Педагогический потенциал народного орнамента
Автор: Седова Ирина Геннадьевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 368 раз
Библиографическое описание:
Седова, И. Г. Педагогический потенциал народного орнамента / И. Г. Седова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1169/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена народному орнаменту как полифункциональному явлению народной художественной культуры. Его потенциал рассматривается автором как резерв и источник мировоззренческих, ценностных, нравственных, художественно-эстетических и воспитательных средств.
Ключевые слова: Полифункциональность народного искусства, потенциал народного орнамента.
This paper is devoted to folk ornaments as multifunctional phenomenon of folk culture. Its potential is seen by the author as a source of reserve and worldview, values, moral, artistic, aesthetic and educational means.
Key words: polyfunctional folk art, folk ornament potential.
Изменения, происходящие сегодня в российском обществе, выдвигают целый ряд проблем, одной из важнейших является проблема воспитания и адаптации детей в современном мире. Не новой является идея обращения в этих условиях к нашим общим корням. В настоящее время народное орнаментальное искусство с его древней символикой, обрядовой и обереговой функциями, существует не как отголосок архаики, а продолжает бытовать, развиваться, заполняя собой предметный мир вокруг.
В современном мире народный орнамент приобретает новую значимость, прежде всего как духовный феномен, поскольку сохраняет и развивает базовую систему ценностей, отношений человека с миром. Это позволяет видеть в нем мощную нравственно-эстетическую силу, которая особенно значима в художественном воспитании и образовании человека.
Народный орнамент - полифункциональное явление народной художественной культуры и его потенциал следует рассматривать как резерв, источник мировоззренческих, ценностных, нравственных, художественно-эстетических, воспитательных средств. Среди множества функций народного орнамента можно выявить группы функций, каждая из которых обладает определенной педагогической направленностью.
Педагогический потенциал народного орнамента может складываться из следующих потенциалов:
- когнитивный потенциал, как возможность познания истории, развития и бытования, семантики орнамента, исследование этнорегиональных признаков традиционных видов орнамента;
- ценностный потенциал, как возможность формирования ценностных, мировоззренческих установок, этнической картины мира, культурной и исторической памяти;
- социально-культурный потенциал, как возможность формирования социально-культурной активности, участие в процессах сохранения, возрождения, развития народных традиций, знакомство и с культурами других народов, России, включения человека в художественную деятельность, связанную с природой, с национально-исторической памятью, с культурной традицией того или иного народного вида творчества;
- образовательный потенциал, как возможность всестороннего воспитания, широкого образования и развития личности, формирования особых качеств восприятия, воображения, креативности, эстетических интересов, суждений и оценок, предпочтений, вкуса.
Использование этих потенциалов может явиться эффективной оптимальной базой для художественно-эстетического образования детей, подростков, для подготовки будущих педагогов и руководителей студий декоративно-прикладного творчества.