Программа элективного курса «Я — гражданин» (для учащихся 9–11 классов) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 30.06.2016

Статья просмотрена: 1344 раза

Библиографическое описание:

Фомина, С. А. Программа элективного курса «Я — гражданин» (для учащихся 9–11 классов) / С. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 74-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10822/ (дата обращения: 15.11.2024).



Предназначена для создания и реализации социально-образовательного проекта.

Ключевые слова: электив, гражданское образование, социальный проект, личностные универсальные учебные действия

Пояснительная записка

Гражданское образование на современном этапе является одним из приоритетных направлений реформирования российской системы образования, так как задача воспитания гражданина с активной жизненной позицией весьма актуальна во всем мире, но еще более важна она для России, которая строит новое демократическое, правовое государство.

Такой гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, демократии, праве, тенденциях развития экономики, политических системах, механизмах функционирования государства и др.), умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам другого, миролюбие, толерантность) и желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Элективный курс, на наш взгляд, является актуальным, так как проектирование — разноплановый процесс, в ходе которого можно научиться и постановке цели, и поиску решения, и выстраиванию системы контроля за выполнением того или иного задания, то есть развить те надпредметные компетенции, о которых сейчас много говорят.

Помогая подросткам развивать надпредметные компетенции, мы помогаем им почувствовать свои силы, противостоять негативным влияниям, находить уверенность и мотивацию для того, чтобы делать обоснованные выводы и принимать участие в жизни общества. Эти навыки имеют большое влияние на дальнейшую жизнь подростков: личные и социальные навыки такого рода имеют даже большее влияние на личный и карьерный успех индивидуума, чем какие-либо академические показатели.

Использование технологии социального проектирования не только позволяет сформировать необходимые навыки и умения, но и выстроить систему партнерских отношений с представителями разных секторов местного сообщества, а также повысить рейтинг своей школы среди образовательных учреждений.

Цель программы: развитие у молодых людей навыков проектного мышления, получение ими знаний и навыков проектной деятельности для активного участия в жизни местных сообществ.

Задачи:

  1. Обучить технологии социального проектирования.
  2. Рассмотреть основные проблемы в различных сферах в жизни местного сообщества.
  3. Формировать навыки и знания по установлению партнёрских отношений.
  4. Ознакомить с правилами и приёмами ведения публичных выступлений.

Принципы преподавания

1. Логика реального процесса обучения должна в главном соответствовать логике подачи материала в учебном плане и программе, учитывая также особенности конкретной ситуации обучения.

2. Так как обучающиеся рассматриваются и как коллектив, и как индивидуальные субъекты обучения, рабочее место организуется таким образом, чтобы создать возможность коммуникации слушателей с преподавателем и между собой, а именно удобство размещения, доступность аудиовизуальных средств, возможность работы в микрогруппах.

3. Важным фактором успеха обучения является создание на занятиях интеллектуально напряженной и при этом эмоционально комфортабельной атмосферы, постоянная и явно выражаемая готовность преподавателя к поддержке слушателей и их познавательных усилий, побуждение участников к взаимоподдержке, поощрение командного духа.

4. В аудиторной работе использование монологических методов с использованием компьютерных презентаций и других современных средств наглядности мотивируется реальной необходимостью и наличием у слушателей актуального запроса на новую теоретическую информацию, нужную для решения учебных задач.

5. Значительное место в аудиторной работе отводится работе по анализу ситуаций, работе с диагностическими методиками, анализу и оценке документов и материалов, разработке, защите и экспертизе индивидуальных и групповых микропроектов, проведению аукционов идей, ярмарок проектов, круглых столов, презентаций опыта, научно-практических конференций, мозговых штурмов, деловых и ролевых игр, решению ситуационных задач (кейс — стади).

6. Самостоятельная работа слушателей по курсу может включать в себя анализ литературы с подготовкой рецензий, докладов, разработку и анализ документов проектов.

Элективный курс поможет:

– использовать приобретенные академические знания и навыки в ситуациях реальной жизни их сообществ;

– практически применить приобретенные в школе знания;

– научить решению проблем сообщества;

– расширить образовательную среду молодых людей, включая в нее более широкие социальные сферы.

В результате обучения участники смогут:

– формулировать и анализировать проблемы местного сообщества;

– выбирать оптимальные способы их решения;

– ориентироваться в различных подходах к планированию и управлению социальными проектами;

– составлять планы, графики работ по проекту, распределять ответственность;

– правильно организовывать и контролировать процесс реализации проекта;

– соотносить результаты с поставленными целями;

– намечать перспективы дальнейшего развития проекта.

Программа элективного курса построена на основе методики социально-образовательного проекта, разработанной Самарским центром гражданского образования (руководитель — Пахомов В.П), что и определяет ее новизну.

В основе методики социального проекта лежит деятельностный подход. Основные методические приемы в процессе обучения связаны с применением активных или диалоговых приемов обучения. Суть их состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом, что школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

В курсе по основам социального проектирования «Я — гражданин» широко используется интерактивная форма работы, которая способствуют формированию долгосрочных навыков и умений, выработке ценностей, создает атмосферу сотрудничества, взаимодействия, помогают педагогам стать консультантами в процессе обучения, а не единственными источниками знаний. Сущность интерактивного метода заключается в том, что обучение проходит во взаимодействии всех обучающихся. Это сообучение (коллективное, кооперативное, обучение в сотрудничестве). Преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, ее консультантом.

Проектная деятельность развивает различные навыки (принятие решений, разрешение конфликтов, презентаций и многие другие), которые им нужны в повседневной жизни. Проектная деятельность органично связана с каждым предметом или событием в школе.

Ведущие методы иформы организации деятельности учащихся:игры, беседы, лекции, встречи, дискуссии, тренинги, практические занятия, фестивали, конференции.

Для представления разработанных проектов можно организовать конкурс социальных проектов. Неотъемлемая часть этого конкурса — общественная защита проектов. Это мероприятие может быть хорошим примером практического применения полученных знаний и будет способствовать развитию у детей коммуникативных навыков и навыков публичного выступления.

Результаты реализованных проектов можно представить на общешкольном фестивале, который даст ребятам возможность подвести итог проделанной работы. Ребята смогут обменяться опытом, поделиться тем как проходила реализация проекта, что планировали сделать и что сделали, что получилось лучше всего и с какими сложностями пришлось столкнуться. Подобное мероприятие позволит еще раз проанализировать всю проделанную работу, выявить сильные и слабые стороны в разработке и реализации проектов, сделать работу над будущими социальными проектами более осознанной и успешной.

Форма промежуточного контроля: выполнение действий в соответствии с методикой проекта, общественная защита социальных проектов.

Форма итогового контроля: реализация разработанных социальных проектов и представление результатов на мероприятиях различного уровня.

Обучение по данной образовательной программе проводится по следующим темам:

Социальное проектирование как механизм взаимодействия с местным сообществом. Поиск социальных партнеров.

Подготовка к работе над проектом

Командообразование — как механизм вовлечения в социально значимую деятельность

Технология и структура работы над социальным проектом

Подготовка к защите проекта, презентация проекта

Результаты освоения УУД элективного курса

В процессе освоения программы у слушателей программы предполагается сформировать следующие компетентности:

исследовательская компетентностьспособности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.

компетентность социального выбора — способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.

компетентность социального действия — способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.

коммуникативная компетентность — способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.

учебная компетентность — способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

информационная компетентность

Требования кобразовательному результату (ФГОС)

Характеристика результата (базовый уровень, повышенный уровень)

Способы оценки результата

Личностные

Воспитание российской гражданской идентичности, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной

Расширение и углубление практических представлений о нормах и отношениях, определяющих состояние местного социума; возможностях участия граждан в общественном управлении

Участие в дискуссии с аргументированным высказыванием своей позиции по различным спорным ситуациям

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Продемонстрирована способность приобретать новые знания и осваивать новые способы действий

План личностного развития

Формирование коммуникативной компетентности в процессе общественно — полезной деятельности

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации.

Участие в публичных выступлениях

Метапредметные

Способность самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Продемонстрированы навыки определения темы и постановки задач, некоторые этапы выполнялись с помощью руководителя.

Оформление створки проекта «Мы выбираем»

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

Приобретение навыков планирования, подготовки и реализации социально — значимого дела

Самостоятельное составление плана по реализации проекта «Мы планируем»

Умение сопоставить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Продемонстрировано понимание действий по достижению планируемых результатов, осуществляется контроль своей деятельности

Защита социального проекта

Данный элективный курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 9 -11 классов и проводится в одном из учебных полугодий по одному часу в неделю

Содержание элективного курса

Тема 1: Социальное проектирование как механизм взаимодействия сместным сообществом. Поиск социальных партнеров. (Построение гражданского общества. Анатомия социального проекта. Роль социальных партнеров в реализации проекта. Фандрайзинг. Знакомство с Интернет-адресами организаций-доноров)

Лекция — 1 час.

Практические занятия — 1 час.

Тема 2: Подготовка кработе над проектом. Анализ нынешней ситуации (общественно-политической, экономической, экологической) на территории Красноармейского района, села Криволучье-Ивановка (Структура и полномочия органов власти. Насколько органы власти реализуют интересы разных категорий населения), спектр вопросов влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации. Анализ разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).

Лекция — 1 час.

Практические занятия — 1 час.

Тема 3: Технология «Я— гражданин»

– Командообразование — как механизм вовлечения в социально значимую деятельность (Поиски единомышленников. Этапы создания команды. Персональные или групповые проекты — что эффективней? Подготовка команды к поиску проблемы) Лекция — 1 час. Практические занятия — 2 часа.

– Технология и структура работы над социальным проектом. (Что такое социальный проект? Основные разделы проекта (8 разделов). Форма продуктов проектной деятельности). Лекция — 2 часа. Практические занятия — 2 часа.

– Подготовка к защите проекта, презентация проекта (Оформление портфолио проекта. Стендовый доклад. Система оценки проектных работ. Научись говорить при всех или практика публичного выступления). Лекция — 2 часа. Практические занятия — 2 часа.

Итоговое событие.

Презентация проекта — 2 часа.

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов итем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практика

1,2

Социальное проектирование как механизм взаимодействия с местным сообществом. Поиск социальных партнеров.

2

1

1

Мини-проект

3,4

Подготовка к работе над проектом

2

1

1

Мини-проект

Технология «Я— гражданин»

5–7

Командообразование — как механизм вовлечения в социально значимую деятельность

3

1

2

8–11

Технология и структура работы над социальным проектом

4

2

2

План действий

12–15

Подготовка к защите проекта, презентация проекта

4

2

2

Мини-проект

16,17

Итоговое событие

2

2

Защита проекта

Итого

17

7

10

Материально-техническое обеспечение:

  1. Материалы по социальному проектированию предыдущих лет (портфолио, компьютерные презентации)
  2. Компьютерное оборудование

Литература:

  1. Основы гражданского образования. Учебное пособие. Под ред. Пахомова В. П. и Шехтера С. — Самара, 2003.
  2. Мультимедиа-пособие «Портфолио социального проекта». Самара, 2009 г.
  3. Мультимедиа-пособие «Как подготовиться к защите на конкурсах социальных проектах «Гражданин», Самара, 2012 г.
  4. Иоффе А. Н., Пахомов В. П. Современная методика гражданского образования. Самара, 2003.
  5. Молодежь обустраивает Россию. Материалы I Всероссийской акции «Я — гражданин России». Сост. Пахомов В. П. Москва — Самара, 2002.
  6. Мы — молодые хозяева России. Материалы II и III Всероссийских акций «Я — гражданин России». /Сост. В. П. Пахомов. — Москва-Самара: Изд-во «НТЦ», 2005.
  7. Некоторые особенности технологии социально-образовательного проекта «Гражданин». Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». Сост. Пахомов В. П. Самара, изд. «НТЦ», 2005.
  8. Методика разработки и реализации социального проекта «Гражданин». Учебное пособие. Самара. Изд-во «НТЦ», 2008.
  9. «Проект «Гражданин»: 10 лет от Самары по России». Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданской позиции школьников». — Самара. Изд-во «НТЦ», 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный проект, социальное проектирование, элективный курс, местное сообщество, час, защита проекта, навык, презентация проекта, проект, проектная деятельность.

Похожие статьи

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» (для учащихся 10–11 классов)

Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на краеведческую исследовательскую деятельность.

Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО

В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.

Разработка программы «Дрозофильный практикум» для учащихся 9–11 классов профильного уровня обучения

В статье рассмотрены возможности использования авторской программы дрозофильного практикума для учащихся 9–11 классов при реализации профильного обучения.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Модульная программа дистанционной школы будущих исследователей и проектировщиков: от идеи — к реализации

Автор представляет опыт разработки и реализации модульной дистанционной образовательной программы по проектной и исследовательской деятельности школьников.

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11)

В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодеж...

Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе

В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...

Похожие статьи

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» (для учащихся 10–11 классов)

Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на краеведческую исследовательскую деятельность.

Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО

В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.

Разработка программы «Дрозофильный практикум» для учащихся 9–11 классов профильного уровня обучения

В статье рассмотрены возможности использования авторской программы дрозофильного практикума для учащихся 9–11 классов при реализации профильного обучения.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Модульная программа дистанционной школы будущих исследователей и проектировщиков: от идеи — к реализации

Автор представляет опыт разработки и реализации модульной дистанционной образовательной программы по проектной и исследовательской деятельности школьников.

Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение

Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11)

В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодеж...

Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе

В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...

Особенности организации проектной деятельности учащихся седьмых классов в предметной области «Технология»

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации проектной деятельности с учащимися седьмых классов общеобразовательной школы в предметной области «Технология». Автор предлагает две группы критериев оценки проекта — оценка работы и оценка...