Подготовка будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности в поликультурной среде
Автор: Шевченко Анастасия Александровна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 1719 раз
Библиографическое описание:
Шевченко, А. А. Подготовка будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности в поликультурной среде / А. А. Шевченко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1337/ (дата обращения: 16.11.2024).
Modern tendencies in professional training of future teachers of physical training should consider all pedagogical conditions including specific features of socio- cultural environment. We believe that a foreign language can be effective means for the formation of professional qualities of future teachers of physical training. Morning exercises, active games and other activities conducted in English by teachers of physical training create the opportunities to improve the quality of studies during the lessons in secondary education establishments.
Key words: a teacher of physical training, socio- cultural environment, a foreign language, professional training.
Реализация основных задач профессиональной деятельности, определенных в Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке и других нормативных документах, требует от учителя быть способным к творческой организации учебно-воспитательного процесса, осуществлять научные исследования педагогического процесса с целью разработки и внедрение авторских методик и технологий обучения и воспитания, свободно владеть методологией педагогики, овладевать новыми технологиями и информационными системами, обобщать передовой педагогический опыт, критически оценивать результаты собственной работы, творчески работать в направлении профессионального самосовершенствования. Важнейшей составляющей содержания общего образования становится культурный компонент в системе воспитания личности [6, с.106].
Анализ научных трудов отечественных и зарубежных исследователей показывает, что многие ученые обращают внимание на проблемы поликультурного образования и вопросы формирования поликультурной компетентности подрастающего поколения.
Так, проблемы профессиональной подготовки учителей в своих исследованиях поднимали выдающиеся мировые педагоги Я. Коменский, А. Макаренко, Ж. Руссо, В. Сухомлинский, К. Ушинский и др. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в мировой педагогике в начале 60-х годов XX века. Интерес к поликультурному воспитанию был обусловлен распространением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществе с полиэтническим составом.
Поликультурное образование – это одновременное приобретение знаний и соответствующее воспитание, передача более точной и совершенной информации при уважении к группам меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшении академических достижений учащихся, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма. Поликультурное образование следует рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям [3, с. 1-2].
Все это требует анализа поликультурного компонента в системе педагогического образования будущего учителя. Целью реализации поликультурного образования является обучение студентов толерантному отношению к множеству ценностей, существующих в мире и отличающихся от их собственных.
Нынешнее образование формирует (в открытой или скрытой форме) у учащихся интолерантное сознание. Однако гуманистические тенденции обучения и воспитания, основанные на идеях свободного воспитания, принципах так называемой педагогики сотрудничества. Организуя поликультурное образовательное пространство, важно учитывать, что толерантность, толерантное сознание, личностный смысл толерантности - понятия, близкие понятием гуманистической педагогики, а отчасти и психологии, но не тождественны им.
Поликультурная компетентность учителя - интегративное качество личности будущего специалиста, которое формируется в процессе обучения, и включает систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном поликультурном обществе, которые реализуются в способности эффективно решать задачи педагогической деятельности в ходе позитивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса представителями различных культур.
Содержание педагогического образования с учетом его поликультурного компонента, с позиций философии и культурологии, а также представленные характеристики позволяют выделить главные направления развития системы педагогического образования:
- пересмотр целей и задач образования, исходя из особенностей современной социокультурной ситуации, основанный на опыте продуктивного взаимодействия;
- разработка основ межличностного и межкультурного взаимодействия студентов и преподавателей;
- повышение производительности педагогического образования на основе овладения студентами опытом творческой педагогической деятельности;
- фундаментализация знаний, доведение их до высочайшего уровня обобщения и дальнейшего использования в организации межкультурного взаимодействия;
- совершенствование технологий педагогического образования, их направленность на формирование умений межкультурного взаимодействия и развитие самостоятельности студентов [1, с.4].
В данном контексте высокая поликультурная компетентность педагогических кадров и ее формирование у будущих учителей становятся важным условием обеспечения готовности молодого поколения к полноценной жизнедеятельности в современном европейском пространстве. В связи с этим данная тема в современном образовании достаточно актуальная.
Целью нашего исследования является изучение особенностей подготовки современных учителей физической культуры и процесса формирования их профессиональных качеств для работы в условиях поликультурной среды.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить тенденции и особенности формирования умений и навыков будущих учителей физической культуры в подготовке их к организации учебной работы со школьниками;
- определить педагогические условия формирования готовности будущих учителей физической культуры к работе в поликультурной среде;
- разработать модель формирования поликультурной компетентности студентов, с целью их профессиональной подготовки.
Компетентность - это ситуативная категория, которая выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях, большинство исследователей связывают проблему компетентности с профессиональным становлением личности. Рассматривают ее как оценочную категорию, что характеризует человека как субъекта профессиональной деятельности, ее способность выполнять задачи, которые принадлежат к ее компетенции.
Понятие «компетентность» приближено к понятию «компетенция», однако это далеко не аутентичные понятия. Поскольку под компетенцией понимают совокупность полномочий, которыми должны обладать определенные лица согласно законов, иных нормативных актов, положений, инструкций, уставов, как знания, опыт в той или иной отрасли.
В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается в таких значениях:
- совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда;
- объем навыков выполнения задания;
- комбинация личностных качеств;
- вектор профессионализации;
- единство теоретической и практической готовности к труду;
- способность осуществлять сложные виды культуросоответствующей деятельности и т.д. [6, с.137].
В структуре поликультурной компетентности личности будущего учителя физической культуры следует выделить следующие компоненты: 1) мотивационно -ценностный - включает мотивы, цели, ценностные установки студента, что предусматривает его отношение к будущей профессиональной деятельности как к ценности и потребности в формировании и самовоспитании своей поликультурной компетентности; 2) когнитивный - характеризует совокупность знаний о культуре, сущность и способы самовоспитания поликультурной компетентности; способность к систематизации и обобщению знаний; 3) деятельный - предполагает наличие умений вступать в интеркультурный коммуникацию с носителями иноязычной культуры, передавать инструментарий самопознания и саморазвития другим, рефлексировать собственную деятельность и поведение; 4) эмоциональный - обуславливает положительное оценивание педагогических явлений с опорой на социальные и личностные значимые ценности, способность воспринимать внутренний мир другого и отождествлять себя с ним [5, с. 10].
Так, мотивационно-ценностный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе.
Когнитивный компонент предполагает сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе.
Деятельностный компонент отражает сформированность поликультурных умений и навыков по соблюдению социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, наличие опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур.
Перечисленные компоненты являются той базой, на которой происходит дальнейшее развитие у будущих учителей поликультурной компетентности. Когнитивный компонент является ведущим в структуре поликультурной компетентности студента, так как на его основе формируются и развиваются следующие компоненты структуры.
Ключевыми идеями профессионально-педагогической подготовки учителя в поликультурной среде являются:
- подготовка к поликультурному межличностному взаимодействию - новый способ теоретической концептуализации и практической организации педагогических процессов на основе ценностей равноправного диалога, взаимного уважения и ненасилия между индивидуальными и коллективными субъектами;
- подготовка с позиций поликультурности – активная социально-педагогическая среда, предполагающая одновременное существование нескольких ценностных и целевых оснований и перспектив, доступных каждому субъекту воспитательного пространства, а также диалог между ними;
- подготовка с позиций поликультурности предполагает такую ее организацию, которая основана на приоритете социально-ценностных форм, содержания, способах их постоянного диалога и обеспечена демократическими механизмами выработки и реализации решений.
В рамках исследования особое значение приобретает изучение компонентов профессионально-педагогической подготовки студентов.
Современные педагоги выделяют следующие компоненты профессиональной подготовки, как: 1) формирование диалектико-материалистического мировоззрения, нравственной воспитанности, социальной активности, 2) общая педагогическая и психологическая подготовка, включающая знание закономерностей воспитательного процесса, целей, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания, глубокое понимание учащихся и учителей среды, способность осуществлять комплексный подход к воспитанию, овладения педагогическими умениями, в частности, умениями проектировать и анализировать результаты своей педагогической деятельности, профессионально оценивать применяемые средства и находить их оптимальные сочетания, 3) специальная подготовка, т.е. подготовка к учебной работе по предмету; 4) подготовка к работе классного руководителя, к работе с детскими общественными организациями; 5) формирование умений и навыков общественно-политической и просветительской работы среди населения; 6) подготовка к осуществлению элементов научного исследования в процессе педагогической деятельности, к поиску наиболее эффективных способов обучения и воспитания на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс достижений передового опыта и педагогической науки [2, с. 84].
На основе современных данных философских, психологических, педагогических и других наук были выделены мотивационно-целевой, содержательно-операционный и оценочно-результативный элементы профессиональной подготовки студентов.
Цель профессиональной подготовки студентов определяет специфику всех ее элементов, она обогащает ее содержание и обеспечивает, особенно ценностно-значимым ее результат, выражающийся в повышении уровня поликультурного взаимодействия субъектов профессиональной подготовки. Специфика цели такой подготовки студентов предполагает особое взаимодействие и взаимовлияние педагога и студента. С одной стороны, это цель, которая определена педагогом - повысить самостоятельность будущих учителей, их конкурентоспособность, профессионализм. С другой стороны, это цель, стоящая перед студентом - активно включиться в профессиональную деятельность, приобрести соответствующие знания, умения, навыки и опыт, сознательно развивать в себе такие положительные качества личности, как трудолюбие, организованность, инициативу, силу воли, дисциплинированность, аккуратность, активность, целеустремленность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления. Считаем необходимым подчеркнуть, что субъекты профессиональной подготовки стремятся не только включиться в учебный процесс, но и организовать межкультурное взаимодействие, чтобы это положительно повлияло на процесс становления будущего специалиста.
В процессе подготовки будущего специалиста в условиях поликультурного окружения необходимо учитывать социокультурную специфику среды, в которой находятся учителя физической культуры, и их индивидуальные особенности. Специфика методов поликультурного воспитания определяется диалогическим характером функционирования и развития культуры, уровнем этнокультурной идентификации личности, уровнем знаний о поликультурной среде, их эмоциональной культурой и культурой поведения, требующих использования активных методов: беседа, дискуссия, диалог, моделирование, проектирование, реконструкция, рефлексивные методы , ролевые игры. Студенты должны осознавать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из них вытекают из традиций того или иного народа и являются для него закономерным достижением опыта и исторического развития.
Проведенные нами предварительные исследования позволяют утверждать, что не существует единого подхода к пониманию профессиональной подготовки. В педагогической энциклопедии профессиональная подготовка трактуется как "совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств личности, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по избранной профессии; процесс сообщения учащимся соответствующих знаний и умений". Однако, некоторые ученые подчеркивают, что такие характеристики недостаточно подчеркивают специфику профессиональной подготовки учителя, и считают целесообразным рассматривать ее как систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у личности профессиональной готовности к определенной деятельности.
Литература:
Болгаріна В. Культура і полікультурна освіта /В.Болгаріна, І.Лощенова// Шлях освіти. – 2002. – №1 – С.2-6.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. – 560 с.
Васютенкова И.В. Развитие поликультурной компетентности учителя в условиях последипломного образования: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Васютенкова. – СПБ, 2006. – 27 с.
Волик Л.В. Підготовка майбутніх учителів початкової школи до полікультурного виховання учнів: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Інститут педагогіки і психології професійної освіти Академії педагогічних наук України. – К., 2005. – 20 с.
Данилова Д.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов / Л.Ю. Данилова // Учитель. – 2007. – № 3 – С. 12-15.
Радул В.В., Кравцов В.О., Михайліченко М.В. Основи професійного становлення особистості сучасного вчителя. Навчальний посібник. – Кіровоград: Поліграфічно-видавничий центр ТОВ «Імекс ЛТД», 2007. – 252 с.