Расширение социально-нравственных ориентаций у дошкольников
Автор: Шахматова Марина Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 07.07.2016
Статья просмотрена: 68 раз
Библиографическое описание:
Шахматова, М. И. Расширение социально-нравственных ориентаций у дошкольников / М. И. Шахматова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 36-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10853/ (дата обращения: 15.11.2024).
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных и важных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Для этого надо сформировать человека с прочными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться.
Социальные условия определяют содержания и направления воспитания. Поэтому важно выявить потенциальные возможности окружения в процессе нравственного становления личности. При этом следует учесть достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть будущее.
Весь процесс социально-нравственного воспитания и формирования личности происходит под руководством взрослого. Ребенок не может познать окружающий социальный мир иначе, как через взрослого, который выступает посредником между ребенком и социумом. Он учит его понимать социальную действительность, определенным образом к ней относиться, наконец, учит способам участья в ней. Взрослый в доступной форме знакомит детей с моральными нормами и принципами.
Для социально-нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к социальной действительности.
Я заинтересовалась этой темой, так как считаю, что она является одной из важных и сложных задач на сегодняшний день. Я должна помочь ребенку войти в этот социальный мир и найти себя в нем. Работа была начата со второй младшей группы. Сначала я поставила цель — дать детям возможность узнать кто они такие: они дети, мальчики и девочки, как они выглядят, чем отличаются, как они поступают, хорошо или плохо. Дети с программой второй младшей группы справились и показали следующие результаты: 60 % — высокий, 30 % — средний, 10 % — низкий уровни.
В своем опыте работы по социально-нравственному воспитанию я пыталась развить у детей привязанность и любовь к родному дому. «Родной дом» — сложное многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где вырос и родился ребенок, атмосферу домашнего очага (семейные традиции), дом, где он живет; его первые друзья, окружающая природа. Понятие «Родной дом» расширяется: улица, детский сад, родной город. Содержание своей работы я разделила на несколько проектов: «Моя семья», «Хорошо у нас в саду», «Город Иркутск», «Железная дорога». Эта работа рассмотрена в условиях дошкольного учреждения. Её целью является поиск эффективных путей приобщения ребенка к социуму и воспитания на этой основе гармонично развитой, социально активной личности.
Основные задачи:
1. Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
2. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, улице, на которой живет, восхищения их красотой; вызвать в детях чувство гордости за свой город, интерес к его истории.
3. Воспитывать чувство уважения к людям труда и прежде всего к тем, кто заботится о детях в детском саду, вызвать желание приходить в детский сад, помогать воспитателю после поступления в школу.
4. Воспитывать интерес и уважение к труду своих родителей железнодорожников
Приступая к этой работе по социально-нравственному воспитанию детей в детском саду, я изучила примерную программу «Детство» под ред. Л. И. Логиновой, и парциальную программу «Мой мир» С. А. Козловой. В программе «Детство» заявлен раздел «Дошкольник входит в мир социальных отношений», есть рекомендуемая литература, а также в план — программе на каждый квартал есть перечень тем для общения с детьми, ситуации, сюжетно-ролевые игры. Затем была подобранна и изучена необходимая методическая и педагогическая литература, была отобрана детская литература по возрасту и тематики.
В начале года была проведена диагностика знаний детей. По полученным данным были собраны различные методы работы с детьми:
‒ Методы эффективности по ознакомлению с социальным миром;
‒ Методы, вызывающие эмоциональную активность при усвоении знаний о социальном мире;
‒ Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности.
После того как я познакомила детей с понятием «дети», «люди», «мальчики- девочки», сама собой на этом материале возникла тема «Моя семья». По ней я начала работу с детьми среднего возраста. В этот период дети выучили свой домашний адрес, познакомились с родословным древом, которое родители помогли сделать совместно с ними, узнали какая из бабушек мама мамы и мама папы (и тоже с дедушками), а также что мамины и папины сестры и братья для них являются тетями и дядями, а они в свою очередь для них племянники. Закрепили свои знания в дидактических и сюжетных играх. Итогом этой работы стало комплексное занятие «С чего начинается Родина». Дети показали хорошие результаты. Продолжением работы по этой теме в старшем возрасте было закрепление сформировавшихся знаний и дополнение их новыми. Я подобрала по возрасту художественную литературу, пословицы, поговорки, дидактические игры, составила занятия по темам: «Наши имена и фамилии», «Я и моя семья». Так же подготовила методические рекомендации к занятиям по семейному этикету: «Как сделать свою семью счастливой», «Наша дружная семья», «Мама, папа, я», «Любимая бабушка и дедушка», «Мои сестренки и братишки», «Семейные праздники». После этого возникла мысль — придумать семейные гербы. Но для этого требовалось дополнительная работа, то есть знакомство с гербами нашего города и детского сада. Дети с энтузиазмом откликнулись на мое предложение и, совместно с родителями, подготовили гербы и составили рассказы о них. Я в свою очередь подготовила интересную консультацию «О городских геральдиках». Получилось очень интересно. Результатом этой работы стало интегрированное занятие «Герб моей семьи». Дети научились через дидактические игры составлять гербы и флаги других городов и стран. Кроме того, наши дошкольники усвоили, что не только взрослые выполняют свои обязанности и сами дети должны помогать им: мыть посуду, стирать мелкие вещи, подметать пол, вытирать пыль, поливать комнатные растения и т. д. дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Наши мальчики стали вести себя как настоящие мужчины: уступать место девочкам, помогать воспитателю и няне, другим сотрудникам, защищать девочек. А девочки могут веси себя как хозяюшки, следить за порядком.
Следующий мини проект, над которым я работала, «Хорошо у нас в саду». Я взяла для реализации проекта следующие задачи:
‒ Познакомить детей с профессиями сотрудников детского сада;
‒ Сформировать отношение к детскому саду, как к своему второму дому, где ребятам хорошо, комфортно, где они многое узнают и многому могут научиться, где о них заботятся;
‒ Воспитывать нравственно-волевые качества, как сопереживания, сдержанность, сочувствие, радость, умение подчиняться общим правилам поведения и взаимоотношения;
‒ Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание помогать, доставлять им радость.
Надо отметить, что с детским садом я знакомила детей и ранее. Но в старшем возрасте я решила обратить внимание детей на обязанности тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например, кладовщика, кастелянши, ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники. Были разработаны занятия по ознакомлению с трудом сотрудников детского сада, подобрала пословицы, поговорки, дидактические игры, художественную литературу, сделала фотомонтаж. КВН «Кто заботится о нас в детском саду» в старшей группе стал итоговым занятием (планируется так же КВН и в подготовительной группе).
Следующим проектом, над которым я стала работать, был «Город Иркутск». В начале я познакомила детей с улицей, на которой находится наш детский сад и много других достопримечательностей: школа № 67, Иркутский центр творчества, железнодорожный вокзал «Иркутск — Сортировочный», больница, локомотивное депо, памятники Великой отечественной войны и памятник «Паровоз». Дети узнали, почему так называется наша улица (она названа в честь известного инженера — железнодорожника Владимира Николаевича Образцова).
Затем познакомила детей с возникновением нашего города, где это было, кто начал строительство, почему выбрали казаки- это место, почему так назвали город. Ознакомила детей, с тем как выглядел ранее городок иркутский, описанный Г. Кунгуровым в книге «Артамошка Лузин».
Рассмотрела с детьми карту роста, территории нашего города, начиная с 1661 года, дети были изумлены, тем как из маленькой точки он превратился в большой город, который разделен на несколько районов. Закрепила название нашего района. Позже я решила познакомить детей с гербом и флагом города Иркутска. Но прежде подобрала материал откуда пришли к нам гербы, какую информацию они несли, какие существовали формы гербов, какие цвета использовались в изображении, что означали фигуры на нем. На ряду с гербом важным символом являлся и флаг, о котором так же была проведена интересная беседа. Кроме того, рассказала детям о бабре. Дети узнали, что наши предки называли бабром тигра, жившего в давние времена в нашей Тайге.
Большую помощь в ознакомлении детей с родным городом оказали родители. Они провели ряд экскурсий для детей рекомендуемые иной. Во-первых, экскурсия по улице Академика Образцова, во-вторых, поездка к месту, где начинал строиться Иркутск (Мемориал «Вечный огонь»), в- третьих, экскурсия по центру города, где можно было во о наблюдать тесное соседство различных архитектурных строений («Кружевной» дом, Драматический театр, Цирк, гостиница «Ангара» и т. д.), а так же экскурсия в архитектурно — этнографический музей «Тальцы», в котором дети могли увидеть старые деревянные башни, дома, церквушки, где ранее жили наши предки. Для родителей я провела выставку книг, посвященная городу Иркутску.
Проект «Железная дорога» был взят мной не случайно, так как детский сад относится к ОАО «РЖД». Наш детский сад находится рядом со станцией Иркутск — Сортировочный. Многие родители наших детей работают на железной дороге. Первым делом я решила познакомить детей с вокзалом Иркутск — Сортировочный и его хозяйством. С детьми прошла увлекательная беседа, потому что они были подготовлены. И это результат экскурсии, которую им провели родители. Затем заинтересовала детей, какой бывает подвижной состав. Они впервые узнали, что бывают вагоны хопперы (само выгружающиеся), полувагоны, вагоны — холодильники (рефрижераторы), цистерны, что в них перевозят. А также какие бывают локомотивы: паровозы, тепловозы, электровозы. С детьми была собрана небольшая коллекция деревянных паровозиков (разные модели). Дети с удовольствием играют в настольную железную дорогу, где они проявляю себя в роли строителей железных дорог, машинистов, устанавливают семафоры, тупики, вовремя переводят путевые стрелки. Мы сделали макет подвижного состава, на котором дети ещё раз могут закрепить названия вагонов и локомотивов. Дидактическая игра «Составь вагоны» вызвала бурю эмоций у детей, так как все хотели быть составителями вагонов. Их не пугало задание составить вагоны «с головы» или «с хвоста» состава, так как дети четко знают прямой и обратный отчет.
В данное время я работаю над ознакомлением детей с железнодорожными профессиями. На вопросы «Кем бы ты хотел стать?», «Какая профессия тебе нравится?» дети отвечали по-разному, но почему-то никто не назвал железнодорожные профессии. После нашей совместной работы с детьми, у них появился интерес к железной дороге, профессиям своих родителей: кем они работают, что делают, какие орудия труда помогают им в работе, почему их руд так необходим на железной дороге.
Я обратила внимание, что поведенная работа по расширению у детей социально — нравственной ориентации дала положительные результаты. Мы можем прогнозировать, что полученные знания ребенок будет активно применять в практике и своем поведении.
Конспект занятия
КВН «ЗНАТОКИ РОДНОГО ГОРОДА»
(подготовительная группа)
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о родном городе; дать понять, что город — это результат труда людей разных поколений, что иркутяне — хозяева города, и каждый житель должен о нем заботиться; способствовать развитию интеллектуальной активности детей; воспитывать нетерпимость к беспорядку, к людям, наносящим городу вред, чувство ответственности за свой город.
МАТЕРИАЛ: Эмблемы на 2 команды «Знайки» и «Почемучки»; большие фотографии с видом города Иркутска; гербы городов Иркут. Об л., Иркутска, России, детского сада; фишки; подарочные открытки на каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети заходят в зал под музыку А. Маршала «Иркутская история», и встают полукругом.
— Россия наша большая Родина. Иркутск — малая Родина. Это город где мы родились, где мы живем, где наш дом.
— Сегодняшнее занятие мы посвящаем нашему городу. У каждого города, как и у каждого человека, есть свой возраст. Кто знает, сколько лет нашему городу? (355)
Дети читают стихотворение М. Сергеева «Любимый Иркутск — середина земли».
Песня «Любимый край»
— Мы разделились на 2 команды: «Почемучки» и «Знайки», чтобы провести КВН «Знатоки родного города». Итак, мы начинаем.
1. Первое задание для капитанов:
А) Какая река дала название городу Иркутску? (Иркут)
Б) Как называют наш край, в котором мы живем? (Сибирь)
2. Наш город очень большой, он разделен на микрорайоны.
а) Какие микрорайоны вы знаете? (2й Иркутск, Юбилейный. Радужный, Студгородок, Ново-Ленино, Жилкино, Байкальский, Кузьмиха, Академгородок, Глазково и т. д.
б) В каком микрорайоне мы с вами живем? (Ново-Ленино)
в) Почему он так называется? (потому-что он находится в Ленинском районе, новой части)
г) На какой улице находится наш детский сад? (Образцова)
д) Какие достопримечательности есть на этой улице? (школа Искусств, церковь, вокзал Иркутск — сортировочный, школа № 67. ж\д поликлиника, памятники ВОВ, памятник Паровозу, локомотивное депо)
— Что ж, свою улицу вы знаете, а теперь попробуйте вспомнить фамилию и имя человека, который основал наш город? (Яков Похабов)
— Наш город очень древний, что было построено в нем, прежде всего? (острог)
— Посмотрите, ребята на стенд с фотографиями. Скажите, под каким номером находится фото место, откуда начался строиться город Иркутск?
Игра «Мотылек»
— Мы с вами немного отдохнули. А теперь давайте вспомним, где могут отдохнуть жители нашего города? У меня на стенде фото разных мест города. Если вы их узнали, то расскажите, что вы выбрали и как там можно отдохнуть. (музыкальный театр, кукольный театр, Филармония, ТЮЗ, набережная, Костел — органный зал, исторический музей, Дворец творчества для детей, сквер Кирова, мост через Ангару, исторический квартал).
Танец «Кадриль»
Выставляю стенд с гербами.
— Что это такое? Найдите среди гербов герб города Иркутска и назовите его номер.
‒ Что за зверь изображен на гербе?
‒ Кто такой бабр?
‒ Кого он держит в зубах?
‒ Что означают цвета на нашем гербе?
‒ Под каким номером находится герб детского сада?
‒ Что изображено на нем?
‒ Почему изобразили одуванчик? (так называется наш детский сад, «одуванчики»- это дети, которые растут и умнеют, а как только «одуванчики» созрели они разлетаются в разные школы)
‒ Что значит паровозик на нашем гербе? (так как детский сад железнодорожный)
‒ Почему на гербе желтый и синий цвет? (радость, благополучие)
‒ Под каким номером герб России?
‒ Кто изображен на гербе?
‒ Почему у него 2 головы?
‒ Что держит орел в лапах?
‒ Что за герб внутри орла?
‒ Кто на нем изображен?
— Где принято помещать герб, как символ государства? (монеты, печати, важные документы)
Игра «Дракон»
‒ Сейчас мы узнаем, легко ли победить дракона. Вставайте друг за другом, возьмите впередистоящего, за пояс. Тот, кто впереди — «голова», а последний — это «хвост». «Голова» хочет схватить «хвост», но «хвост» убегает. По моему сигналу «голова» начинает догонять «хвост».
‒ Я вижу, что из вас вырастут настоящие защитники города Иркутска и России.
‒ Давайте с вами вспомним пословицы о родине, (дети говорят пословицу и рассказывают, как они ее понимают)
‒ А сейчас назовите транспорт, который есть у нас в городе?
‒ Какого вида транспорта нет у нас в Иркутске? (метро)
‒ Ребята, как вы понимаете, что значит любить свой город? (не сорить, не ломать деревья, не рвать цветы, не пачкать стены домов и т. п.)
‒ Вот и подошел к концу наш КВН «Знатоки родного города». Жюри сейчас подсчитает фишки, сколько набрала каждая команда. А мы споем песню «Иркутская земля».
Жюри объявляет победителей и вручает на память открытку-сувенир.
Конспект интегрированного занятия по развитию познавательных способностей.
«Герб моей семьи»
Цель: Учить использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой. Продолжать развивать монологическую речь и фонетический слух. Воспитывать ‚доброе, уважительное отношение к близким.
Материал: Семейные гербы, семейная декорация, ребус, цифры.
Предварительная работа: беседы о гербах, совместное изготовление {рисование, аппликация) детьми и родителями семейных гербов, проведение дидактических игр с гербами и флагами.
Ход: Дети с воспитателем захотят в зал на пути стоит знак.
— За этим знаком, дети, находится страна, а как она называется, мы узнаем из ребуса. (7-Я). (Ответ детей}
— Правильно догадались, теперь мы можем зайти в эту страну. (Дети садятся на стульчики).
— Сейчас, ребята, я прочитаю стихотворение, а вы мне подскажите недостающие словечки. Будьте внимательны?
Папа, мама, брат и я
Вот и вся моя… (Семья)
Мне пять лет, а три Серёже
Значит он меня …(Моложе)
Мы живём в одной квартире,
Нас в семье всего…(Четыре)
Где бы нам сестрёнку взять?
Нас тогда бы стало… (Пять)
В гости бабушка пришла,
Маму… назвала, (Дочкой)
Бабушке мы, вот так штука,
Не сыночки, а два… (Внука)
Бабушка — мой лучший друг,
Я её любимый…(Внук)
— Вы молодцы! Нашли правильно слова.
— Как вы думаете, ребята, что такое семья? (рассуждения детей)
— Правильно‚ семья — это когда есть мама, папа, дети, бабушки и дедушки.
— А что это у нас на доске? (Дети — семейные гербы) Что такое герб‘?
(Дети: рисунок, знак) Какие гербы вы знаете? (Дети- детского сада, города и своей страны) О чём нам может рассказать герб? (Дети- о том, где находится город, чем заняты люди, историческое прошлое, о природе).
— Совершенно верно.
— Давайте рассмотрим один из ваших гербов. Беру герб и предлагаю детям внимательно его рассмотреть и рассказать о нем. Задаю наводящие вопросы: Можно ли узнать по гербу сколько человек в семье и как вы догадались? Кем работают родители? Что означают солнце, столбы, ветки с листочками? (Если дети затрудняются, то можно спросить об этом самого Кирилла. О чем вы хотели с мамой нам рассказать, рисуя эти символы?)
— Кирилл, ты хочешь еще что-нибудь добавить? Делаю вывод: Это семейный герб Кирилла. У него в семье 3 человека: мама, папа и он. Папа работает машинистом на электровозе, возит разные грузы. Мама работает фельдшером, проверяет машинистов перед поездкой. (Семья у Кирилла крепкая, богатая, в ней царит мир. Он любит своих родителей.
— Очень интересный получился герб у Кирилла!
— Вы любите своих родных? (Да) Тогда давайте поможем им.
Физкультминутка: Танец «Стирка».
—А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в загадки с гербами. У каждого герба есть номер. Один из вас сейчас выйдет и расскажет о своём гербе, не показывая его. Остальные ребята попробуют найти герб своего товарища, т. е. назвать номер, под которым он находится. Кто догадается, скажет мне ответ на ушко. Будьте внимательны!
Выходит первый ребёнок и рассказывает о своём гербе. Оценка воспитателя, (Мне очень понравился герб твоей семьи) После этого дети говорят, мне на ушко номер герба. -Катя скажи мне. А как думаешь ты, Дима? А ты Илья? Все догадались? Скажи, Юля под каким номером герб Полины? Полина подтверждает. –Молодцы!
— Кто ещё хочет рассказать о своём гербе? Выходит, второй ребёнок. После того как рассказ будет закончен, я даю свою оценку. (Молодец! Очень интересный герб твоей семьи) – Дети, под каким номером герб Димы? (Ответы детей) Как думаешь ты, Кирилл? Скажи, Илья. Правильно, Дима? Молодцы, хорошо справились.
Мы еще с вами поиграем в загадки с гербами в группе. А сейчас давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье:
«Вся семья вместе, так и душа на месте», «Любовь на совет — так и нуждочки нет», «На что и клад, коли в семье лад», «При солнце тепло, а при матери добро», «Дружная семья гору сдвинет», «На свете все найдешь, кроме отца и матери», «Нет такого дружка, как родная матушка».
— Как много вы знаете пословиц и поговорок! Ребята, вы молодцы!
— А что можно пожелать своей семье? (Дети- здоровья, счастья, добра, радости, веселья, благополучия, успехов, любви)
— Вы сегодня очень хорошо занимались, мне понравилось. А теперь, мы споем песенку, которая называется «Что такое семья».
Рассказы детей осемейных гербах.
Полина Р. (6л.9м.)
Это герб моей семьи. Радуга обозначает мою семью и моих родственников. Для моей семьи важны эти цвета. Розовый цвет — радость, жёлтый -тепло, оранжевый — хорошее настроение, зелёный — спокойствие, голубой- море, синий —- хороший вечер, фиолетовый — добрая ночь. Солнце согревает всех нас. Наша семья любит отдыхать на природе.
Дима Л. (6л.10м.)
Это герб моей семьи. Моя семья мечтает полетать на воздушном шаре. Я нарисовал свою семью вместе, потому что мы друг друга ‚любим, уважаем, помогаем друг другу и хотим быть всегда вместе. Моя семья любит отдыхать на море и вообще нам нравится путешествовать.
Илья Л. (6л.9м.)
Это наш семейный герб. Моя семья представляется в виде цветка. Оранжевый цветок –мамин. Она работает продавцом. Я нарисовал витрину, и в ней лежат разные товар. Дома мама варит обед, любит мыть посуду и смотреть телевизор. Синий цветок- папин, он работает милиционером. Он любит лежать на диване и читать книги о домах. Ему нравится наш дом, который он строит с родственниками. Розовый цветок- моего дяди Шурика. Он любит помогать по хозяйству, играть в компьютере. Шурик всегда в трудную минуту помогает мне. Голубой цветок –мой. Я люблю играть в биоников, компьютер, лепить из пластилина, рассматривать разные энциклопедии, особенно про рыб. Люблю, когда мама читает мне книгу черед сном. Мой герб голубой. потому что это любимый цвет моей мамы, и он означает мир. Корни у моего цветка говорят о том, что наша семья крепкая.
Юля Я. (6л.2м.)
Это герб моей семьи. На нашем гербе нарисована птица счастья. Мы её выбрали, потому что хотим, чтобы в нашей семье всегда было счастье. На гербе нарисованы знаки зодиака: рак — папин знак, стрелец- мамин, дева- мой.
Катя С. (6л.7м.)
Это герб нашей семьи. В нашей семье главное, что работа. Папа работает программистом на железной дороге. Мама работает в райсобесе и выдает пособия на детей. Я хожу в детский сад, в музыкальную школу и на танцы. Цифра 10, говорит о том, что нашей семье уже 10 лет. Моя семья дружная и крепкая.
Кирилл Р. (6л.2м.)
Это наш семейный герб. Мой папа работает на железной дороге машинистом, он перевозит разные грузы. (уголь, лес) Моя мама работает тоже на железной дороге фельдшером. Она проверяет машинистов перед поездкой. В середине герба это я. Я хожу в детский сад: там занимаюсь, рисую и учусь читать, потому что готовлюсь к школе. Солнце на гербе означает тепло и свет в нашем доме. Столбики, для того чтобы наша семья была крепкая, а листочки, чтобы было весело и уютно.
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», 2014г.
- Г. А. Ковалева. Воспитывая маленького гражданина. Москва, 2004г.
- С. А. Козлова. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. Москва, 1988г.
- С.А Козлова. Мой мир. Москва, 1988г.
- Д. Н. Данилина. Дошкольнику об истории и культуре России. Москва,2005г.
- Т. А. Шорыгина. Родные сказки: нравственное-патриотическое воспитание. Москва,2005г.
- Н. В. Алешина. Знакомим дошкольников с родным городом. Москва, 1999г.