Фольклор нижегородского края как средство формирования поликультурной компетентности личности младших школьников
Автор: Зиновенко Ольга Андреевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2016
Статья просмотрена: 1074 раза
Библиографическое описание:
Зиновенко, О. А. Фольклор нижегородского края как средство формирования поликультурной компетентности личности младших школьников / О. А. Зиновенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10813/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается педагогический потенциал фольклора как средства формирования поликультурной компетентности личности младших школьников. Предложены различные жанры фольклора Нижегородского края, которые может использовать педагог при формировании поликультурной компетентности в предметных дисциплинах и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурная компетентность личности, младший школьный возраст, фольклор.
Актуальность проблемы формирования поликультурной компетентности личности обусловлена динамическими изменениями в жизни современного общества, поликультурностью социального, информационного, экономического, правового пространства. Поликультурное образование и воспитание особенно актуальны для многонациональной России, страны с большим количеством разнообразных культур и проблем в межкультурных отношениях. В современных условиях возникает социальная потребность в формировании поликультурной компетентности личности, сочетающей в себе ориентацию на поликультурные духовные ценности, толерантность и способность к межкультурному диалогу [6].
Актуальность решения обозначенного вопроса подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, который нацеливает на обеспечение развития, сохранения культурного многообразия многонационального народа РФ; овладение культурой и ценностями народа России. Стандарт предполагает формирование личности на основе диалога культур, толерантности, уважения к представителям каждого этноса поликультурного российского общества. В соответствии со Стандартом осуществляется духовно — нравственное развитие личности, которое предусматривает принятие национальных ценностей.
В настоящее время остро встает проблема формирования личности, способной выбирать себе в качестве ориентира социально значимые нормы и ценности, такие как патриотизм, гражданственность, гуманность и многие другие, обладающей поликультурным опытом, позволяющим ей успешно ориентироваться и самоопределяться в поликультурной среде, толерантно относиться к представителям других культур и конфессий [4, с.10].
А. Н. Джуринский отмечает, что поликультурная компетентность личности — интегративное качество, включающее систему поликультурных знаний, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, интересов, потребностей, мотивов и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности позитивного взаимодействия с представителями разных культур [1, С.83].
Мы рассматриваем поликультурную компетентность личности учащихся начальных классов как изначальный, необходимый и постоянно растущий и развивающийся уровень направленности личности, отношение к человеческому многообразию, уровень теоретических знаний, опыта, способов взаимодействия в обществе. Это такой уровень компетентности, который необходим младшему школьнику, чтобы благополучно взаимодействовать в современном поликультурном социуме [3, c.13].
Формирование поликультурной компетентности личности в системе образования возможно через изменение содержания обучения и воспитания, интеграцию культуры толерантности в процесс преподавания учебных предметов. Важную роль играет создание учебных программ, издание учебных и методических пособий по гуманитарным дисциплинам, пронизанных идеями толерантности и ненасилия, сотрудничества и партнёрства. Изучение культурно-исторических традиций способствует целенаправленному интеллектуальному, нравственному, эмоциональному развитию учащихся в контексте национальной культуры, формированию понимания многообразия и взаимовлияния культур, усвоению ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеям толерантности, прежде всего воспитанию уважения прав человека, терпимости и солидарности, отказу от насилия.
Мир народной культуры раскрывает перед детьми всевозможные нравственные ценности русского народа, такие как: любовь к природе, к родной земле, почитание и уважение старших, трудолюбие, милосердие. Народная культура предстает в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари.
Считаем, что фольклор является одним из основных средств формирования поликультурной компетентности личности младших школьников. Это обусловлено тем, что элементы народной культуры, такие как: сказки, легенды, пословицы и поговорки, побасенки, заклички могут быть включены как в содержание предметных дисциплин, в частности могут изучаться на уроках родного языка, литературного чтения, изобразительного искусства, физической культуры, так и во многих формах внеурочной деятельности.
Фольклор — это составная и неотъемлемая часть духовной культуры каждого народа, она отражена в народных традициях и творчестве, служащая средством воспитания и обучения подрастающего поколения, обеспечивающая сохранение нравственных и духовных ценностей народа, жизнеспособность нации. В фольклоре особое внимание уделяется патриотическому, нравственному, умственному, физическому, трудовому и экономическому воспитанию, формируя в качестве приоритетов подрастающего поколения такие человеческие качества, как: правдивость, доброта, человеколюбие, добродушие, совестливость, составляющие основу нравственности.
Фольклор обладает огромным педагогическим потенциалом в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Накопленные веками опыт, традиции, формы, отражённые в фольклоре, трудовых традициях, семейных обрядах позволяют эффективно использовать этот потенциал и в современное время [7].
Подчёркивая ценность фольклора как средства поликультурного воспитания, О. В. Хухлаева пишет о том, что «фольклор осуществляет содействие укреплению связей внутри коллектива, формированию чувства национальной общности, соответственно, даёт ощущение защиты и безопасности членам этой общности» [6].
Посредством фольклора школьники знакомятся с культурой, традициями и обычаями, бытом народа. Изучая и анализируя жанры фольклора, дети приобщаются к историческому прошлому, судьбе, жизни народа, узнают о национальных особенностях характера определенного народа. В результате у учащихся обогащается словарный запас, расширяется кругозор, формируется этнонациональная идентичность, следовательно, развивается поликультурная компетентность [2, c.722].
Таким образом, фольклор является значимым средством формирования поликультурной компетентности учащихся. Его изучение на уроках и во внеурочной деятельности позволяет глубже узнать культурное наследие своего народа. Сопоставительный анализ фольклора представителей различных этносов предоставляет школьникам широкую возможность сравнивать культуру, обычаи, традиции, накопленные каждым из них в течение веков.
Несмотря на яркую и своеобразную национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, традиции, образы и даже сюжеты в них сходны. Именно этот фактор необходимо использовать при формировании поликультурной компетентности младших школьников.
Население Нижегородской области разнообразно по своему национальному составу. Наиболее распространенные среди них: русские, татары, мордва, украинцы, чуваши, марийцы.
В качестве средства формирования поликультурной компетентности младших школьников целесообразно использовать русский, татарский, мордовский, украинский, чувашский и марийский фольклор. При этом, обращаем внимание на то, что каждый народ в мире имеет во многих случаях схожие правила воспитания ребенка, находящие свое отражение в содержании пословиц и поговорок, сказок (таблицы 1,2).
Таблица 1
Русские пословицы ипоговорки |
Пословицы ипоговорки другого народа |
Добро помнится долго, а лихое вдвое |
Добро-то забывается, зло вспоминается (марийск.) |
Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха |
Родина — матушка родная, чужая страна-мачеха (чуваш.) |
Языкбез костей |
Язык без костей: не устанет (мордов.) |
Без труда не вытащить и рыбки из пруда |
Без труда и зайца не поймаешь (татар.) Без труда нет плода(укр.) |
Собака лает — ветер носит |
Собака лает, а караван идет (татар.) |
Не буди лихо, пока спит тихо |
Не трогай лихо, пока оно тихое(укр.) |
Лучше синица в руках, чем журавль в небе |
Лучше сейчас воробей, чем завтра голубь (укр.) |
Нет дыма без огня |
Без огня дыма не бывает (марийск.) |
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи |
Кто хочет есть калачи, тот не станет лежать на печи (чуваш.) |
Поспешишь — людей насмешишь |
Кто поспешил, тот в супе сварился (татар.) |
Таблица 2
Русские сказки |
Сказки другого народа |
«Козьма Скоробогатый», «Бухтан Бухтанович» |
«Салам-Торхан» (татар.) |
«Каша из топора» |
«Солдатский топор» (татар.) |
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» |
«Чудо-богатырь» (мордов.) |
«Аленький цветочек» |
«Ветка орешника»(мордов.) |
«Кот и петух» |
«Колосок» (укр.) |
«Теремок» |
«Рукавичка»(укр.) |
«Царевна-лягушка» |
«Девушка-лягушка» (марийск.) |
«Колобок» |
«Катящаяся лепешка» (марийск.) |
«Хаврошечка» |
«Пурнеске» (чуваш.) |
«Маша и медведь» |
«Медведь-дурень» (чуваш.) |
Анализируя с младшими школьниками пословицы, поговорки и сказки разных народов, но сходных по смыслу, они знакомятся с их культурой, традициями, осознают схожесть фольклора.
Изучив данную проблему, можно сделать вывод о том, что народная культура обладает значимым педагогическим потенциалом в процессе формирования поликультурной компетентности личности младших школьников. Считаем, что элементы народной культуры (фольклор) значительно обогащают содержание предметных дисциплин и внеурочной деятельности.
Литература:
- Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А. Н. Джуринский // Педагогика. — 2002. — № 10. — С. 83–86.
- Дильмухаметова Г. Р. Пословицы и поговорки как средство формирования этнокультурной компетентности учащихся на уроках родного языка / Г. Р. Дильмухаметова // Вестник башкирского университета. — Уфа. Издательство: Башкирский государственный университет, 2014. — № 2. — с. 722–727.
- Закирова А. Б. Формирование поликультурной компетентности младших школьников на уроке / А. Б. Закирова // Среднее профессиональное образование. — Москва, 2011. — № 5. — с.13–15.
- Зиновенко О. А. Педагогическая стратегия применения средств художественной литературы и искусства в развитии речи детей дошкольного возраста/О. А. Зиновенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014.– № 12–3. — С. 86–88.
- Зиновенко О. А. О некоторых аспектах мультикультурного образования в условиях малого города / О. А. Зиновенко, Т. В. Наумова //Современные наукоемкие технологии, 2015. — № 12–1. — С. 87–89.
- Клюева Е. В. Совершенствование подготовки будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Е. В. Клюева, Т. В. Наумова, Е. В. Губанихина/ Современные проблемы науки и образования, 2015. — № 6–0. — URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23540 (дата обращения: 06.06.2016).
- Наумова Т. В. О возможностях формирования духовно-нравственной культуры личности младшего школьника посредством информационно-коммуникационных технологий / Т. В. Наумова, В. В. Казакова // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 12–1. — С. 122–125.
Ключевые слова
фольклор, младший школьный возраст, поликультурное образование, поликультурная компетентность личностиПохожие статьи
Проблема межкультурной коммуникативной компетенции и основы ее формирования в вузах Узбекистана
Основная цель статьи — исследование способов формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов. Достижению этой цели способствуют следующие задачи: рассмотреть сущность межкультурного коммуникативная компетентность; выделить особенност...
Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «д...
Самоопределение как механизм формирования профессионально-ценностных ориентаций в юношеский период
В статье представлен авторский подход, согласно которому самоопределение может выступать механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в период ...
Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки
В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...
Проектная деятельность как средство мотивации к военно-профессиональному самоопределению нахимовцев
В статье рассматривается формирование военно-профессионального самоопределения посредством апробации субъектно-деятельностного подхода, а именно через реализацию проектной деятельности. В материале описывается воспитательный потенциал проекта «Истори...
К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)
В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Роль ценностно-смысловых основ в готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций
В статье представлен взгляд на роль, которую играют ценностно-смысловые основы в рамках готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций. Выделены этапы развития ценностно-смысловой сферы личности и со...
Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий
В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...
Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей
В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...
Похожие статьи
Проблема межкультурной коммуникативной компетенции и основы ее формирования в вузах Узбекистана
Основная цель статьи — исследование способов формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов. Достижению этой цели способствуют следующие задачи: рассмотреть сущность межкультурного коммуникативная компетентность; выделить особенност...
Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «д...
Самоопределение как механизм формирования профессионально-ценностных ориентаций в юношеский период
В статье представлен авторский подход, согласно которому самоопределение может выступать механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в период ...
Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки
В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...
Проектная деятельность как средство мотивации к военно-профессиональному самоопределению нахимовцев
В статье рассматривается формирование военно-профессионального самоопределения посредством апробации субъектно-деятельностного подхода, а именно через реализацию проектной деятельности. В материале описывается воспитательный потенциал проекта «Истори...
К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)
В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Роль ценностно-смысловых основ в готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций
В статье представлен взгляд на роль, которую играют ценностно-смысловые основы в рамках готовности к профессиональному самоопределению учащихся кадетских общеобразовательных организаций. Выделены этапы развития ценностно-смысловой сферы личности и со...
Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий
В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...
Национально-культурный компонент как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей
В статье речь идет о необходимости внедрения национально-культурного компонента в процесс изучения иностранного языка. Одной из причин обусловленности данного процесса является слабая мотивация у студентов к изучению языка, что может быть решено выше...