Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пазгалова, Е. С. Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.) / Е. С. Пазгалова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1336/ (дата обращения: 16.11.2024).

Грязовецкий уезд Вологодской губернии располагался в юго-западной ее части, территориально занимал относительно небольшую площадь, но по плотности населения был достаточно густонаселенным. Руководство в Грязовецком земстве принадлежало дворянам [1, с. 633, 637-638]. Проблемы в сфере начального образования в Грязовецком земстве были характерными для большинства земств Вологодской губернии: недостаточное количество училищ и учителей; непосещение школ учащимися, особенно девочками; низкий уровень зарплат учителей и законоучителей и многое другое.

Подобные затруднения были устранены в Грязовецком уезде оригинальными способами. В 1873 году жалование учителям увеличено до 150 рублей, в 1882 до 200 рублей на первые три года службы, а через три года произошло увеличение зарплаты до 240 рублей [14, с. 26]. В 1876 году 300 рублей, выделенные губернским земством на наем образцового учителя, за неимением в уезде подобной квалификации педагогов, уездное земство выплачивало штатному смотрителю грязовецких училищ для наблюдения за процессом обучения и совершенствования методов преподавания его коллег [7, с. 42]. Для привлечения девочек в школы в 1878 году в 8 училищах учителя-мужчины, были заменены учительницами, что привело к обучению в них до 100 девочек [14, с. 19-20].

Помимо таких нетрадиционных для того времени подходов к решению существующих в уезде проблем школьного образования, уездное земство с первых лет работы земских учреждений способствовало росту общего количества начальных училищ. Данные об увеличении количества училищ и учащихся в них детей по уезду в целом за 35 лет деятельности Грязовецкого земства представлены в таблице 1.

Таблица 1

Рост числа училищ и учащихся по Грязовецкому уезду с 1870 по 1905 гг.

Год

Количество светских училищ

Количество приходских училищ

Общее число учащихся

% учащихся

на 1 училище

1870

5

10

532

11,8

1875

10

14

615

25,6

1880

11

14

664

26,0

1885

14

12

917

35,0

1890

14

13

920

34,3

1895

29

42

2778

39,0

1900

49

47

4002

41,5

1905

70

45

4777

41,0

Как можно увидеть из таблицы 1, главный вклад в народное образование принадлежал земству. Школы церковного ведомства в большинстве случаев существовали только на бумаге. Постепенно их количество уменьшалось, в то время как число земских училищ росло в начале медленно, а с 90-х годов ХIХ века увеличивалось в геометрической прогрессии за каждое пятилетие [11, с. 1].

Тем не менее, на народное образование в целом Грязовецким земством долго перечислялись небольшие суммы (до 1893 года по 6-9 тысяч рублей в год). Но со временем сфера народного образования стала привлекать к себе все больше внимания. 10 октября 1895 года было решено, по заявлению гласного В.М. Васильева открыть в память 25-летия Грязовецкого земства за два года 10 земских училищ, ассигновав на 1896 год 1500 рублей. В течение 1896-1897 годов все 10 земских школ были открыты. Дополнительным подтверждением постепенного роста расходов Грязовецкого земства на организацию начального образования служит таблица 2.

Таблица 2

Расходы Грязовецкого уездного земства Вологодской губернии

на организацию начального образования (1899-1905 гг.)

Год/статья расхода

1899

1900

1901

1902

1903

1904

1905

Содержание начальных земских школ


14198


15944


17614


20170


22995


25704=66


27197=66

Министерских училищ

740

990

1490

1490

1490

1490

1490

Учебные пособия

1225

1325

1495

1650

1750

2775

2875

Подготовка учителей

-

-

-

-

-

255=12

255=12

Организация горячих завтраков

-

-

-

-

-

100

200

Содержание земских стипендиатов


510


880


910


910


540


660


776

Постройка и ремонт школьных зданий


1200


2862=46


780


1080


1035=97


765=10


456=34

По данным на 1898/1899 учебный год Грязовецкий уезд лидировал по общему количеству земских школ (45 школ) среди других уездов Вологодской губернии, а также занимал первое место по соотношению количества жителей, приходящегося на одну школу ведомства Министерства народного просвещения (2331 человек) [2, с. 320-323]. Поэтому, не смотря на то, что разработка школьной сети в уезде началась только в 1896 году, он изначально опередил в ее развитии все остальные уезды губернии [11, с. 51].

При этом большинство училищ Грязовецкого уезда находилось в тесных, темных холодных крестьянских избах, не предназначенных для обучения детей. Все законоучителя состояли в сане священника, окончили курс в духовной семинарии, многие учителя получили специальную педагогическую подготовку или закончили среднее учебное заведение. Законоучителя получали годовое жалование по 25-30 рублей, учителя от 180 до 300 рублей, учительские помощники от 60 до 120 рублей. Достаточно низкая по сравнению с другими уездами Вологодской губернии оплата труда педагогов вынуждала брать на работу преподавателей с низшим уровнем образования или не имеющих учительского звания вообще [12, с. 54-57].

Для поддержания тяжелого материального положения учителей Грязовецкая земская управа предложила увеличить жалование педагогам со средним образованием, проработавшим пять лет, с 240 до 300 рублей в год, учителям с низшим образованием, отработавшим не менее пяти лет, увеличить содержание в том же размере. Грязовецкое уездное земское собрание на заседании 26 сентября 1902 года согласилось с данным предложением управы [13, с. 165].

Согласно исследованиям, проведенным Вологодской губернской управой, для введения всеобщего обучения в Грязовецком уезде в 1903 году было необходимо открыть 105 однокомплектных школ. При этом теоретические расчеты увеличены на 41 школьный комплект, так как если ограничиться 64 комплектами, то по разбросанности и малолюдству селений, очень большое их количество остается вне школьных районов [3, с. 483].

Для выполнения поставленной перед земством задачи по открытию новых начальных училищ, им было подано ходатайство перед губернским собранием о выдаче ссуды в 20 000 рублей сроком на 20 лет на постройку школьных зданий для следующих земских училищ: Беловскаго, Бродинскаго, Клобукинскаго, Лежедомскаго, Михалевскаго, Мишутинскаго, Новосельскаго, Николо-становскаго, Флоро-Лаврскаго и Черношингарскаго. Вологодским губернским собранием на заседании 15 января 1904 года было решено удовлетворить ходатайство Грязовецкого земства полностью, так как постройку 10 школьных зданий им решено произвести в течении 1904-1905 годов по пять училищ ежегодно [4, с. 195-196]. Параллельно, Грязовецкое земство ходатайствовало перед Министерством народного просвещения о выплате пособий в 15 000 рублей на постройку 20 училищных зданий и получило ответ о поддержании ходатайства в течение 1904 года. Вологодским губернским собранием на том же заседании данное ходатайство было поддержано с целью ускорения удовлетворения Министерством народного просвещения просьбы Грязовецкого земства [4, с. 204-206].

На 1 января 1911 года в уезде существовало 80 начальных училищ гражданского ведомства и 77 - духовного ведомства, при общем пространстве 6901 верста одна школа приходилась на 44 кв. версты и при числе населения 125 000 человек одна школа приходилась на 795 жителей. При этом 77 земских училищ были одноклассными с 3-летним сроком обучения, и лишь 3 училища – двухклассными с 5-летним курсом обучения. Из всего количества детей школьного возраста от 8 до 11 лет – 9661 человека, в школах гражданского ведомства обучалось 3128 (33%) и в школах духовного ведомства 2733 (28%), вне стен школы оставалось 3800 (39%) детей школьного возраста, то есть больше третьей части от общего количества обучающихся. К 1 сентября 1911 года в Грязовецком уезде для заполнения школьной сети земству предстояло открыть 21 школу и 63 комплекта [5, с. 1-6].

По сведениям Грязовецкой уездной земской управы к началу 1915-1916 учебного года для окончательного выполнения школьных сетей в уезде предстояло открыть 26 школьных комплектов предположительно до 1920 года. При этом почти половина начальных училищ уезда (47 школ из 103) не имела собственных зданий и располагалась в наемных крестьянских избах, совершенно не приспособленных для школы, холодных, темных и тесных [6, с. 3-4].

Если Грязовецкое земство достигло значительных успехов в заполнении школьной сети, то в сфере профессионального образования существенных результатов долго не было достигнуто. В 1912 году сельское население уезда не могло удовлетворить свои самые простые запросы и требования в профессиональной подготовке. Способом решения данной задачи стало открытие ремесленного отделения мастерской в городе Грязовце [9, л. 18]. В 1918 году в уезде уже функционировали ремесленная школа, ремесленное отделение при Семенцевском II начальном училище, два рукодельных класса при Раменском и Николо-Комьянском училищах [10, л. 173].

К 1911 году при 78 начальных училищах Грязовецкого уезда существовало только 8 ночлежных приютов. В остальных училищах дети размещались на ночлег в классе или в раздевальной и спали на полу. Всего на ночлег при училищах оставалось до 300 учащихся. Для ночлежных приютов не хватало удобных помещений, нар, спальных и умывальных принадлежностей. Необходимость в ночлежных приютах существовала в 19 училищах [9, л.22].

Горячие завтраки устраивались только при 35 училищах. Для распространения данного мероприятия А.П. Морозовым и другими членами уездного земского собрания было внесено предложение с 1912 года ввести приварки во всех земских, министерских и церковно-приходских училищах уезда [8, л. 6].

Таким образом, деятельность Грязовецкого уездного земства по развитию начального образования представляла собой достаточно широкий спектр действий: строительство школьных зданий, повышение оплаты труда педагогического персонала, обеспечение училищ мебелью и классными принадлежностями, устройство ночлежных приютов и горячих завтраков для учащихся детей, привлечение в школу девочек путем замены учителей-мужчин учительницами и устройства рукодельных классов. Все эти меры способствовали увеличению общего количества грамотного населения в Грязовецком уезде, популяризировали образование среди населения, привлекали помощь благотворителей и меценатов для обеспечения успешного перехода в 1918 году к всеобщему начальному обучению.


Литература:
  1. Веселовский Б. История земства: [в 4 т.]. Т. 4/Б. Веселовский. – СПб.: О.Н. Попова, 1911. – 821 с.

  2. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, третьей очередной сессии, десятаго трехлетия. – Вологда: Типография Губернскаго Правления: Типография А.В. Гудкова-Белякова, 1900. – 958 с.

  3. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, третьей очередной сессии ХI трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1903. – 1088 с.

  4. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, первой очередной сессии ХII трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1904. – 895 с.

  5. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, третьей очередной сессии ХIV трехлетия. – Вологда: Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1911. – 1590 с.

  6. Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания очередной сессии 1915 года. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типография П.А. Цветова, 1916. – 900 с.

  7. Вологодское губернское земское собрание. Систематический сборник постановлений Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания за 1870 -1901 гг.: [в 2 т.]. Т. II. - Москва: Товарищество типо-литографии Владимир Чичерин, 1905. - 922 с.

  8. ГАВО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 36

  9. ГАВО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 40

  10. ГАВО. Ф. 49. Оп. 1. Д. 153

  11. Грязовецкое уездное земское собрание. Вопросы народного образования в Грязовецком земстве. Приложение к докладам Управы Грязовецкому Уездному Земскому Собранию очередной сессии 1906 года. – Вологда: Типографии Н. Знаменского и П. Цветова,1906. – 48 с., 8 карт.

  12. Грязовецкое уездное земское собрание. Журналы Грязовецкого Очередного Уездного Земского Собрания десятого трехлетия третьей очередной сессии 1899 года. – Вятка: Губернская типография, 1900. – 390, VIII с.

  13. Грязовецкое уездное земское собрание. Систематический сборник постановлений Грязовецкого Уездного Земства, 1872-1902 гг: [в 3 т.]. Т.2. – Вологда:Типография Н.Знаменского и П.Цветова, 1907. - 563 с.

  14. Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898-1899 гг.: [в 2 т.]. Т. II. – Ярославль: Типо-лит. Э.Г. Фальк; Вологда: Типо-лит. Шахова и Клыкова, 1901. – 317 с.: 5 табл.


Основные термины (генерируются автоматически): Грязовецкий уезд, Грязовецкое земство, училище, Вологодская губерния, рубль, школа, народное образование, начальное образование, уезд, школьная сеть.

Похожие статьи

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Вклад Вологодского земства в становление и развитие Остаховской низшей сельскохозяйственной школы

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе Тюмени (начало XX века)

Социальное обеспечение инвалидов в России в первые годы советской власти (на материалах Тамбовской губернии)

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»)

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

Роль субкультуры этнических групп губерний Центральной России и Поволжья в развитии школьного образования дореволюционного периода (аналитический обзор)

Вклад россиян в восстановление оросительных систем и развитие ирригационного строительства Хатлонской области Республики Таджикистан (1924–1930 гг.)

Становление и общественно-политическая деятельность комсомольских организаций в дальневосточной деревне (1923–1925 гг.)

Похожие статьи

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Вклад Вологодского земства в становление и развитие Остаховской низшей сельскохозяйственной школы

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе Тюмени (начало XX века)

Социальное обеспечение инвалидов в России в первые годы советской власти (на материалах Тамбовской губернии)

Вклад промышленности Стерлитамака в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (на примере завода «Авангард»)

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

Роль субкультуры этнических групп губерний Центральной России и Поволжья в развитии школьного образования дореволюционного периода (аналитический обзор)

Вклад россиян в восстановление оросительных систем и развитие ирригационного строительства Хатлонской области Республики Таджикистан (1924–1930 гг.)

Становление и общественно-политическая деятельность комсомольских организаций в дальневосточной деревне (1923–1925 гг.)