Классный час «Толерантность. Что это такое?» (для 5–7 классов) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ковпак, Л. А. Классный час «Толерантность. Что это такое?» (для 5–7 классов) / Л. А. Ковпак, Т. В. Шолохова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10837/ (дата обращения: 15.11.2024).



«Толерантность. Что это такое?» —

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это всё земное,

То, на чём стоит планета вся».

Толерантность — это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас — белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность — слово для живых!!!

Учитель (У): 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира.

Ребята (Р.): На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Давайте определим, что значит «толерантность». Учащиеся формулируют принципы толерантности:

– терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;

– стремление к полноценной реализации своих способностей;

– умение понимать и познавать других людей;

– устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.

Толерантность — это милосердие.

Толерантность — это сострадание.

Толерантность — это уважение.

Толерантность — это доброта души.

Толерантность — это терпение.

Толерантность — это дружба.

Толерантность — это гармония в многообразии.

Толерантность — путь к миру и согласию.

Быть толерантным — означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все — мы разные, все мы — равные!

У.: Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

(Ученикам раздаются листы бумаги, на которых написаны вопросы. Они самостоятельно отвечают, потом зачитывают, обсуждают).

1) Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

2) Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

3) Какие чувства вызывают у меня бомжи, попрошайки?

4) Как я отношусь к людям с другим цветом кожи, разрезом глаз, другой веры и т. п.?

Ученики приходят к выводу: о человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, его умению грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры — весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

У.: Представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.)

– Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

– Хорошо или плохо, что мы все разные?

– Как жить в мире, где столько разных людей?

Упражнение. «Комплименты».

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.

– Вам понравилось это упражнение?

– Что нового вы узнали друг о друге?

– Были комплименты одинаковыми или разными?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно.

Задание «Учимся ценить индивидуальность»

Ребята рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и ручка.

(У): Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы — «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.

Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3–4 минуты. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.

Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.

Ребята ещё раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга, и этим они становятся интересны друг другу.

Упражнение. «Волшебный микрофон».

Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса

– Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)

– О чем вы мечтаете?

– Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?

– Что нового вы узнали?

– Что вас удивило, что понравилось?

Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, показать свои таланты.

В завершение классного часа ребята проявляют таланты, тем самым демонстрируя свою индивидуальность: кто-то поёт, кто-то танцует, кто-то играет на музыкальном инструменте, кто-то демонстрирует свой художественный талант.

Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, друг, XVIII-XIX, ребята.