Применение метода проекта на уроках информатики, направленное на формирование патриотического воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Асецкая, Н. Б. Применение метода проекта на уроках информатики, направленное на формирование патриотического воспитания / Н. Б. Асецкая. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10801/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается применение метода проекта на уроках информатики в ФГКОУ «Севастопольское президентское кадетское училище» в 5классах направленное на формирование патриотического воспитания кадет, которое всегда было одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Рис. 1. Работа над проектом

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым и относится метод проектов.

Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходима работа в различных направлениях, результаты которой обобщаются и объединяются в одно целое.

По уже сложившейся традиции, в преддверии Дня победы в России проводится акция «Письмо ветерану». Акция направлена на воспитание подрастающего поколения с целью закрепления основ патриотизма, воспитание гордости за Родину за подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны. Особенно важно, чтобы не утрачивалась связь поколений — поколений победителей и их правнуков, ради которых они сражались до победного конца.

Такой проект, направленный на патриотическое воспитание можно реализовать на уроках «Информатика и ИКТ» в 5 классах при изучении графического редактора, с применением метода проектов, который очень востребован в педагогической практике. Применение метода проекта очень актуально так как он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а так же работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов кадета.

Проект «Письмо ветерану» был выбран не случайно: с одной стороны — изучение графики, с другой — творчество, с третьей — патриотическое воспитание, и как результат — получение конечного продукта, само письмо. Проект «Письмо ветерану» — это комплексная работа, позволяющая оценить навыки работы в графической среде, в операционной системе WINDOWS, с файлами, с объектами.

Основные подходы иэтапы реализации проекта

Работа над проектом включает определенные этапы выполнения, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

Проект «Письмо ветерану» рассчитан на 6 занятий:

1 этап Подготовительный:

1 урок Знакомство с возможностями графического редактора Paint.

2 урок Знакомство кадет с историей создания писем, моделирование заготовки письма в графическом редакторе.

2 этап Практический:

3 урок Создание письма ветерану.

4 урок Создание письма ветерану.

3 этап Реализация проекта:

5 урок Распечатка готового продукта, создание письменной творческой работы.

4 этап Заключительный:

6 урок Конкурс работ.

Применяется системно-деятельностное обучение, создаются условия для познавательной активности учащихся. При этом используются четыре типа урочных занятий:

На подготовительном этапе используется урок открытия новых знаний, на котором происходит расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов и формирование у кадет умения реализации новых способов действия. На этом уроке определяется тема проекта, выявляется проблема, обоснуется актуальность и выбор темы. Ставятся цели, выдвигаются задачи проекта, объясняется интерфейс графического редактора Paint, показываются возможности и средства работы в данной программе. Происходит первое практическое знакомство с редактором, даются задания для первичного закрепления материала.

На втором этапе применяется уроки отработки умений и рефлексии, которые проводятся с применением метода проекта. На таких уроках предполагается высокая степень самостоятельности кадет в выполнении проекта. Кадеты занимаются поиском материала, в ходе процесса подбирают, копируют тематические изображения, обрабатывают тексты, создают рисунки, моделирует само письмо в графическом редакторе Paint и т. д. Самостоятельная деятельность кадет и творческий подход предполагается на каждом этапе реализации проекта — начиная от моделирования листа, на котором будет создаваться письмо-треугольник, подбор материала, текста, рисунков, до конечного результата в виде письма ветерану.

На третьем этапе проекта применяетсяурок общеметодологической направленности, на котором происходит формирование у кадет способностей к структурированию и систематизации знаний, связывающих изучение всей темы в единую систему.

Рис. 2. Письма ветеранам

Четвертый заключительном этапе проходит в виде конкурса, на котором проходит защита проекта. На этом уроке кадеты презентуют свой проект в целом. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Важность публичного выступления для пятиклассников состоит в самореализации, само актуализации, развития коммуникативной компетенции. Через защиту проектов происходит понимание важности конечного продукта, осознание значимости сохранения в памяти подвига защитников отечества и сопричастности к истории России, рефлексия, анализ выполненной работы, её оценивание.

После того как письма-треугольники были распечатаны, подписаны кадетами, прошли защиту проекта, они отправляются ветеранам.

Технология работы по методу проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, позволяющая кадетам 5 классов приобрести навыки участия и организации проектов, подчиняясь наиболее общим принципам развития и проходя определенные этапы создания проекта, открывая для себя необходимые приемы работы над проектом, учащийся развивает свою самостоятельность. Проект «Письмо ветерану» особенно важен для кадет 5-х классов, так как этот проект сохраняет связь поколений, помогает осознавать обучающимися причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Познание корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.

Литература:

  1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие — М.: 2001
  2. Босова Л. Л., Информатика: Учебник для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -160 с.: ил.
  3. Вежевич Т. Е. Моделированиерегиональныхсистемпатриотическоговоспитанияшкольников: дисдок. пед. наук:13.00.01 / Т. Е. Вежевич; [Местозащиты: Бурят. гос. ун-т]. — Улан-Удэ, 2011. — 471 с.
  4. Смирнова Н. А. Героико-патриотическоевоспитание: личностныеи предметныерезультаты /Н. А. Смирнова [Электронныйресурс] http://osmirnova.ru/19‑stati/32‑geroiko-patrioticheskoe-vospitanie
Основные термины (генерируются автоматически): графический редактор, проект, ветеран, метод проекта, метод проектов, урок, WINDOWS, конечный продукт, патриотическое воспитание, само письмо.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Традиционные игры Белгородчины на уроках музыки как средство ознакомления младших школьников с культурой родного края

В статье авторы делятся опытом проведения народных игр Белгородской области для ознакомления школьников с культурой родного края и использованием в работе на уроках музыки в блоке «Народные игры». Повысить уровень профессиональной компетентности педа...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Формирование патриотизма у студентов 1-го курса в рамках занятий по дисциплине «История России»

Патриотизм — важная духовно-нравственная составляющая человеческой личности. Чувство любви и гордости за свое Отечество формируется, в том числе, на занятиях Отечественной истории. В статье рассматриваются методы и способы формирования патриотических...

Применение метода алгоритмов для развития у учащихся навыков самостоятельной деятельности в условиях онлайн-обучения

Пандемия COVID-19 стала переломным моментом в развитии системы образования. Она выявила преимущества и недостатки казахстанской системы образования, ее уровень подготовленности к вызовам современного мира. В данной статье рассматривается использован...

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Традиционные игры Белгородчины на уроках музыки как средство ознакомления младших школьников с культурой родного края

В статье авторы делятся опытом проведения народных игр Белгородской области для ознакомления школьников с культурой родного края и использованием в работе на уроках музыки в блоке «Народные игры». Повысить уровень профессиональной компетентности педа...

Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)

В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах де...

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Формирование патриотизма у студентов 1-го курса в рамках занятий по дисциплине «История России»

Патриотизм — важная духовно-нравственная составляющая человеческой личности. Чувство любви и гордости за свое Отечество формируется, в том числе, на занятиях Отечественной истории. В статье рассматриваются методы и способы формирования патриотических...

Применение метода алгоритмов для развития у учащихся навыков самостоятельной деятельности в условиях онлайн-обучения

Пандемия COVID-19 стала переломным моментом в развитии системы образования. Она выявила преимущества и недостатки казахстанской системы образования, ее уровень подготовленности к вызовам современного мира. В данной статье рассматривается использован...

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...