Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.)
Автор: Пазгалова Екатерина Сергеевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 280 раз
Библиографическое описание:
Пазгалова, Е. С. Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.) / Е. С. Пазгалова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1336/ (дата обращения: 16.11.2024).
Грязовецкий уезд Вологодской губернии располагался в юго-западной ее части, территориально занимал относительно небольшую площадь, но по плотности населения был достаточно густонаселенным. Руководство в Грязовецком земстве принадлежало дворянам [1, с. 633, 637-638]. Проблемы в сфере начального образования в Грязовецком земстве были характерными для большинства земств Вологодской губернии: недостаточное количество училищ и учителей; непосещение школ учащимися, особенно девочками; низкий уровень зарплат учителей и законоучителей и многое другое.
Подобные затруднения были устранены в Грязовецком уезде оригинальными способами. В 1873 году жалование учителям увеличено до 150 рублей, в 1882 до 200 рублей на первые три года службы, а через три года произошло увеличение зарплаты до 240 рублей [14, с. 26]. В 1876 году 300 рублей, выделенные губернским земством на наем образцового учителя, за неимением в уезде подобной квалификации педагогов, уездное земство выплачивало штатному смотрителю грязовецких училищ для наблюдения за процессом обучения и совершенствования методов преподавания его коллег [7, с. 42]. Для привлечения девочек в школы в 1878 году в 8 училищах учителя-мужчины, были заменены учительницами, что привело к обучению в них до 100 девочек [14, с. 19-20].
Помимо таких нетрадиционных для того времени подходов к решению существующих в уезде проблем школьного образования, уездное земство с первых лет работы земских учреждений способствовало росту общего количества начальных училищ. Данные об увеличении количества училищ и учащихся в них детей по уезду в целом за 35 лет деятельности Грязовецкого земства представлены в таблице 1.
Таблица 1
Рост числа училищ и учащихся по Грязовецкому уезду с 1870 по 1905 гг.
Год |
Количество светских училищ |
Количество приходских училищ |
Общее число учащихся |
% учащихся на 1 училище |
1870 |
5 |
10 |
532 |
11,8 |
1875 |
10 |
14 |
615 |
25,6 |
1880 |
11 |
14 |
664 |
26,0 |
1885 |
14 |
12 |
917 |
35,0 |
1890 |
14 |
13 |
920 |
34,3 |
1895 |
29 |
42 |
2778 |
39,0 |
1900 |
49 |
47 |
4002 |
41,5 |
1905 |
70 |
45 |
4777 |
41,0 |
Как можно увидеть из таблицы 1, главный вклад в народное образование принадлежал земству. Школы церковного ведомства в большинстве случаев существовали только на бумаге. Постепенно их количество уменьшалось, в то время как число земских училищ росло в начале медленно, а с 90-х годов ХIХ века увеличивалось в геометрической прогрессии за каждое пятилетие [11, с. 1].
Тем не менее, на народное образование в целом Грязовецким земством долго перечислялись небольшие суммы (до 1893 года по 6-9 тысяч рублей в год). Но со временем сфера народного образования стала привлекать к себе все больше внимания. 10 октября 1895 года было решено, по заявлению гласного В.М. Васильева открыть в память 25-летия Грязовецкого земства за два года 10 земских училищ, ассигновав на 1896 год 1500 рублей. В течение 1896-1897 годов все 10 земских школ были открыты. Дополнительным подтверждением постепенного роста расходов Грязовецкого земства на организацию начального образования служит таблица 2.
Таблица 2
Расходы Грязовецкого уездного земства Вологодской губернии
на организацию начального образования (1899-1905 гг.)
Год/статья расхода |
1899 |
1900 |
1901 |
1902 |
1903 |
1904 |
1905 |
Содержание начальных земских школ |
14198 |
15944 |
17614 |
20170 |
22995 |
25704=66 |
27197=66 |
Министерских училищ |
740 |
990 |
1490 |
1490 |
1490 |
1490 |
1490 |
Учебные пособия |
1225 |
1325 |
1495 |
1650 |
1750 |
2775 |
2875 |
Подготовка учителей |
- |
- |
- |
- |
- |
255=12 |
255=12 |
Организация горячих завтраков |
- |
- |
- |
- |
- |
100 |
200 |
Содержание земских стипендиатов |
510 |
880 |
910 |
910 |
540 |
660 |
776 |
Постройка и ремонт школьных зданий |
1200 |
2862=46 |
780 |
1080 |
1035=97 |
765=10 |
456=34 |
По данным на 1898/1899 учебный год Грязовецкий уезд лидировал по общему количеству земских школ (45 школ) среди других уездов Вологодской губернии, а также занимал первое место по соотношению количества жителей, приходящегося на одну школу ведомства Министерства народного просвещения (2331 человек) [2, с. 320-323]. Поэтому, не смотря на то, что разработка школьной сети в уезде началась только в 1896 году, он изначально опередил в ее развитии все остальные уезды губернии [11, с. 51].
При этом большинство училищ Грязовецкого уезда находилось в тесных, темных холодных крестьянских избах, не предназначенных для обучения детей. Все законоучителя состояли в сане священника, окончили курс в духовной семинарии, многие учителя получили специальную педагогическую подготовку или закончили среднее учебное заведение. Законоучителя получали годовое жалование по 25-30 рублей, учителя от 180 до 300 рублей, учительские помощники от 60 до 120 рублей. Достаточно низкая по сравнению с другими уездами Вологодской губернии оплата труда педагогов вынуждала брать на работу преподавателей с низшим уровнем образования или не имеющих учительского звания вообще [12, с. 54-57].
Для поддержания тяжелого материального положения учителей Грязовецкая земская управа предложила увеличить жалование педагогам со средним образованием, проработавшим пять лет, с 240 до 300 рублей в год, учителям с низшим образованием, отработавшим не менее пяти лет, увеличить содержание в том же размере. Грязовецкое уездное земское собрание на заседании 26 сентября 1902 года согласилось с данным предложением управы [13, с. 165].
Согласно исследованиям, проведенным Вологодской губернской управой, для введения всеобщего обучения в Грязовецком уезде в 1903 году было необходимо открыть 105 однокомплектных школ. При этом теоретические расчеты увеличены на 41 школьный комплект, так как если ограничиться 64 комплектами, то по разбросанности и малолюдству селений, очень большое их количество остается вне школьных районов [3, с. 483].
Для выполнения поставленной перед земством задачи по открытию новых начальных училищ, им было подано ходатайство перед губернским собранием о выдаче ссуды в 20 000 рублей сроком на 20 лет на постройку школьных зданий для следующих земских училищ: Беловскаго, Бродинскаго, Клобукинскаго, Лежедомскаго, Михалевскаго, Мишутинскаго, Новосельскаго, Николо-становскаго, Флоро-Лаврскаго и Черношингарскаго. Вологодским губернским собранием на заседании 15 января 1904 года было решено удовлетворить ходатайство Грязовецкого земства полностью, так как постройку 10 школьных зданий им решено произвести в течении 1904-1905 годов по пять училищ ежегодно [4, с. 195-196]. Параллельно, Грязовецкое земство ходатайствовало перед Министерством народного просвещения о выплате пособий в 15 000 рублей на постройку 20 училищных зданий и получило ответ о поддержании ходатайства в течение 1904 года. Вологодским губернским собранием на том же заседании данное ходатайство было поддержано с целью ускорения удовлетворения Министерством народного просвещения просьбы Грязовецкого земства [4, с. 204-206].
На 1 января 1911 года в уезде существовало 80 начальных училищ гражданского ведомства и 77 - духовного ведомства, при общем пространстве 6901 верста одна школа приходилась на 44 кв. версты и при числе населения 125 000 человек одна школа приходилась на 795 жителей. При этом 77 земских училищ были одноклассными с 3-летним сроком обучения, и лишь 3 училища – двухклассными с 5-летним курсом обучения. Из всего количества детей школьного возраста от 8 до 11 лет – 9661 человека, в школах гражданского ведомства обучалось 3128 (33%) и в школах духовного ведомства 2733 (28%), вне стен школы оставалось 3800 (39%) детей школьного возраста, то есть больше третьей части от общего количества обучающихся. К 1 сентября 1911 года в Грязовецком уезде для заполнения школьной сети земству предстояло открыть 21 школу и 63 комплекта [5, с. 1-6].
По сведениям Грязовецкой уездной земской управы к началу 1915-1916 учебного года для окончательного выполнения школьных сетей в уезде предстояло открыть 26 школьных комплектов предположительно до 1920 года. При этом почти половина начальных училищ уезда (47 школ из 103) не имела собственных зданий и располагалась в наемных крестьянских избах, совершенно не приспособленных для школы, холодных, темных и тесных [6, с. 3-4].
Если Грязовецкое земство достигло значительных успехов в заполнении школьной сети, то в сфере профессионального образования существенных результатов долго не было достигнуто. В 1912 году сельское население уезда не могло удовлетворить свои самые простые запросы и требования в профессиональной подготовке. Способом решения данной задачи стало открытие ремесленного отделения мастерской в городе Грязовце [9, л. 18]. В 1918 году в уезде уже функционировали ремесленная школа, ремесленное отделение при Семенцевском II начальном училище, два рукодельных класса при Раменском и Николо-Комьянском училищах [10, л. 173].
К 1911 году при 78 начальных училищах Грязовецкого уезда существовало только 8 ночлежных приютов. В остальных училищах дети размещались на ночлег в классе или в раздевальной и спали на полу. Всего на ночлег при училищах оставалось до 300 учащихся. Для ночлежных приютов не хватало удобных помещений, нар, спальных и умывальных принадлежностей. Необходимость в ночлежных приютах существовала в 19 училищах [9, л.22].
Горячие завтраки устраивались только при 35 училищах. Для распространения данного мероприятия А.П. Морозовым и другими членами уездного земского собрания было внесено предложение с 1912 года ввести приварки во всех земских, министерских и церковно-приходских училищах уезда [8, л. 6].
Таким образом, деятельность Грязовецкого уездного земства по развитию начального образования представляла собой достаточно широкий спектр действий: строительство школьных зданий, повышение оплаты труда педагогического персонала, обеспечение училищ мебелью и классными принадлежностями, устройство ночлежных приютов и горячих завтраков для учащихся детей, привлечение в школу девочек путем замены учителей-мужчин учительницами и устройства рукодельных классов. Все эти меры способствовали увеличению общего количества грамотного населения в Грязовецком уезде, популяризировали образование среди населения, привлекали помощь благотворителей и меценатов для обеспечения успешного перехода в 1918 году к всеобщему начальному обучению.
-
- Литература:
Веселовский Б. История земства: [в 4 т.]. Т. 4/Б. Веселовский. – СПб.: О.Н. Попова, 1911. – 821 с.
Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, третьей очередной сессии, десятаго трехлетия. – Вологда: Типография Губернскаго Правления: Типография А.В. Гудкова-Белякова, 1900. – 958 с.
Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, третьей очередной сессии ХI трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1903. – 1088 с.
Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, первой очередной сессии ХII трехлетия. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1904. – 895 с.
Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания, третьей очередной сессии ХIV трехлетия. – Вологда: Типография Вологодскаго Губернскаго Правления, 1911. – 1590 с.
Вологодское губернское земское собрание. Журналы Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания очередной сессии 1915 года. Доклады Вологодской Губернской Земской Управы и приложения к ним. – Вологда: Типография П.А. Цветова, 1916. – 900 с.
Вологодское губернское земское собрание. Систематический сборник постановлений Вологодскаго Губернскаго Земскаго Собрания за 1870 -1901 гг.: [в 2 т.]. Т. II. - Москва: Товарищество типо-литографии Владимир Чичерин, 1905. - 922 с.
ГАВО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 36
ГАВО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 40
ГАВО. Ф. 49. Оп. 1. Д. 153
Грязовецкое уездное земское собрание. Вопросы народного образования в Грязовецком земстве. Приложение к докладам Управы Грязовецкому Уездному Земскому Собранию очередной сессии 1906 года. – Вологда: Типографии Н. Знаменского и П. Цветова,1906. – 48 с., 8 карт.
Грязовецкое уездное земское собрание. Журналы Грязовецкого Очередного Уездного Земского Собрания десятого трехлетия третьей очередной сессии 1899 года. – Вятка: Губернская типография, 1900. – 390, VIII с.
Грязовецкое уездное земское собрание. Систематический сборник постановлений Грязовецкого Уездного Земства, 1872-1902 гг: [в 3 т.]. Т.2. – Вологда:Типография Н.Знаменского и П.Цветова, 1907. - 563 с.
Начальное образование в Вологодской губернии по сведениям 1898-1899 гг.: [в 2 т.]. Т. II. – Ярославль: Типо-лит. Э.Г. Фальк; Вологда: Типо-лит. Шахова и Клыкова, 1901. – 317 с.: 5 табл.