Создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения как условие педагогического содействия реабилитации детей, больных сахарных диабетом
Автор: Штрейс Ольга Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 1470 раз
Библиографическое описание:
Штрейс, О. Н. Создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения как условие педагогического содействия реабилитации детей, больных сахарных диабетом / О. Н. Штрейс. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1311/ (дата обращения: 16.11.2024).
Радикальные изменения приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы ХХ века, затронули действие всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к появлению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Здоровье и качество жизни детей признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года. Здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны. От того, какими будут выпускники школ, вузов, во многом зависит будущее России. В зарубежной педагогике в начале 90-х гг. доказано, что формирование культуры здоровья и позитивное изменение образа жизни воспитанников связано с оздоровлением всего образовательного пространства школы.
В этих условиях актуализируются задачи создания здоровьесберегающего пространства в образовательных учреждениях, и в средней школе в частности, как возможной альтернативы в воздействии на сознание подрастающего поколения, формирования иерархии ценностей, созидательного, конструктивного отношения к окружающей действительности.
Следует отметить, что отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остаётся в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения обучающегося к своему здоровью. Здоровье и качество жизни учащихся признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 года. К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащихся, российские исследователи Э.Н. Вайнер, Н.К. Иванова, А.М. Куликов, и др. относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др.
Целостное восприятие человека диктует адаптационный подход в решении проблемы сохранения его здоровья. В современных условиях развития отечественной средней школы становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепление здоровья студентов во многом зависит от интеграции усилий всех участников учебно-воспитательного процесса.
Анализ научной психолого-педагогической литературы, собственный педагогический опыт, результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволяют выделить следующий комплекс организационно- педагогических условий, обеспечивающий педагогическое содействие реабилитации детей, больных сахарным диабетом, научно-организационное обеспечение адаптационного и здоровьесберегающего подходов к процессу реабилитации детей, больных сахарным диабетом: 1) установление гуманистического взаимодействия субъектов образовательного процесса в процессе совместной деятельности; 2) создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения для достижения максимальной эффективности физиологических, психических функций и поведенческих реакций личности в образовательном процессе; 3) включение в образовательный процесс реабилитационного курса «Школа диабета».
Вторым организационно-педагогическим условием является создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения для достижения максимальной эффективности физиологических, психических функций и поведенческих реакций личности в образовательном процессе.
Проблема педагогического содействия реабилитации детей, больных сахарным диабетом, аккумулирует в себе не только проблему здоровья с точки зрения медицины, но также предполагает психическое здоровье, социальное, физическое, духовно-нравственное. Медико-психологические, социальные и педагогические исследования (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева, О.И. Ковалева, О.В. Рихтер, У.Л. Семенова и др.) содержат убедительные доказательства ухудшения состояния здоровья детей больных сахарным диабетом, за период обучения в образовательных учреждениях. Следует отметить, что отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что образовательный процесс в учебных заведениях был и остаётся в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения обучающегося к своему здоровью.
С позиции адаптационного подхода здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Существует множество определений феномена «здоровье». Наиболее общее определение, сформулированное в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., основано на тех положениях, которые выдвинул Г. Сигерист: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Эксперты ВОЗ в 80-х г. ХХ столетия определили, что здоровье человека на 15–20% определяется генетическими факторами, на 20–25% зависит от состояния окружающей среды, на 10–15% – от медицинского обеспечения и на 50–55% зависит от образа жизни.
На основе контент-анализа психолого-педагогической литературы (Н.П. Абаскалова, Л.С. Елькова, В.К.Зайцев, В.В. Колбанов, С.В.Попов, Л.Г.Татарникова и др.) под здоровьесберегающим пространством образовательного учреждения мы понимаем систему управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на сохранение и укрепление социального, физического, психического здоровья и адаптации учащихся на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий.
Воспитательная ценность здоровьесберегающего образовательного пространства состоит в том, что при ее реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия для укрепления, сохранения и восстановления их здоровья, с учетом их запросов, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы.
К основным показателям здоровьесберегающего образовательного пространства средней школы можно отнести: гуманистическую направленность эмоционально-поведенческого пространства; учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых; всемерное развитие творческой личности; организацию лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий; содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекцию нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса; оздоровительную систему физического воспитания; разработку и реализацию дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.
Традиционные формы сохранения и укрепления здоровья учащихся – это консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, классные часы, беседы со специалистами и др. Наиболее приемлемыми и продуктивными в процессе сохранения и укрепления здоровья являются интерактивные формы, которые носят здоровьесберегающий характер и предусматривающие:
- воздействие на эмоциональную сферу ученика, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений здоровья;
- пробуждение творческого начала, способности стратегического и критического мышления;
- представление в сознании обучающегося мира культуры, природы и образования как живого организма. Учащийся должен почувствовать естественность и закономерность здоровьесберегающих, здлоровьеформирующих, культурных и образовательных процессов.
Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в рамках социума образовательного учреждения — это управляемый педагогический процесс. Рычаги управления этим процессом должны находиться в руках общественности – координационного совета по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни детей, в который должны войти представители местных органов исполнительной власти, общественных и коммерческих организаций, СМИ, действующих в радиусе педагогического влияния общеобразовательного учреждения, а также, учитывая ограниченные возможности здоровья детей, больных сахарным диабетом, представители специализированных медицинских учреждений и фармацевтических компаний.
Литература:
Башвец, Н.А. Проблемы здоровьесбережения [Текст] / Н.А. Башвец // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докладов международной науч. заочной конф., Липецк, 28 октября 2009 года / [отв.ред. А.В. Горбенко] . – Липецк : Издательский центр «Де-факто», 2009 . – C.90–92.
Вершинина, А.А. Реализация здоровьесберегающего подхода в педагогике школы : монография [Текст] / А. А. Вершинина, И. В. Власюк, Е. В. Гривко, Н. Ф. Демополова / под ред. А.В. Кирьяковой. – М. : 2000 . – 239 с.