наблюдать психологические и физические симптомы. По исследованиям, проводимым в нашем техникуме, 70 % студентов — компьютерные геймеры, которые испытывают тягу к этому удовольствию и не могут вовремя остановиться. Устойчивая потребность в игре, отвлеченность от мира сверстников, раздражительность в семье не способствуют успешной социализации. Вследствие этого многие студенты испытывают затруднения в учебе, вплоть до проблем. Невиртуальный мир для них скучен, неинтересен и в рамки ненавистной для них реальности они не вписываются. Отклонения в эмоциональной сфере, невозможность прекращения увлечения в силу психологической зависимости, расхождение с нормами общества, бегство от реальности — причины дискомфорта современных студентов.
2.Планета стремительно скатывается к киберфеодализму.
Заносчивость IT-специалистов на фоне потускневших общих интеллектуальных способностей заметна не для всех. Талантливый преподаватель больше не заперт в пыльной аудитории техникума и может одновременно обучать сотни тысяч студентов, при этом компьютерные технологии позволяют ему давать хорошую обратную связь — оценивая, например, ход прогресса своих питомцев. В отлаженной системе дистанционного обучения есть ли место оценке нравственных прорех обучающихся. Или автоматизация процесса не превращает его участников в биороботов со своим набором функционала в профессиональной или служебной иерархии.
Очевидно, что зарождается контур новой аристократии и узкая прослойка мастеров для обслуживания этой структуры. Вписываются ли в этот сценарий тысячи будущих безработных? Самых талантливых будут, вероятно, отбирать ещё в школах и забирать «наверх», в гипоэлиту. Для остальных легальные социальные лифты будут наглухо заколочены. В классе потребления в том объеме, который преподносит общество, знания будут не востребованы. И подрастающее поколение это понимает.
3.Вырождение специалистов, обучающих ремеслу.
Так уж сложилось, что рано или поздно образовательные учреждения покидают профессионалы. Выгорание или бедственное положение системы образования тому причиной, но в последнее время текучка кадров стала заметна. Бескорыстие трудоголиков сменилось безответственностью молодых, посторонних для образования, людей. Новые учителя уже не будут такими — они выросли в другой формации, где в порядке вещей то, что человек человеку волк, что без денег нет работы, что если не ты — то тебя. И, как дети своей эпохи, они не смогут вести себя так, как уходящее во тьму поколение, которое добивалось эффективности учебного процесса без мультимедийных подходов.
Современный подход к преподаванию преследует совершенно другие цели. И тут целый комплекс так называемых «помех»: отсутствие интереса у самого педагога, не совсем качественный выбор учебников (или их отсутствие), и как результат — непонимание предмета студентами. Какие еще профессии надо уничтожить в угоду беснующемуся невежеству? В результате дестабилизирующей деятельности по развалу образования имеем профессиональную деформацию личности преподавателей, энергичное безвекторное сословие менеджеров от образования, утраченное впечатлительное и доверчивое отношение к учителю, иронию ослабления внимания к работе…Технический помощник, компьютер, интенсивно влияет на процесс… деградации. Наглядно-образное мышление не переходит в фазу абстрактного и апатичное отношение к наглядности сопровождается лениво-вальяжным слабоумием многих представителей молодежи. Если требовать активность на каждом уроке от студента, что предполагает интерактивная среда и современные информационные технологии, какова будет реакция обучающегося? Вот и я того же мнения. Человек даст слабину и будет отвлекаться в целях защиты от усталости. А студент тем более включит задний ход.
Компьютер высвободил время для диалога со студентом. Но заинтересованное общение предполагает разносторонность интересов преподавателя, грамотную речь и соответствующие приемы поведения, доброжелательность контакта. Учителя, перешагнувшие порог образовательных учреждений в новом качестве, уже воспитывались в технической среде, и кроме медиаграмотности не могут предложить современным детям ничего.
4.«Эффект Google».
Студенты, страдающие от «эффекта Google» уверены, что знания им не нужны, поскольку любая информация находится на расстоянии клика. При этом заболеванию подвержены даже те, кто не разделяет подобного убеждения — мозг просто отказывается запоминать информацию, независимо от человеческой воли.
5.Риски использования информационных технологий.
Из-за положительного отношения к техническому другу, который прочно завоевал популярность в образовательных кругах, происходит недооценка сопряженных с использованием компьютера рисков.
Нарушения в работе памяти, концентрации внимания, депрессивные состояния, апатичное или девиантное поведение студентов — негативные последствия деятельности по формированию готовности к самообразованию, к работе в современной информационной среде. Заметные отклонения в здоровье из-за длительных нагрузок за компьютером испытывают студенты, которые также имеют затруднения в учебе.
Надежды на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий не оправдались. Для организации внеаудиторной самостоятельной работы многие преподаватели выбирают проекты, которые требуют больших затрат времени. Студенту проще отмахнуться от такой работы, заменить ее на плагиат из Интернета, скопировать готовые рефераты и презентации на заданную тему, поскольку они в свободном доступе, или сделать выбор в пользу свободного от учебных задач досуга за компьютером.
Прививание эгоцентрической картины мира, тотальная индивидуализация обучения ведут к ограничению вербальной коммуникации, отсутствию прямого межличностного контакта при передаче информации посредством сетевых технологий, снижают способность к коллективной образовательной и социально-ориентированной деятельности. Ухудшение навыков социализации, изменение привычного характера коммуникативных процессов приводит к формированию нового типа социальных отношений и механизмов поведения. Уровень психического благополучия у студентов определяется взаимодействием неблагоприятных факторов среды и системой защитных психических механизмов, обеспечивающих эффективную адаптацию и развитие. Возможность построения модели деятельности участников образовательной среды без риска для здоровья зависит от нескольких составляющих: отказ от интоксикаций своего разума, наличие культуры и интеллекта, исключение искаженных образцов поведения. На текущий период воспитание молодых людей строится по схеме стимулирования инфантильного поведения, иными словами, искусственно затягивается процесс наступления социальной зрелости. Пик физической и интеллектуальной активности преодолевается без потрясений для государства из-за социального инфантилизма населения.
Легкость представления и доступность информации онлайн подтверждают склонность людей находить изощренные способы для использования ресурсов сети в корыстных целях. Безобидные упражнения студентов ушли в тень, с не меньшим успехом их компьютерная грамотность может быть применена в несколько иных целях. Причины появления и распространения такого рода услуг, с одной стороны, скрываются в психологии человеческой личности и ее теневых сторонах (зависти, мести, тщеславии непризнанных трудов, невозможности конструктивно применить свои способности), с другой стороны, обусловлены отсутствием аппаратных средств защиты и противодействия со стороны операционной системы персонального компьютера. Превратив свои жизни в компьютерный квест, наши IT-отличники наводят порядок на просторах сети, вторгаются в личное пространство людей, проводят вирусные атаки, способствуют ложной интерпретации информации, изумляют своими поведенческими реакциями, вероломно уничтожают массивы информации, избирательны только к собственным интересам… Нищета эмоционально-ценностной сферы студентов, бездуховность, отсутствие нравственной зрелости, чести и достоинства уверенно изыскивают способы легкого добывания средств для жизни. Случаи злоупотребления технологиями, несанкционированный доступ и раскрытие конфиденциальной информации, другие правовые нарушения компьютерной целостности данных происходят всё чаще с участием студентов. Наметились опасные тенденции процесса информатизации общества, идут сдвиги в пользу киберпреступности в преуспевающей в этой области учащейся молодежи.
Ориентация информационно-коммуникационной предметной среды на потребности конкретного студента позволяет ему самому определять свою образовательную траекторию. Основным условием обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в условиях такого обучения является, в том числе, и предотвращение возможных негативных последствий использования IT-технологий.
6.Эффект «затягивания» гиперссылок.
Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть на почве применения современных мультимедийных средств информационно-коммуникационных технологий в системе традиционного и открытого образования. В частности, некоторые обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте.
Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя соблазну следовать по предлагаемым ссылкам, что может отвлечь обучаемого от основного русла изложения учебного материала. Колоссальные объемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения. Использование мультимедиа как способа одновременного представления образовательной информации разными способами и видами информации «размывает» способность ее анализа в части приоритета и может привести к доминированию вторичной информации. Наряду с этим, такое представление информации исключает возможность использования других способов получения информации (тактильное, обоняние, осязание). Следовательно, современные образовательные ресурсы должны не только представлять знания, но и обеспечивать контроль усвоения знаний.
7.Негативное воздействие на формирование личности.
Перспективы развития личности в информационном обществе оказались не очень радужными.
Чтобы избежать потерь, которые неизбежно скажутся на качестве формирования личности специалиста с точки зрения не только его профессионально-практической, но и социальной компетентности, гражданской позиции и нравственного облика человека необходимо прекратить практику свертывания социальных контактов, опосредованное социальное взаимодействие и общение, индивидуализм… Без развитой практики диалогического общения мы упустим саму возможность формирования творческого мышления.
Наблюдаются определенные негативные явления и в информационно-телекоммуникационнойсфере, которые требуют в процессе образования сформировать у обучающегося механизмы защиты психики, сознания, духовной жизни от информационных манипуляций и агрессии массовой культуры, воздействия недостоверной, ложной информации или дезинформации.
В заключение можно сказать, что ключевыми моментами в информатизации образования, на современном этапе, являются личностно-ориентированный характер содержания образования, активное использование творческой деятельности студента по формированию и представлению нового знания, опыта в решении ситуационных задач, развитие эмоционально-ценностной сферы студента, формирование стремления к сотрудничеству и навыков групповой деятельности. В срочном порядке необходимо подтягивать уровень образовательных навыков к образцам советской школы, иначе студенты не смогут осваивать профессиональный минимум. И заниматься просвещением родителей о последствиях компьютерных нагрузок на ребенка.